Поэтому каждой из сторон нужно учесть все возможные стоп-факторы, действующие как красная тряпка даже на самого хладнокровного английского лорда.
Стоп-факторы, раздражающие рекрутера:
Безалаберность
Время рекрутера – это всегда деньги, притом, деньги компании, которую он представляет. Его рабочий день расписан поминутно, и кандидатов в его расписании не один, и не два. Если кто-то из приглашенных на
собеседование проявляет вопиющую непунктуальность, не явившись на встречу в назначенное время, да еще и без предупреждения – всё, привет и в черный список! Безалаберность в такой ответственный момент, как устройство на работу, трактуется как необязательность вообще и в принципе. Рекрутеру недосуг выяснять, что именно случилось, если кандидат не удосужился позвонить сам и внятно объяснить причину. Залог успешности рекрутера – классные специалисты, а не безответственные и необязательные личности.
Неправдивая информация о соискателе
Рекрутер обращает самое пристальное внимание на рекомендации кандидата. Хорошие рекомендации – это всегда плюс, но не стоит надеяться, что любое хвалебное слово будет принято на веру. Компании доверяют хедхантеру подбор персонала, а значит, качество отбора гарантировано деловой репутацией рекрутера. И рисковать в рекрутинговых агентствах не принято: любые рекомендации обязательно будут проверены. Тем более что в большинстве случаев хвалебные отзывы оказываются, мягко говоря, неправдивой информацией. «Липовая» рекомендация – это огромный минус для соискателя, ведь классные специалисты не используют запрещенных приемов и не нуждаются в дешевой рекламе.
Неаккуратность
В США и в Европе, в индустриальной Японии люди с детства привыкают к мысли о том, что «встречают по одежке»: корпоративная культура предполагает определенный дресс-код. В наших широтах с давних пор бытует известная пословица на эту тему, но вспоминают о ней почему-то немногие. Если человек, претендующий на серьезную должность, предполагающую тесное общение с клиентами компании, приходит на собеседование неряшливо одетым, он может попрощаться с мыслью о замещении искомой
вакансии. Креативный подход к гардеробу приветствуется, если речь идет о творческой работе, и то не всегда – это определяется политикой компании. Кеды, кепки и майки лучше оставить дома, а если хороший костюм и галстук портит вам настроение на остаток дня – лучше задуматься о том, хотите ли вы вообще работать в офисе. Классный специалист не станет недооценивать важность профессионального дресс-кода.
Нежелание говорить по-существу
Основная задача рекрутера – в ходе общения выяснить, насколько кандидат соответствует предлагаемой вакансии и является ли он профессионалом своего дела. Для этого у хедхантеров есть свои методы проведения интервью, главной целью которого является стремление разговорить соискателя на предмет его реальных профессиональных достижений, опыта работы и прочего. Рекрутер способен отличить прекрасный навык самопрезентации от подлинных деловых достоинств кандидата, поэтому нежелание говорить о конкретных фактах послужного списка с отсылкой к резюме будет расценено не в пользу соискателя. Классный специалист ценит свою работу и способен говорить о своих реальных профессиональных достижениях и навыках по-существу.
Надменность и вольность в общении
Позволяя себе переходить грань между сухой вежливостью и высокомерием, соискатель показывает себя в заведомо невыгодном свете: терпеть его взбрыки не обязан никто, тем более человек, к которому он обратился в поисках вакансии. У рекрутеров есть негласное правило: «Надменность оправдывается только высоким профессионализмом». Но не стоит дразнить гусей: шанс на успешное замещение хорошей вакансии для человека с плохим характером всегда достаточно низок. Разве что рекрутеру приходится иметь дело с подлинным гением. С другой стороны, излишняя смешливость и легкость, граничащая с развязностью, не обязательно нервирует рекрутера, но как минимум мешает ему воспринимать кандидата всерьез. А это заставляет задуматься о том, способен ли человек собраться и не станет ли он отпускать свои шуточки во время серьезных переговоров компании. Классный специалист всегда знает себе цену, но уважает достоинство других людей.
