Ошибка 1. И море по колено, и горы по плечо
- Если нашего шефа посетит какая-то мысль, значит пора «прятаться в окопы», - рассказывает Елена, менеджер совместного торгового предприятия. - Он будет давать задания, призывать к действиям и требовать наших предложений. Для создания видимости того, что он прислушивается к мнению коллектива, он соберёт менеджеров и даже кое-кого из «смертных», чтобы посоветоваться. В действительности же не пожелает выслушать ни одного замечания по проекту и тем более мнения о нецелесообразности его внедрения в предложенном руководителем виде. Единственное, что можно услышать от босса в ответ на все ремарки - это: «Да вы пессимисты! Откуда столько неверия?» При этом шеф не устает повторять, что первых успехов в бизнесе (ещё во время перестройки) он достиг только благодаря риску и вере в собственные силы.
Ошибка 2. Вера в собственную непогрешимость
Веру руководителя в собственные силы, знания, умения и навыки обычно называют в числе важнейших качеств успешного лидера. Однако, когда уверенность переходит в слепую веру в собственную непогрешимость, это только мешает работе.
- Когда наш шеф выдвигает идею, а сотрудники его отговаривают, он никого не желает слушать, - рассказывает Нина Яковлевна, начальник отдела розничной торговли. – Однако, когда что-то не удаётся, босс во всём винит подчинённых и никогда самого себя, говоря: «Такую идею испортили!» или «Плохо спланировали». После этого он делает несколько выговоров и замечаний, лишает премии и жалуется кому-то по телефону (в приёмной всё слышно), какие все кругом бездари и лентяи, не могут выполнить простых поручений, не хотят работать.
Ошибка 3. Всех несогласных – на Соловки
На любом предприятии рано или поздно находятся правдоискатели. Они пытаются донести до руководителя что «пошло не так», какое решение неверно, какая из стратегий неэффективна. Реакция на критику со стороны подчиненных зависит от дальновидности руководителя. Увы, есть начальники, которые совершенно к ней не прислушиваются. Более того, наш шеф на каждой планёрке подчёркивает: если кого-то что-то не устраивает, он никого здесь не держит.
Когда одна из наших работниц Нина Эдуардовна тактично высказалась о нерациональности очередного перераспределения обязанностей, шеф начал кричать, что она устраивает демарш и препятствует работе компании. Как и следовало ожидать, шеф велел ей написать заявление об увольнении.
Действительно, с такими работниками редко перезаключают контракт на новый срок. Но избавляясь от всех сомневающихся и несогласных, руководитель лишает себя шанса исправлять ошибки по мере их возникновения.
Ошибка 4. Царь сам разбирается с людом
Подчинённые руководители у босса-авторитарщика не имеют не только власти, но и возможности высказать собственное мнение.
«Моя должность здесь – чисто номинальная, - смеётся начальник отдела Евгения Павловна. – Я ничего не решаю. Директор берёт работника в мой отдел, а меня даже никто не удосуживается спросить о необходимости этого. Как работать и отвечать за людей, к трудоустройству которых ты не имеешь никакого отношения? Точно так же и с увольнением. Босс вызвал к себе секретаря Иру из нашего подразделения и велел, чтобы она писала заявление об увольнении. Я только потом об этом узнала.
Ошибка 5. Психологический прессинг
Павла Антоновича большинство сотрудников побаивается. Если он выходит из себя, то начинает орать. Дело не ограничивается словами «идиотка» и «придурок». В дело идёт нецензурная лексика.
- Выхожу от него, как оплёванная, - жаловалась Алла Анатольевна. – Сплошные унижения… Как после такого работать?..
Ошибка 6. Всё время ругает и никогда не хвалит
Когда я, волею судьбы, в течение года работала в школе, у нас был очень угрюмый директор Вячеслав Николаевич. Как бы педагоги ни бились, ни старались, он никогда никого не хвалил. Но уже если ошибались, спуску никому не давал.
