Работодатели согласны: нечего работать за кусок хлеба. Работать надо бесплатно. Потому что деньги — зло. И доброе начальство всегда готово нас от них уберечь.
Фараону Хеопсу повезло с подчиненными. Настоящие трудоголики с простой и ясной мотивацией. Назвался богом, поставил задачу — и вот они уже ползут по пустыне с камнями для пирамиды. Попробовал бы он реализовать свой маленький каприз в наше время. Заявил бы подчиненным, что он бог, — так те бы сразу оказали первую помощь, надев смирительную рубашку. Но, скорее всего, ему бы на пирамиду просто денег не хватило. Потому что попробуй сейчас построить хотя бы скромный особнячок — ничего же не выйдет. Вокруг кишат жадные подчиненные, которые каждый месяц требуют зарплату.
Бесполезно уговаривать их, что только благодаря рабскому труду были созданы величайшие произведения архитектуры. Не хотят брать пример с египтян. Похоже, ноу-хау Хеопса здесь неприменимо. Но смышленые работодатели XXI века научились обходить все трудности и использовать рабский труд незаметно для самих угнетенных. Делают они это так.
СТЫДЯТ
Задача: сотрудник должен понять, что только из-за его нерасторопности родная компания проиграла конкурс на добычу марочного муската со дна моря Лаптевых. Да, вы до сих пор только разводили мотыля для китайских ресторанов. Ну и что с того? Сотруднику за то и платят зарплату, чтобы преодолевал препятствия. Точнее, платили.
Ключевая фраза:
"Ну что же вы, батенька, так оплошали! А мы-то на вас надеялись..."
Ничего не получится, если...
...в штатном расписании и трудовом договоре четко прописаны обязанности конкретного сотрудника и критерии оценки. Тогда его сложно будет нагрузить заранее неисполнимой работой, а тем более пристыдить за ее невыполнение. Только если он работник скромный и с сильным комплексом неполноценности. Стань таким, и рабовладельцы к тебе потянутся.
СОБЛАЗНЯЮТ
Задача: жертва должна выйти из кабинета, размышляя с блуждающей улыбкой, какие плавки лучше купить для грядущего отдыха в Полинезии. Если начальник сумеет красочно описать перспективы, будущий раб согласится:
- перейти в новую компанию на ту же должность, но с зарплатой вдвое больше Не пугайся, заплатят только за первый месяц. А потом обвинят в некомпетентности и предложат выбор — или увольняться или идти на понижение. То есть на ту позицию, для которой сотрудник и заманивался.
- работать за гроши ради имиджа Например, в должности вице-президента по стратегическому маркетингу и расклейке объявлений на столбах, с рабочим местом в отдельной каморке с табличкой на двери. Чтобы новый вице-президент не грустил, ему регулярно напоминают о перспективах.
- надеть себе «золотые наручники» Специалисты по трудоустройству называют так страховки, кредиты, абонементы в фитнес-центры и корпоративные вечеринки. То есть все, что компания готова дать сотруднику вместо большой зарплаты, потому что ей это обходится гораздо дешевле.
Ключевая фраза:
"...Но бонусы мы выдаем по частям. Для вашего же блага. А то броситесь сразу остров покупать — на вас всех не напасешься!"
Ничего не получится, если будущий подчиненный:
- выяснит, что заставило его предшественника покинуть это сказочное место, если не инвалидность от злоупотребления дижонскими лангустинами;
- поинтересуется, сколько вообще в компании вице-президентов, чем занимается «вице-президент по недопущению ухудшения санитарно-экологической обстановки в офисном помещении» и почему все его называют «тетя Фрося»;
- обратится в агентство по трудоустройству и узнает за разумную мзду, куда обычно переходят вице-президенты от его нового работодателя — председателями советов директоров транснациональных корпораций или менеджерами по сбыту гороскопов.
БРАТАЮТСЯ
Не обязательно троекратно целоваться с начальником службы охраны и смешивать кровь, сделав ямку в земле под офисной диффенбахией. У работодателя совсем другая…
Задача: сотрудники должны себя почувствовать одной большой семьей, где один за всех и все за одного, где каждый подставит другу плечо и где просто стыдно упоминать о деньгах, даже если кому-то недоплатили. Ну какие счеты между своими!
Ключевая фраза:
"Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались! Да вместе мы горы свернем!"
Ничего не получится, если...
- ...в обмен на свою лояльность новой семье, подчиненный потребует того же от нее. Например, захочет в середине дня поехать на рыбалку, потому что как-то утомился и надо развеяться. Родственники не должны быть против — они ведь заботятся о душевном комфорте друг друга!
БЕРУТ НА СЛАБО
Задача: заставить подчиненного доказывать, что он способен горы свернуть. Или хотя бы продать на одну газонокосилку больше, чем его сосед по комнате — глухонемой аутист. Если получится, наивный работник будет:
- вкалывать за проценты от прибыли при минимальной зарплате А если продажи газонокосилок упадут из-за двухлетней засухи или тайфуна Агафья, ничего страшного — говорят, голодать полезно.
- участвовать во внутреннем конкурсе на лучший маркетинговый план Никто не мешает боссу признать победителем своего дальнего родственника и устроить чествование с речами и конфетти. Из десятка полученных от соискателей планов берут все лучшее и благодарят всех за участие. А проигравшему сообщат, что не ожидали от него такого провала и считают его зарплату несправедливо высокой.
Ключевая фраза:
"Ну вы-то, вы-то, неужели не сумеете?! С вашими способностями!"
Ничего не получится, если...
- ...жадина-сотрудник станет требовать оплату, пусть даже небольшую, за любую сделанную работу. Даже если по ней просто проверяются его способности. Только непрактичные работодатели, которые выплачивают все зарплаты и гонорары, терпят такую неслыханную наглость. Сразу же ясно, что раб из него никакой.