Стоп-факторы, раздражающие кандидата:
Безалаберность
В отличие от соискателей, рекрутеры почти никогда не опаздывают на встречу. Но в некоторых рекрутинговых агентствах достаточно типична ситуация, когда пришедший на собеседование кандидат вынужден ждать своего рекрутера пятнадцать, двадцать, а то и больше минут. Если ожидать приходится в коридоре – это слегка унизительно, а если в переговорной – это унизительно вдвойне, потому как означает, что
рекрутер не просто не занят с другим соискателем, но решает какие-то посторонние вопросы, заставляя ждать занятого человека. Профессиональный рекрутер понимает значимость не только своего времени, но и времени своих соискателей.
Неправдивая информация о вакансии
Все врут, и некоторые рекрутеры - тоже. Иногда недобросовестные сотрудники рекрутинговых агентств немного приукрашивают условия, предлагаемые компанией, чтобы попросту заманить потенциального кандидата на собеседование. Вполне возможно, что подобная тактика и срабатывает, но такое отношение к соискателям накладывает отпечаток на деловую репутацию не только рекрутера, но и компании, которую он представляет. Еще один вариант обмана – соискателю предлагают не ту вакансию, ради которой он потратил время, приехав на собеседование. Или уже приступив к обязанностям, человек понимает, что его основательно дезинформировали относительно специфики работы. Профессиональный рекрутер дорожит своей репутацией и строит отношения с кандидатами на доверии, а это исключает использование обманных маневров.
Нерациональность
Зачастую, придя на собеседование, кандидат вынужден выполнять кучу бумажной работы: заполнять формуляры анкет, отвечать на вопросы многостраничных тестов – делать все то, что мог бы сделать до приезда в офис агентства, не выходя из дома и передав результаты по электронной почте или по факсу. Чаще всего таким первобытным способом очень занятой рекрутер просто нарабатывает себе клиентскую базу, заполняя необходимые бумаги в прямом смысле руками клиентов. Соискателей такой подход к делу, мягко говоря, не устраивает. Профессиональный рекрутер использует все мощности современных коммуникативных технологий, а не расходует тонны бумаги и несвободного времени своих кандидатов.
Надменность вкупе с дилетантством
Одна из промежуточных задач любого рекрутера – расположить к себе собеседника, чтобы максимально эффективно проанализировать его личные и профессиональные качества. Доброжелательность позволяет наладить первоначальный контакт с собеседником. Если рекрутер занимает позицию благодетеля по отношению к своим кандидатам – это уже нехорошо, а если подобное снисходительное покровительство отягчено еще и элементами банального хамства – и вовсе из рук вон плохо. Глупые вопросы, наглядно демонстрирующие некомпетентность рекрутера в специфике предлагаемой вакансии, способны сослужить плохую службу даже работнику с многолетним стажем поиска специалистов, заставив соискателя сомневаться в профессионализме рекрутера и в заинтересованности компании. Профессиональный рекрутер не только предельно доброжелателен и тактичен, но и максимально осведомлен об особенностях представляемой компании и специфике предлагаемой кандидату работы.
Необязательность
«Я вам перезвоню» - эта формулировка в 90% случаев воспринимается, как завуалированный отказ и в 95% случаев им же и является. Очень часто этой фразой заканчивается абсолютно любое, даже успешное собеседование: рекрутер таким образом обещает лично перезвонить и сообщить о результатах. Как показывает практика, в случае действительного отказа перезванивают далеко не всегда: не слишком добросовестный рекрутер попросту не тратит на это свое время, не особенно считаясь с чувствами и планами соискателя. Профессиональный рекрутер дорожит всеми отработанными кандидатами, потому честно сообщает о предварительных результатах собеседования. И всегда выполняет данные обещания.
Взаимных претензий между профессиональными искателями кадров и искателями вакансий можно насчитать великое множество. Но все они нивелируются, если помнить о том, что основа взаимопонимания между рекрутерами и кандидатами - неукоснительное соблюдение незамысловатого делового этикета. Просто, как и все гениальное.