Конечно,
в идеале на работе надо решать
деловые вопросы, исполнять свои обязанности, по сути, трудиться на благо
компании. Однако это лишь теория, на деле разбавленная совместным чаепитием,
офисными сплетнями, дружеским общением и конфликтами
с коллегами.
Поскольку все люди разные, то и мнения у них расходятся часто, как в личной
жизни, так и на работе. Соответственно, для любого человека важно уметь сглаживать острые углы, находить
компромисс. Делать это нужно грамотно, контролируя свои эмоции и обдумывая
каждый последующий шаг. Каких бы масштабов ни была ваша ссора с коллегой,
помните, что на кону не только разрешение возникшей проблемы, но и сохранение репутации и имиджа. Кроме
того, не помешает остаться в добрых отношениях с оппонентом, ведь вам еще
предстоит работать вместе.
Вполне вероятно, что тот человек, с которым у вас возник конфликт на работе, не
относится к числу скандалистов, а соответственно вполне вероятно, что вину за
конфликт лежит не только на его, но и на ваших плечах. Один допустил ошибку,
другой погорячился – и вот уже весь офис с интересом наблюдает за ходом вашей
словесной дуэли. Чтобы завершить
конфликт миром, прийти к одному решению и не нажить себе врага, необходимо,
в первую очередь, взять в руки себя, а во-вторых, правильно выстроить диалог с
оппонентом. Для того же, чтобы диалог как таковой у вас получился, стоит также снизить агрессию со стороны оппонента. Когда
человек пребывает в нервном напряжении, он не способен к адекватному поведению,
признанию своих ошибок, компромиссам. Безусловно, это не значит, что вам нужно
взять всю вину на себя и пойти на любые уступки, лишь бы у коллеги улучшилось
настроение.
Уведите разговор в более позитивное
русло. Когда конфликт находится на начальной стадии, полезно разрядить
обстановку какой-нибудь шуткой, общим воспоминанием. «А помнишь, в прошлом году
в отделе маркетинга девчонки чуть не подрались? Может, повторим их опыт?» – в
этом предложении есть и юмор, и признание проблемы, и намек на существование
другого, не агрессивного пути ее решения.
Поинтересуйтесь его аргументами. Попросите
своего собеседника спокойно изложить аргументы. Чем больше в его речи будет
встречаться оборотов «мне кажется», «скорее всего», «вряд ли» и подобных, тем
вероятнее, что он основывает свою позицию на догадках и предположениях, а не на
реальных фактах. Ваша задача – обратить на это его внимание.
Похвалите. Поскольку отвергая мнение
вашего оппонента, вы задеваете его самолюбие. Дайте понять, что вы уважаете
своего коллегу и цените его как профессионала. Сделать комплимент нужно без лести и заискивания. Пусть он прозвучит
естественно: «Согласен, у тебя больше опыта в таких вопросах, но…». Все, что
последует после «но» будет воспринято уже с большим вниманием, поскольку вы
сначала признали авторитет коллеги.
Говорите только о своем отношении.Критика, направленная на действия или качества человека, неизменно вызывает
негативную реакцию. Удержитесь от того, чтобы назвать поступок коллеги
безответственным, а его самого – разгильдяем. Скажите ему о чувствах, которые
испытываете в свете развивающихся событий: «Я не уверен, что такой подход
является наиболее удачным», «Мне жаль, что мы не можем найти общий язык». По
мнению вашего собеседника, вы не имеете права критиковать его, но он, в свою
очередь, не имеет права подвергать критике ваши чувства.
Следите за громкостью. «Чем выше
тон, тем ниже уровень спора» – помните об этом, даже если коллега вышел из себя
и изображает белугу. При наличии благодарных зрителей в виде других коллег,
спокойным тоном предложите своему нервному другу перенести ваш разговор в
другое помещение или снизить громкость прямо здесь, чтобы не мешать работать другим. Также можете (опять
же, спокойно) сообщить ему, что не будете продолжать разговор на повышенных
тонах. Или просто молча выслушайте тираду, а когда он закончит, продолжите свою
мысль, как будто этой эмоциональной речи и не было. Этим вы дадите понять, что
воспринимаете только нормальный тон. В любом случае, фильтруйте услышанное от
раздраженного человека. В гневе можно высказать не только справедливые
замечания, но и массу гадостей. Принимать ее к сведению совсем не обязательно.