- Обидно не то, что ругает, - делилась со мной завуч младших классов. – Если есть за что, пусть бы кричал. Обиднее всего то, что, если всё хорошо, он никогда не похвалит, не отметит, не поблагодарит. Не секрет, что весь раздаточный материал приходится делать самому и даже привлекать своих домашних. Картинки, карточки, лото, игры… Всех их, чтобы прослужили долго, оклеиваем скотчем. Необходимо покупать книжки, резать их и создавать серию тематических картинок. Мы, педагоги школы, очень стараемся, чтобы всё было в полном порядке: ведём работу с молодыми специалистами, открываем специализированные классы, используем новейшие методики, даём открытые уроки, руководим работой городского методического объединения. И… ни слова благодарности от руководителя.
Ошибка 7. Неравные условия
Следующая ошибка руководителя – это неравные условия для всех работников. Одним за замену доплачивают больше (в процентном выражении), другим – меньше. Одних отпускают по их личным делам, а другим говорят писать заявление за свой счет. Одним (вне зависимости от прикладного характера получаемой специальности) оплачивают сессию, а другим – нет.
Ошибка 8. Грузят на того, кто везёт
- Обязанность организации рекламных игр лежит на руководителе нашего подразделения Игоре Олеговиче, - рассказывает Настя. - Именно он придумывает игру, описывает условия её проведения и вносит предложение директору. Конечно, у руководителя подразделения не хватает фантазии, чтобы выдавать идеи одну за другой. Логично было бы собрать всех сотрудников на планёрку и попросить подготовить свои предложения. Не тут-то было. Игорь Олегович сразу идёт ко мне как к самой креативной сотруднице. Я на ходу придумываю новую рекламную игру. Игорь Олегович тут же записывает все мои идеи, оформляет на бумаге, а потом получает все лавры. Ведь при этом шеф даже не считает нужным объявить остальным, кто придумал игру, кому принадлежит эта заслуга, как-то, хотя бы словесно, поощрить. Тому факту, кто всё это придумал, вообще не придаётся никакого значения. А нашему генеральному вообще на это наплевать. Главное – чтобы игра «работала», деятельность компании популяризировалась. Пусть бы хоть раз сказал генеральному, кто придумывает эти игры. А-то я так повышения никогда не дождусь.
Ошибка 9. Личные симпатии в ущерб профессионализму
Когда у человека прекрасное чувство юмора, он понимает тебя с полуслова и во всём поддерживает, это прекрасно. Но это совсем не означает, что такой человек будет хорошим специалистом. К сожалению, некоторые руководители, точнее, руководительницы, этого не понимают. Они с радостью помогают своим подругам устроиться на работу. Конечно, иметь в штате подругу – хорошо и весело. Всегда есть с кем выпить кофе и пройтись в обед по магазинам. Но дело от этого однозначно (кроме редких случаев, когда подруга оказывается первоклассным специалистом) страдает. С другой стороны, нередко увольняют отличных специалистов, у которых, к примеру, проблемы с общительностью.
Когда подошло время перезаключения контрактов, начальник отдела Ирина Владимировна предложила не продлевать контракт Марине, которая работала дизайнером по рекламе. Мы были просто ошарашены. За три с половиной года работы к Марине не было ни одной претензии по работе. Но все мы знали, чем вызвано недовольство начальника отдела. Марина была не очень общительная и, как бы это сказать, неулыбчивая. Одним словом, без дела в кабинет руководства никогда не заходила, с коллегами (за исключением одной-двух) не общалась.
- Ходит, надувшись на весь свет, - возмущалась наша руководительница. – Смотреть противно…
Собственно, поэтому она и решила её уволить…
Ошибка 10. Необязательность и непорядочность
Обычно принято пенять на необязательность сотрудников: задерживают подготовку отчётов, забывают о поручениях, игнорируют распоряжения. Но нередко точно так же ведут себя и руководители.
- Когда мы начинали работу над новым проектом, - рассказывает менеджер Татьяна, - шеф пообещал, что поощрит тех, кто принял активное участие в разработке, если проект будет успешным. Даже сказал какую (в денежном выражении) премию даст. Однако, когда проект заработал и начал приносить доход, ни о какой премии больше никто не вспоминал. Естественно, после этого в «сказки» о поощрении никто не верит. И не рвётся выдвигать новые идеи и проекты.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?