Аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Жизнь в коллективе

Как обернуть грызню сотрудников на пользу


24.10.2017 376

Внутренняя конкуренция сотрудников — далеко не новое явление для России. Мало того что призрак соцсоревнований еще не забыт. Так на его основу накладывается еще и западная корпоративная культура, предполагающая, что каждый должен стремиться быть первым. В теории все выглядит хорошо. На практике — не очень.

Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Важно то, куда направлен вектор внутренней конкуренции сотрудников. «Конкуренция конкуренции рознь. Если речь идет о внутренней конкуренции, ориентированной на результат, то это очень хорошо и полезно для компании. Если же конкуренция между сотрудниками ставит своей целью продвижение по карьерной лестнице или борьбу за бонусы, это уже не конкуренция, а «грызня», — считает исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко. «В каких-то объемах внутренняя конкуренция — это действительно хорошо, — говорит гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. — Но речь должна идти о здоровой конкуренции. Как только она переходит в плоскость самопрезентаций по принципу „я — хороший, а сосед — плохой“, это означает, что у компании начинаются проблемы». По его словам, здоровая или функциональная конкуренция означает, что люди соревнуются в том, кто больше знает и умеет. Сталкивание сотрудников лбами, когда руководитель придумывает ситуации, в которых они могли бы конкурировать, быстро принимает деструктивный характер.

«Здоровая конкуренция — мотор развития компании. Вот только „степень здоровости“ и должен держать под контролем руководитель», — считает PR-менеджер компании «Империя кадров» Ольга Федорова. «Когда люди начинают конкурировать на ниве имитации бурной деятельности (ИБД) — плохо. Это означает, что много энергии тратится не на развитие бизнеса, а на выяснение взаимоотношений», — говорит Сергей Пятенко. По его словам, хороша та внутренняя конкуренция, которая вносит вклад в повышение внешней конкурентоспособности компании. Иначе ресурсы просто растрачиваются впустую.

Чем вредит внутрикорпоративная «грызня»

«Важно то, каким именно образом сотрудники доказывают компании, что они лучше, сильнее и эффективнее, — говорит исполнительный директор компании Begin Group Марианна Сливницкая. — Если процесс внутренних коммуникаций в компании недостаточно отлажен, то существует множество способов доказывать это, нарушая общепринятые этические и корпоративные стандарты».

«Внутренняя конкуренция может возникать из-за здоровой или излишней амбициозности людей, различных точек зрения на тот или иной процесс деятельности, — говорит руководитель департамента компании „Империя кадров“ Александр Баранюк. — Как правило, конфликтные ситуации вырастают на почве раздела денег, клиентов или должностных функций». По его словам, человек чувствует, что достоин лучшего и большего и начинает лоббировать свои интересы у руководства компании всеми доступными способами. «Негативный эффект может быть достаточно силен: корпоративные интриги часто приводят к увольнению эффективных работников, значительному нарушению корпоративной культуры, — говорит Марианна Сливницкая. — Если подобное происходит на уровне топ-менеджеров, то от таких „игр“ может зависеть и успех всего бизнеса компании».

Слабое звено

«Чаще всего конкурируют сотрудники отделов продаж, эта конкуренция сознательно инициируется и поддерживается руководством на высоком уровне и используется в качестве дополнительного стимула к повышению уровня продаж, — говорит Вера Сафонова, консультант по персоналу компании „Экспресс-Персонал“. — Результаты работы менеджеров публично объявляются, обсуждаются, и именно от этих результатов зависит вознаграждение, которое может быть не только материальным». Но любопытно, что именно эта тщательно выстраиваемая руководством система мотивации может дать обратный эффект. Например, если менеджеры по продажам мотивированы только на увеличение оборота, а не на прибыль и у них есть возможность самостоятельно регулировать скидки. В этой ситуации покупатель получает возможность, общаясь с разными менеджерами одной компании, сталкивать их лбами и получать очень большие скидки.

В целом же негативный эффект внутренней конкуренции выражается в том, что взаимная поддержка и помощь в компании сводится на нет, а командный дух попросту теряется. Сотрудники большую часть времени уделяют отслеживанию работы своих «конкурентов», поиску ошибок, что, соответственно, снижает их отдачу. Кроме того, в компаниях с сильно развитой внутренней конкуренцией резко возрастает текучесть кадров. Ведь работать в накаленной не командной атмосфере очень сложно.

