Любому деловому человеку крайне необходимо умение взаимодействовать
с другими людьми. Поэтому предлагаем вашему вниманию основные принципы делового общения.
1. Рациональность. В ходе общения
необходимо вести себя сдержанно, даже в том случае, если партнер проявляет
эмоции. Почему? Во-первых, неконтролируемые эмоции всегда отрицательно
сказываются на решении. Во-вторых, существует психологическое правило, которое
гласит: «В дискуссии побеждает тот, кто более спокоен». Спокойствие и
рациональность — лучший ответ на всплеск эмоций со стороны партнера.
2. Понимание. Постарайтесь понять собеседника.
Ведь он(а) пытается объяснить вам свою позицию, довести до вас свое мнение. Но
из-за вашего невнимания к его точке зрения не может достичь цели. А это
вызывает раздражение и может привести к тому, что собеседник не поймет вашу
позицию. Помните: прежде чем влиять на позицию партнера по общению (а изменить
ее в нужном направлении — ваша цель), следует ее понять.
3. Внимание. Установлено, что в
процессе беседы уровень концентрации внимания колеблется. И это происходит даже
тогда, когда отсутствуют отвлекающие факторы. Концентрация и внимание на
протяжении беседы неодинаковы. Психика человека устроена таким образом, что в
процессе получения информации ему время от времени требуются перерывы. В эти
моменты внимание непроизвольно рассеивается, и ваш собеседник на несколько
минут как бы «выпадает», выключается из разговора. В такие моменты следует
вербально или невербально привлечь его внимание, восстановить разорванный
контакт.
4. Достоверность. В беседе не
следует давать ложную информацию даже тогда, когда это делает собеседник. Иначе
тактический выигрыш (а он иногда бывает) может обернуться стратегическим
поражением.
5. Разграничение. Установление
границы между собеседником и предметом разговора — очень важный психологический
принцип. В процессе общения мы зачастую отождествляем то, что говорит партнер,
с ним самим (его личностными качествами) или даже с нашим отношением к нему.
Приятная информация, сообщенная неприятным собеседником, теряет половину своей
привлекательности. Наше личное отношение к человеку, которого мы недолюбливаем,
часто затрудняет объективную оценку информации, им сообщаемой. Чтобы этого
избежать, обращайте внимание прежде всего на то, что именно вам сообщается, а
не на то, кто и как сообщает. Короче говоря, отделение фактов от мнений
(оценок), а мнений от эмоций является принципом построения конструктивной
беседы.
Названные принципы проведения деловой беседы носят достаточно общий характер.
Специалисты в области психологии общения конкретизировали их и составили правила проведения деловой беседы. Эти
правила можно было бы назвать «техникой безопасности» при деловом общении.
1. Двойной интерес. Каждый
собеседник преследует двойной интерес:
* относительно существа дела, обсуждаемого в беседе,
* относительно своего взаимодействия с партнером.
Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что обсуждается, но и о
том, как будут строиться и развиваться их дальнейшие отношения. Сохранение
хороших (конструктивных) отношений — цель не менее важная, чем обмен
информацией. Вот почему мы зачастую предпочитаем не обсуждать некоторые темы с
нашими близкими, боясь испортить с ними отношения.
Психологи рекомендуют на каждом этапе вести разговор так, чтобы он
способствовал развитию ваших отношений с подчиненными, а не мешал им. Проблема
заключается в том, что отношения обычно увязываются с предметом беседы, с темой
разговора. Поэтому:
* не делайте поспешных выводов о намерениях вашего собеседника, исходя из
собственных опасений. Не принимайте собственные страхи за его планы. Ваша
проблема — не вина партнера. Обвинять его — самый легкий способ, даже в том
случае, если он действительно виноват. Ваши слова хотя и справедливы, но обычно
непродуктивны. Ваше наступление вынуждает оппонента занимать оборонительную
позицию и не соглашаться с тем, что вы сообщаете;
* внимательно слушайте и показывайте, что вы услышали сказанное. Слушание — это
активный процесс;
* говорите о ваших интересах, о том, чего вы хотите. Собеседник может не
догадываться об этом, а вы можете не знать, каковы его интересы. Если вы
хотите, чтобы ваши интересы были приняты во внимание, следует объяснить, в чем
они заключаются. При этом формулировки должны быть конкретными и ясными;
* смотрите вперед, а не назад. Вы быстрее добьетесь своей цели, если будете
говорить о том, чего хотите достичь, а не о том, что было. Вместо того чтобы
спорить с человеком о прошлом, в котором все равно ничего нельзя изменить,
говорите о будущем. Не просите объяснить вчерашние действия, гораздо
продуктивнее рассмотреть, кто и что должен сделать завтра.