УЧАТ
Задача: подчиненный должен осознать — его дипломы принесут пользу, только если смастерить из них воздушного змея и отдать беспризорникам. Потому что его учили неправильно, поверхностно и не тому. Иначе и быть не могло: агрессивные продажи елочных игрушек — это тайное знание, которым можно овладеть только под руководством опытного гуру. То есть непосредственного начальника. А требовать с учителя деньги — абсурд и черная неблагодарность.
Ключевая фраза:
"Ах вас так учили? И на прошлой работе были довольны?! Ладно, раз уж взял, увольнять не буду. Хоть человека из тебя сделаем..."
Ничего не получится, если...
- ...сотрудник попросит пояснить, что именно должен изучить, сколько на это отводится времени, как будут оцениваться результаты и какой после этого будет зарплата. А узнав, что учиться будет в процессе работы и единственный способ оценки — удовлетворенность босса, немедленно уволится.
ОБЪЯВЛЯЮТ СЕБЯ БАНКРОТОМ
Это на наивном Западе банкроты режут себе вены заблокированными кредитками, не выдержав позора. У нас-то все поймут, что босс — просто ловкий парень и у него есть...
Задача: убедить сотрудников, что денег на зарплату не хватает не потому, что активы переведены на новую фирму. Просто это временные трудности. Босс может сослаться на неотмененную поправку Джексона—Венника или атаку хакеров, которые надругались над зарплатной ведомостью. А потом уговорить всех уволиться со старой фирмы, чтобы приняться на новую. Примут, естественно, только нужных, а от балласта избавятся безо всякого выходного пособия.
Ключевая фраза:
"Все будет хорошо!"
Ничего не получится, если вредный сотрудник:
- откажется увольняться добровольно и будет скрупулезно выполнять все свои обязанности по договору. Тогда даже по статье уволить не удастся. Придется платить выходное пособие;
- после ликвидации фирмы подаст в суд, чтобы ему возмещали заработанное из имущества фирмы или даже из личных средств владельца. Если он сумеет доказать, что компания разорилась по вине хозяина, возможно, боссу придется принимать в гостях судебного исполнителя и помогать ему донести до дверей собственный новый холодильник.
ЗАПУТЫВАЮТ
Задача: работник должен поверить, что Матрица существует. И переговоры о зарплате проходили именно там. А теперь он вернулся в реальный мир, где вместо шестичасового рабочего дня и бесплатного бассейна его ждет шестичасовой сон и море обязанностей.
Ключевая фраза:
"Что вы, дорогой мой, конечно, это сумма в рублях! Мы так и договаривались, вы просто недопоняли..."
Ничего не получится, если коварный человек возьмет на собеседование или переговоры об условиях работы:
- диктофон
Тогда они не смогут исказить свои обещания совсем уж неприличным образом, да еще потребовать неустойку за отказ работать бесплатно.
- ручку и бумагу
И предложит прямо на переговорах написать от руки договор о намерениях, чтобы не забыть, кто, что и кому предлагает. Красивые бланки и печати — это общепринято, но не обязательно, так что такая бумажка — вполне надежный документ.
ОБВИНЯЮТ
Задача: убедить сотрудника, что, скрепив документы зеленой скрепкой, он обидел очень важного клиента, который терпеть не может этот цвет. Теперь компания на грани краха, директора едва вынули из петли, а главбух никогда больше не сможет улыбаться. Ущерб невосполним, но его можно искупить трудом. Бесплатным, разумеется.
Ключевая фраза:
"Вы, очевидно, даже не понимаете всю серьезность своего положения..."
Ничего не получится, если кандидат в рабы:
- повредничает при подписании трудового договора. И включит пункт о том, что он возмещает только документально подтвержденные убытки, если вдруг что-то сделает не так. Плюс обозначит то имущество компании, за которое несет ответственность. Тогда случайно ронять монитор, пока его владелец вышел пообедать, а потом обвинять и требовать компенсации, будет просто бесполезно;
- пойдет жаловаться в профсоюз. Про них давно забыли, а зря — профсоюзы очень хотят вернуть былую славу и за несправедливо обвиненного работника могут встать горой. Спорить с работодателями, в том числе в суде, они любят и умеют.
РАЗВЕДЫВАЮТ
Задача: выяснить, приходится ли новому сотруднику оплачивать что-то жизненно важное, кроме корпоративно приемлемого серого галстука в бурую полоску и полусухого пайка в местном буфете. Особо благожелательное внимание вызывают дорогостоящие приобретения вроде жены, детей и ипотечного кредита. Если что-то такое найдется, возможно, сотрудник будет держаться за работу даже больше, чем она этого заслуживает. Поэтому можно ему заменить часть зарплаты страховкой или кредитом. Не пикнет!
Ключевая фраза:
"Да, трудно нынче молодым, трудно! Особенно у кого семья. Правильно говорю?"
Ничего не получится, если подчиненный:
- не склонен к откровенной болтовне и мягко уходит от любых обсуждений своей частной жизни. А также знает себе цену и не паникует при неприятном стечении обстоятельств. Если, например, уволившись с предыдущего места он: не вешал по городу рекламные щиты со своим резюме, а ездил по собеседованиям на роликах, делая вид, что просто решил отдохнуть, но не откажется от очень уж выгодного предложения;
- отказался идти на испытательный срок, а предложил свои услуги в качестве независимого консультанта или «парттаймера» (на полставки), что гораздо выигрышнее для имиджа хорошего профессионала. Начальство сразу смекнет: этот работник умный и обратить его в рабство будет трудно.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.