Как в связи с развитием рынка и компаний меняются требования к тренерам?
27.08.2007 223 Я провожу тренинги более 10 лет. И могу констатировать, что рынок тренинговых услуг и требования к тренерам действительно претерпели изменения.
Трудно поверить, но еще каких-нибудь 4-5 лет назад тренерам приходилось писать статьи на тему «Что такое тренинг?», чтобы объяснить потенциальным заказчикам, что они им предлагают. Сегодня на просторах Интернета или в тематических печатных изданиях (которых, кстати, тоже раньше не было) скорее найдешь статьи о том, как выбрать тренера или провайдера тренинговых услуг, как провести тендер и чему нужно, а чему нет, обучать сотрудников.
Какие еще изменения наблюдаются? Как они влияют на требования к тренерам?
Самое главное изменение – это изменения, произошедшие с самими клиентами, заказчиками тренинговых услуг. Если раньше заказчики просили провести «просто какой-нибудь тренинг» или же долго с опаской выясняли зачем к ним пришел этот странный человек, который предлагает какое-то обучение. То теперь многие заказчики стали «продвинутыми пользователями».
«Опытный заказчик» пройдя сам или заказав для своих сотрудников ряд тренингов, сегодня уже может сравнивать и знает критерии, по которым он может выбирать исполнителя. Опытный заказчик сейчас умеет задавать вопросы и знает что спросить.
При этом он знает результат, который хочет получить от тренинга, что вообще можно получить от тренинга, какие бывают тренинги и какой тренинг и с какой квалификацией тренер может решить поставленную задачу. Заказчики научились формулировать заказ.
Появилось больше хорошей бизнес-литературы. ВУЗы сориентировались и ввели новые курсы и специализации бизнес-направления. Многие владельцы бизнеса и топ-менеджеры имеют хорошее отечественное или зарубежное образование (МВА, различные школы и курсы повышения квалификации) и знают как должно быть организовано обучение. Они хотят получить качественное обслуживание, как по уровню предлагаемого материала, так и по уровню организации процесса обучения (использования технического оборудования, конференцсервиса и так далее).
В результате развития и трансформации многие компании стали системными. У них по всем правилам прописаны миссия, стратегические и тактические цели, описаны бизнес-процессы и функции каждого подразделения и каждого менеджера, созданы и введены стандарты работы (обслуживания покупателей, документооборота и так далее). В этой ситуации руководители и менеджеры знают, чему они хотят обучать свой персонал.
По аналогии с известным управленческим концептом «Управление по целям», я бы даже ввела новый термин - «Обучение по целям». Сейчас компании разрабатывают бюджет и планируют обучение сотрудников разного уровня тому, что поможет компании стать цельным и четко функционирующим организмом, который способен достичь поставленных целей в намеченные сроки. И «лишние» знания и навыки для таких компаний уже не нужны. Им нужно именно то, что им нужно.
В связи с тем, что это системные компании, то и предпочтение они отдают провайдерам тренинговых услуг, которые так же работают на системной основе и могу предоставить им стандартизированные (без «лишнего творчества»), разработанные под заказчика продукты и всю документацию, четко отработать заказ, четко провести мониторинг результатов. К свободным тренерам такие компании относятся как к кустарному производству именно потому, что считают, что системную компанию может обучать только системный тренер.
Для малых компаний все еще привлекательны недорогие свободные тренеры-одиночки. Крупные компании предпочитают комплексное обслуживание, долгосрочные контракты и гарантию результатов, которую могут дать только тренинговые центры или провайдеры тренинговых и консалтинговых услуг. Часто системные компании создают собственные корпоративные тренинговые центры и обучают персонал с помощью квалифицированных внутренних тренеров, знающих всю специфику изнутри.
Все вышесказанное не касается тренеров-гуру, родоначальников и руководителей школ. На них по-прежнему ходят и у них учатся. Их тренинги стали более серьезными, в них поднимаются общие вопросы бизнеса и освещаются различные глобальные подходы. Состав участников таких тренингов так же претерпел изменение. Навык креативно и системно мыслить больше приветствуется у топ-менеджеров.
Нужно отметить, что на рынке есть спрос и на консультантов-тренеров, то есть людей, которые могут самостоятельно или в составе экспертной группы собрать информацию и, сделав анализ ситуации в компании, предложить целую систему мер по ее улучшению. В этом случае тренинги являются только одним из инструментов, который используется наряду с коучингом руководителя, проведением штабных сессий с топ-составом компании, комплексной работой над согласованием работы всех подразделений предприятия и т.д.
Цель – наладить работу компании, относясь к ней как к единой системе. И то, что человек является и консультантом и тренером одновременно, может служить большим плюсом, так как при работе с компанией на различных уровнях такой специалист полностью погружается в проблемное поле и может создать эксклюзивные тренинговые продукты именно для данной компании.
Таким образом, на сегодняшнем этапе развития бизнеса и компаний востребованы тренеры, которые:
1. либо являются сотрудниками тренинговых компаний или корпоративных университетов и проводят стандартизированные тренинги высокого качества при хорошем уровне организации учебного процесса.
2. либо тренеры, глубоко специализирующиеся на одном виде тренингов (например, только для торговых представителей или только для сотрудников фитнес-клубов)
3. либо тренеры-консультанты, которые могут как домашний врач, поставить диагноз и заняться комплексным «лечением».
4. либо тренеры-гуру, показывающие новые тенденции и работающие с системным видением.
Быть просто опытным тренером, имеющим в арсенале несколько стандартных, пусть и хороших, тренингов, сегодня мало.
Елена Самсонова, Тренинговый центр "Бизнес Сервис"