Если в вашей компании уходить раньше начальства считается плохим тоном, то наверняка вы нередко возвращаетесь домой, когда стрелки часов показывают 10, 11, а то и полночь. Что делать, если в офисе «принято» сидеть допоздна? И можно ли сохранить лояльность к компании и отстоять свое право вовремя покидать рабочее место?
Кто кого пересидит
В некоторых компаниях можно увидеть картину, которую условно можно окрестить, как «кто кого пересидит». Особенно эта тактика поведения популярна среди молодых, еще не зарекомендовавших себя сотрудников. Они хотят произвести хорошее впечатление на начальство: мол, я долго сижу на рабочем месте, поэтому работаю лучше и продуктивнее.
Другая категория сотрудников допоздна задерживается на работе по доброй воле. Это тип людей, которых принято называть трудоголиками: вечно неудовлетворенные результатами своего 8-часового рабочего дня, они продолжают работать «в поте лица», постоянно стремясь сделать больше и лучше.
Личная неорганизованность — еще одна причина вечерних бдений за рабочим компьютером. Как отмечает Марат Яфизов, руководитель отдела по работе с клиентами КА «Джеймс», это свойственно тем сотрудникам, которые часто выходят на перекуры и занимаются десятками интересных личных дел в рабочее время. С другой стороны, для людей, занимающих определенные позиции, задерживаться на работе – привычное дело, так как это напрямую связано с их доходами. Как правило, это те работники, которые получают сдельную заработную плату. «Сотрудники на окладе гораздо чаще нервничают, если их задерживают по служебным делам», — говорит Екатерина Волченкова, ведущий консультант по подбору персонала АПП «Гелион имидж».
Причины сверхурочных
Нередко причина поздних уходов сотрудников связана с общей ситуацией бизнеса компании. Бурно развивающийся проект предполагает рост числа задач, с которым уже физически невозможно справиться в отведенное время. Но, как замечает Глеб Архангельский, генеральный директор компании «Организация Времени», достаточно часто такая ситуация складывается из-за неумения грамотно организовать работу. Недостаточно квалифицированный менеджмент, по мнению Марата Яфизова, так же может стать причиной постоянных задержек в офисе. Одной из основных задач руководителей является четкая постановка задач, расстановка приоритетов и контроль деятельности сотрудников. Если топ-менеджмент с этими функциями не справляется, работа сама собой начинает «плодиться и размножаться», надолго пригвождая людей к их рабочим местам.
«Лояльные работодатели, которые не являются фанатичными приверженцами жесткой дисциплины и не заостряют внимание на том, кто когда пришел или ушел, имеют право, когда требуется, задерживать свой персонал», — полагает Екатерина Волченкова. К нечастым переработкам сотрудники относятся вполне адекватно и, как правило, не поднимают возмущенный шум из-за нескольких переработанных часов в неделю. Такие ситуации чаще всего складываются при сдаче проектов, перед праздниками, отпусками, увольнениями, в отчетные периоды или в конце календарного года.
Для большинства наших соотечественников приемлем график 5/2, где суббота и воскресенье — выходные. При этом рабочий день длится 8 часов, не зависимо от того, в какое время он начинается: с 9 до 6, с 10 до 19 или с 11 до 20.
Но существует ряд профессий, которые не укладываются в стандарты рабочего дня. Глеб Архангельский считает, что перерабатывают в компаниях, напрямую «продающих время»: юридических, аудиторских, консалтинговых. Что касается зависимости длины рабочего дня от занимаемой должности, то очевидно, что степень его ненормированности увеличивается для топовых позиций: управленцы высшего звена в среднем работают больше линейных менеджеров.
Плата за труды
Есть два способа законно вознаградить сотрудника, который проявил усердие и потрудился дополнительно на благо компании. Во-первых, это премии или соответствующая оплата за overtime, которые практикуют многие работодатели. Во-вторых, это возможность взять отгул в счет «лишних» отработанных часов.
Во многих компаниях выплата «сверхурочных» предусмотрена. Однако в каждом конкретном случае это решает руководитель. Если вы считаете, что ваша сверхурочная работа должна соответственно оплачиваться, но в компании это не принято, тщательно проанализируйте свои сильные и слабые стороны и занятость на рабочем месте. Объясните руководству, что ваша эффективность не зависит от проведенного на работе времени, ведь сидеть допоздна в офисе — не всегда значит приносить пользу.
Обычно аргументированный разговор неплохо действует. Но если даже такие доводы ни к чему не приведут, выход всегда есть — ищите другую работу и постарайтесь на новом месте заранее обговорить ваш график или премии за дополнительные часы. Но в целом, текучки персонала по причине ненормированного рабочего дня компания легко может избежать, если руководство помнит, что квалифицированные кадры требуют чуткого отношения.
Как бороться
Сотрудникам рекомендуется не бороться, а скорее изначально позиционировать себя пунктуальным и укладывающимся в рамки рабочего дня человеком. Умение корректно сказать начальству, что рабочее время закончилось, дорогого стоит. Екатерина Волченкова советует сразу на собеседовании обсуждать вопрос сверхурочной работы, который особенно принципиален для молодых мам и пап, а также учащихся вечерних отделений.
Вести борьбу с ненормированным графиком в компании не придется, если работник не станет брать на себя функции трех сотрудников сразу, а это опять же зависит от правильно организованной системы управления в целом. Кроме того, необходимо постоянно работать над организацией своего рабочего времени, совершенствовать практики личного тайм-менеджмента. Как отмечает Глеб Архангельский, тайм-мененджменту в их компании не только учат, но и применяют на практике, поэтому проблем со временем у работников никогда не возникает.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.