2. Внимание к партнеру. Подчеркнутое
внимание к собеседнику — важное правило. Если вы покажетесь партнеру
заинтересованным слушателем, это значительно облегчит и его, и вашу задачу. Для
этого:
* сопровождайте речь партнера репликами типа: «Да», «Понимаю вас...», «Это
интересно...», «Приятно это слышать». Если вы будете делать это непринужденно и
конструктивно, сопровождая слова соответствующими невербальными знаками, такая
реакция создаст подсознательное желание высказываться свободно и непринужденно.
Она поможет выразить одобрение, интерес, понимание;
* проявляйте стремление получить дополнительные факты и прояснить позицию
собеседника, используя фразы: «Пожалуйста, уточните это...», «Повторите, будьте
добры, еще раз...», «Как я вас понял(а)...», «Вы можете поправить меня, если я
ошибаюсь...», «Другими словами, вы считаете, что...» и т. д.;
* обращайтесь к партнеру по имени (имени-отчеству);
* не говорите обидных слов — помните о законе эмоционального зеркала:
нервозность одного собеседника вызывает нервозность другого, злость порождает
злость, агрессия — агрессию. Чтобы ваши слова подействовали, говорите
деликатно, не оскорбляя партнера;
* осторожно выбирайте слова, указывая на ошибки и неточности вашего партнера.
Ошибаться могут все, а острая реплика типа: «Это абсолютно неверно!» или: «Вы
заблуждаетесь!» убивает мысль, задевает чувство собственного достоинства
собеседника и, следовательно, разрушает контакт. Сказать человеку, что он
неправ, можно и взглядом, и жестом, и тоном, причем так же красноречиво, как и
словом. Но при этом недопустимо унижать его собственное достоинство. Словами:
«Вы не правы, и я сейчас вам это докажу», вы как бы говорите «Я умнее вас».
Лучше сказать по-другому, например: «Я думаю иначе. Но, конечно, я могу
заблуждаться. Надеюсь, вы меня поправите, если я в чем-то буду неправ». Как
видите, в психологии общения самый короткий путь для высказывания своих мыслей
— не всегда самый лучший.
3. Поиск общего. Любая деловая
беседа есть, с психологической точки зрения, поиск общего (общей позиции,
общего подхода к обсуждаемому вопросу). Для того чтобы поиск общего шел легче,
следует:
* не начинать разговор с тех вопросов, по которым вы расходитесь во мнениях.
Лучше, чтобы собеседник с самого начала разговора ответил на ваш вопрос
утвердительно или согласился с вашей мыслью. Если дается отрицательный ответ,
то человек оказывается в позиции, которая требует, чтобы он оказался верен
сказанному. Потребуется время (и иногда значительное), чтобы ваш собеседник
понял, что его «Нет!» было неразумным.Не случайно поэтому люди интуитивно
начинают разговор с общей темы, например, обмениваются мнениями о погоде. Как
правило, их мнения совпадают. Разумеется, если каждую деловую беседу начинать с
разговора о погоде, это будет выглядеть нелепо. Профессионал всегда имеет в
запасе несколько заготовок — вопросов, на которые можно получить только
утвердительные ответы;
* не спешите на предложение партнера говорить «нет». Лучше использовать прием
«Да, но...». Например, в ответ на неприемлемое предложение лучше всего сказать:
«Да, но я хочу, чтобы при этом соблюдалось... (здесь вы тактично высказываете
свое условие)». Этот прием заставляет собеседника искать пути для соблюдения
ваших интересов и создает ощущение, что предлагаемый им подход вами
принимается.
4. Не допускать споров. Из двух
спорящих каждый старается победить. Самый надежный способ одержать победу в
споре — избежать его. Как это сделать?
