Собеседование состоит из множества вопросов: о талантах соискателя и его опыте работы, предстоящих обязанностях и условиях труда. Работодатель стремится найти достойного специалиста, кандидат – стабильную работу. Но есть особая тема, которая одинаково интересна обеим сторонам - зарплата.
Чего греха таить – материальная мотивация ценна для соискателей, ведь на голом энтузиазме и прожиточном минимуме долго не продержишься. Тем не менее, лишь единицы способны свободно рассуждать на денежные темы с потенциальным работодателем.
Во-первых, человек, заинтересованный в получении работы, стремится произвести наилучшее впечатление. Для этого он перечисляет свои достоинства, заслуги, качества. И меркантильное упоминание о зарплате на столь идиллическом фоне кажется совсем не уместным. «Пусть меня сначала возьмут на работу, - рассуждает соискатель, - а потом уже видно будет». Работодатель, в свою очередь, понимает, что такого скромного работника можно будет эксплуатировать по полной, не особенно беспокоясь о материальном вознаграждении.
Во-вторых, о деньгах говорить неудобно и унизительно. Конечно, это миф, который стоит развенчать простым логическим доводом. Приходя в магазин, разве вы берёте товар не глядя и бесплатно? Нет, вы проверяете его качество и смотрите на ценник. На рынке труда товаром являются ваши услуги. Они имеют своё качество и, как следствие, цену. Если вы её не назовёте – вас не «купят», или самостоятельно назначат вам меньшую стоимость. Об этом стоит помнить не только тогда, когда вы устраиваетесь на работу, но и когда чувствуете, что заслуживаете повышения зарплаты.
10 правил денежных переговоров на собеседовании
1. Обсуждать зарплату – нужно. Примите это как факт, как неотъемлемую составляющую собеседования.
2. Даже если в вакансии, на которую вы откликнулись, был указан оклад, эту информацию стоит уточнить при личной встрече во избежание недоразумений в будущем.
3. Ознакомьте работодателя со своими приоритетами в работе. Стремление к развитию и достижению результатов станет достаточным основанием для обсуждения достойного уровня зарплаты.
4. Поднимать денежную тему лучше к концу беседы, когда получена остальная информация (работодателем – о вас как специалисте, а вами – об условиях работы и обязанностях).
5. Предпочтительнее дождаться момента, когда потенциальный работодатель сам заговорит об окладе. Заранее подготовьте ответ на вопрос о желаемой зарплате. Определяя сумму, основывайтесь на своей квалификации и реальной рыночной ситуации.
6. Дискуссия приветствуется. Не стоит сразу соглашаться на предложение работодателя, если оно вас не удовлетворяет. Подготовьте убедительные аргументы в свою пользу (грубейшая ошибка соискателя – ссылаться на личные проблемы: присмотр за старыми родителями, выплата кредитов, воспитание троих детей и т.д.).
7. Помните, что работодатель не заплатит вам больше того, что вы попросите. Поэтому не называйте скромную сумму.
8. Имейте в виду, что не все работодатели ищут дешёвую рабочую силу: успех компании зависит от сильной команды, а профессионализм оплачивается достойно.
9. Если работодатель не спешит интересоваться вашими финансовыми пожеланиями, сообщите ему о них самостоятельно. Самое удачное время для этого – когда спрашивают, есть ли у вас вопросы к работодателю (успешного кандидата, как правило, об этом спрашивают). Конечно, вопрос о зарплате не должен звучать первым.
10. Расставив все точки над «і» в зарплатном вопросе, не забудьте уточнить размер оклада на период испытательного срока. Как правило, он составляет сумму на 20% ниже оговоренной зарплаты.
Какую сумму называть работодателю?
Чтобы обсуждать с потенциальным работодателем размер оклада, необходимо заранее определиться с желаемой цифрой. Откуда её взять? Явно не с высокого потолка. Слишком завышенные и, как ни странно, заниженные зарплатные ожидания способны поставить крест на успешном собеседовании.
Вы готовы к обсуждению зарплаты, когда:
- ознакомились с предложениями по заработной плате на рынке труда в своём сегменте;
- дали оценку своим профессиональным качествам;
- изучили (или хотя бы примерно определили) финансовые возможности компании-работодателя;
- имеете в голове цифру, которую можете озвучить на собеседовании;
- можете назвать допустимый для себя минимум оклада.
Основанием для озвучивания более крупной суммы могут стать следующие факторы:
- компания вышла на вас через «хэд хантеров», то есть специалистов, которые выискивают лучших кандидатов и переманивают их в компанию-заказчика;
- вы уверенны в своих конкурентных преимуществах: например, имеете опыт работы в крупной компании, зарубежного сотрудничества, знаете несколько иностранных языков, владеете выдающимися дипломатическими способностями и т.д.;
- имеете дополнительное образование, престижный сертификат;
- должность предполагает ненормированный рабочий график, частые командировки, работу с вредными материалами.
Делая акцент на своих профессиональных качествах и заслугах, будьте внимательны и не перегните палку. В противном случае, работодатель назовёт вас «overqualified» («слишком квалифицированным специалистом»), что, хоть и приятно для самолюбия, но в данном случае будет означать для вас отказ в рабочем месте.
Психологи рекомендуют называть работодателю цифру на 10-20% выше той, на которую вы реально рассчитываете. Именно на этот процент ваш собеседник постарается уменьшить ваши зарплатные аппетиты. В результате вы получите нужный оклад, а работодатель не будет считать, что переплатил вам.
1. Наличие ежемесячных бонусов, квартальных / годовых премий.
2. Хороший социальный пакет: обучение за счёт компании, медицинская страховка, предоставление служебного автомобиля / жилплощади и т.д.
3. Выгодные условия работы: сокращённый рабочий график, посменная работа, близость офиса к дому (отсутствие транспортных расходов), бесплатные обеды в офисе, предоставление сотрудникам беспроцентного кредита и т.д.
4. Перспектива быстрого карьерного роста.
Учтите, что в больших компаниях на не топовых должностях оклад, как правило, ниже, чем на аналогичных должностях на небольшом предприятии. Это связано с тем, что позиции корпораций и без того надёжны и им нет смысла тратиться на специалистов среднего звена. Мелкие же фирмы узко специализированы и делают ставку на профессионализм своих сотрудников, а профессионалам нужно хорошо платить. Поэтому если вас интересует престиж, громкое имя компании, то есть вероятность, что придётся согласиться на меньшие деньги.
Примите во внимание эти подсказки и не забудьте о важнейшем условии успешных переговоров – подаче самого себя. Будьте спокойны, уверенны, позитивны, и работодатель пойдёт вам навстречу даже в щекотливых финансовых вопросах!
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?