Правила внутренней конкуренции

По мнению экспертов «Известий», существует набор правил, которые позволяют держать внутреннюю конкуренцию под контролем. «Всеобщей панацеи от пандемии конкуренции нет, — отмечает PR-менеджер компании „Империя кадров“ Ольга Федорова. — Но чтобы не заиграться и не вовлечь в игру под названием внутренняя конкуренция сотрудников, необходимо четко регламентировать их обязанности, сферы работы и влияний».

«Причины недобросовестной внутренней конкуренции могут быть связаны с неудачной системой мотивации, — отмечает исполнительный директор компании Begin Group Марианна Сливницкая. — Так, например, различные рейтинги, доски почета, награждения и так далее могут сравнивать людей необъективно и, соответственно, провоцировать внутренние конфликты, обусловленные конкуренцией. Если руководству очевидно, что один сотрудник слабее другого, то едва ли имеет смысл доводить ситуацию внутренней конкуренции до крайности».

Например, менеджер по продажам, заработавший больше денег для компании, чем его коллега, мог сделать это как потому, что он эффективнее работает, так и по ряду других причин — возможно, второй менеджер работает с более сложными или менее крупными клиентами, или, может быть, первому менеджеру повезло на какой-либо удачной продаже, которая не отражает ситуации в секторе. Активное награждение первого менеджера может быть вредно для компании, а вызванная внутренняя конкуренция может оказаться бессмысленной и привести к уходу второго сотрудника.

«Чего управленцу делать не стоит, так это применять в своей практике такую „конкуренцию“, когда одно и то же задание дается нескольким разным людям и по итогам выбирается лучший проект», — утверждает исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко. По его словам, лучший вид конкуренции, когда сотрудник конкурирует сам с собой. То есть в процессе работы сравниваются не успехи Иванова с успехами Петрова, а успехи Иванова сегодня с успехами Иванова вчера. Этот тип конкуренции весьма успешен, поскольку он стимулирует людей расти профессионально и при этом не создает в коллективе ситуацию «битвы за погоны».

Известия www.izvestiya.ru

Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Читайте также

  • Как получать от работы удовольствие23 Октябрь, 2017

    Если вы перестали интересоваться тем, чем занимаетесь на работе, а новые задачи не вовлекают вас в их решение, то у вас началась апатия и вы больше не получаете удовольствия от работы. Психологи называют такое состояние специалиста профессиональным выгоранием и считают, что данную проблему можно и нужно срочно решать.

  • Сопроводительное письмо: когда встречают "по одежке"23 Октябрь, 2017

    Встречают по одежке, и по... сопроводительному письму

  • Сложный выбор: хороший коллектив или высокая заработная плата22 Октябрь, 2017

    Осуществляя смену рабочего места, соискатель выбирает место, где ему придется проводить большое количество своего времени, решая профессиональные и стратегические задачи, а поэтому новое место трудоустройства должно быть комфортным для специалиста во всех его смыслах. Так случается, что идеального место, отвечающего всем вашим параметрам удобства нет, следовательно приходится выбирать «наименьшее зло». Самым сложным проблематичным выбором для специалиста является: хороший коллектив vs высокая заработная плата.

  • Каких работников не хватает Украине20 Октябрь, 2017

    Этих специалистов ждут в Украине

  • Как соискателю завоевать внимание на собеседовании?18 Октябрь, 2017

    Собеседование – деловая встреча, на которой работодатель и соискатель впервые встречаются тет-а-тет, чтобы понять подходят ли они друг другу. Так как на работу все-таки трудоустраивает компания, то проведение собеседования часто находится в руках именно работодателя. Из-за чего соискатель чувствует дискомфорт, стеснение, неудобство. Такое поведение выдает неуверенность, нерешительность соискателя, а кому из работодателей нужен неуверенный в себе работник?! Сегодняшняя наша статья посвящена тому, как выглядеть соискателю на собеседовании более уверенно и завоевать внимание работодателя.

Создайте лучшее резюме всего за несколько минут и работа Вашей мечты найдется быстрее!

↑ Наверх