Решайте конфликт один на один.
Постарайтесь разобраться со своими проблемами самостоятельно, не подключая к
обсуждению других коллег. Продемонстрируйте способность отстоять собственное
мнение, не унизив оппонента в глазах коллектива (в случае, если его позиция
окажется более шаткой). Призывать в качестве судьи начальника стоит только в
крайних случаях (на кону благосостояние компании, значительный контракт).
Обращение к нему не должно выглядеть ябедничеством («Иванов снова сделал ошибку
в расчетах!») или другим эмоциональным посылом («Я просто не могу больше с ним
работать!»). Подготовьте аргументы в защиту своей позиции и предложите коллеге
вместе пойти к начальнику для обсуждения проблемы.
Соглашайтесь. Людям нравится, когда
признают их правоту. Подарите своему оппоненту такую радость. Хотя бы в чем-то,
но ваши с ним позиции наверняка сходны. Не спешите отметать в сторону его идею
целиком, выберите из нее допустимые для себя моменты и озвучьте их. «То есть ты
предлагаешь сократить завоз продукции в крупные магазины и увеличить – в более
мелкие торговые точки? Согласен, сейчас это оправданно». Этими словами вы
выиграете себе очко расположения коллеги. В следующем пункте обсуждения уже он
согласится пойти на уступки.
Признавайте существование других
вариантов. Дважды два – четыре. Это понятно. Но далеко не каждая задача
имеет одно верное решение. Не зацикливайтесь на своей позиции, ведь существуют
и другие. Будьте профессионалом – абстрагируйтесь, оцените все имеющиеся в
наличии варианты и выберите оптимальный. Даже если его автор не вы. Ошибаться
не стыдно, стыдно не уметь этого признать.
Помните о первоначальной причине
конфликта. В пылу ссоры немудрено отклониться от заданного курса и
переключиться с решения основной проблемы на смежные. Не стоит, обсуждая
несовершенства совместного проекта, переходить на личности и припоминать все
предыдущие грехи своего коллеги. Ваша задача – не побольнее друг друга задеть,
а прийти к решению, которое устроит обоих и пойдет на пользу делу.
Отходите от стереотипов. До
совершенства большинству из нас очень далеко, поэтому не стоит сбрасывать со
счетов вероятность собственной оплошности. Да, решение, предложенное коллегой,
кажется неверным и нелепым, оно неминуемо приведет к провалу. Такой может быть
первая реакция на нестандартный подход, рискованный шаг. Но ведь все
нововведения поначалу вызывают опаску и напряжение. Возможно, это как раз тот
случай, когда стоит пойти ва-банк, отойти от правил? Искренне постарайтесь
осмыслить предлагаемые доводы в пользу нового подхода и только при наличии
веских контраргументов продолжайте отстаивать свою точку зрения.
Избегайте обобщений. Конструктивная
критика должна быть конкретной. Чтобы адекватно отреагировать на вашу
претензию, собеседник должен четко понимать, в чем именно заключается ваше
недовольство. «Ты всегда так поступаешь!». Как «так» и когда это «всегда»
(число, месяц, точное время)? Размытые, обобщенные фразы свидетельствуют о том,
что реальных аргументов обвинения у вас нет, а значит, спор вами проигран.
Не давите авторитетом. Предположим,
вы работаете со своим оппонентом в паре, но при этом занимаете более высокую
должность. Если конфликт зайдет в тупик, последнее слово действительно
останется за вами, но пока расставлены еще не все точки над «і», использовать
этот козырь нельзя. Этим вы на корню пресечете дальнейшую инициативу коллеги, а
за собой закрепите репутацию тирана, не приемлющего иного мнения, кроме своего собственного.
Там, где есть люди, всегда будет присутствовать человеческий фактор. Будьте
терпимы, сдержаны и не забывайте, что вы с коллегой работаете в одной команде. Завершите
день, в котором разгорелась ваша ссора, так, чтобы потом не стесняться подать
друг другу руку.
Читайте также:
«Наука критиковать»
«Как противодействовать
неконструктивной критике»
«Что нельзя делать молодому
руководителю»
«Вы намного старше вашего
руководителя? Тонкости поведения»
«Разрешение конфликтов. Методы
управления конфликтами»
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.