* в процессе беседы никогда не заявляйте прямо и категорично, что ваш
собеседник неправ. Лучше, если вы покажите, что вы уважаете его мнение, каким
бы оно ни было;
* если вы неправы (что, конечно же, тоже возможно) — быстро и недвусмысленно
признайте это.
5. Безопасная критика. Критика оппонента, его
позиций, точки зрения по обсуждаемому вопросу вовсе не всегда является
атрибутом деловой беседы. Помните: это очень опасное оружие. Опасное и
обоюдоострое, оно ранит обоих участников разговора. Поэтому прибегать к критике
следует лишь в крайних случаях и только при соблюдении следующих рекомендаций:
* для более спокойного реагирования вашего собеседника на критику необходимо
создать благоприятный психологический фон ее восприятия. Главное правило здесь
состоит в том, что всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за
одобрением.
* прежде чем критиковать, укажите на собственные ошибки. Вашему собеседнику
будет психологически легче выслушать перечисление своих ошибок, если
критикующий начнет с признания, что сам не безупречен;
* разумнее самому признать свои недостатки, чем выслушивать осуждение со
стороны. Это хороший способ «обезоруживания» оппонента;
* если вы хотите, чтобы люди придерживались вашей точки зрения, дайте им
понять, что и дея, которую вы излагаете, принадлежит этим людям.
6. Слова-ловушки. Опыт показывает,
что использование некоторых слов резко снижает эффективность беседы. Лучшее,
что можно сделать, это исключить их из своего лексикона. Что же это за слова?
* слова-паразиты: так сказать, вот, ну, значит, как говорится, вообще-то, в
общем-то, короче...
* обидные слова;
Кроме того, совершенно недопустимы высказывания типа:
— Давайте быстренько обсудим с вами...
— Я как раз случайно проходил мимо и заскочил к вам...
Если вы говорите так, то вы показываете, насколько неважен для вас разговор и
обсуждение проблемы, не говоря уже о вашем собеседнике.
7. Речь. В деловой беседе убеждают
не столько аргументы, сколько форма их подачи. Убедительная речь и убедительные
аргументы — разные вещи. Попробуйте во время деловой беседы излагать самые
«сильные» аргументы скороговоркой, сбивчиво, заикаясь, и вы увидите, что они
потеряют убеждающую силу. Тон и темп речи, логические паузы и т. д. — очень
хорошие средства, помогающие эффективно строить коммуникативное взаимодействие.
Для того чтобы овладеть ими и поставить голос, требуются, конечно, специальные
занятия. Начать их можно со следующего:
* изменяйте тон голоса, ведь монотонность «усыпляет», рассеивает внимание.
Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяет слово или фразу на общем
фоне;
* изменяйте темп речи — это придает ей выразительность;
* делайте паузу до и после важной мысли;
* регулируйте громкость речи. Снижение громкости в «важном» месте разговора —
лучший способ привлечь внимание.
Читайте также:
«Рекомендации сотрудникам и
руководителям при выступлениях»
«Для чего деловому человеку
надо уметь отказывать»
«Наука критиковать»
Працюєте на творчій ниві і переживаєте за те, як ШІ змінить «баланс сил» у вашій професії? Продаєте товари чи послуги і хочете оптимізувати бізнес процеси з використанням штучного інтелекту? З’ясуємо, як «подружитися» з АІ, щоб не відстати в майбутньому від своїх конкурентів.
Нещодавно ми писали, як обрати навчання в магістратурі за кордоном. Сьогодні пропонуємо вашій увазі топову підбірку нагадувань, що взяти з собою, якщо плануєте навчатися в іншій країні.
Перед українцями, які планують навчатися в магістратурі за кордоном, постають цілком закономірні питання: в якій країні навчатися, який ВНЗ обрати? Університетів сотні, обрати доведеться один. В цій статті ми розкажемо, на які речі треба передусім звернути увагу українцям, які хочуть навчатися в магістратурі за кордоном.
А ви знали, що адаптацію персоналу поділяють на первинну і вторинну? Якщо ні, в цій статті з’ясовуємо відмінності між ними. А також розказуємо найдієвіші поради, як швидко адаптуватися на новій роботі.
YouTube пропонує безліч можливостей для зростання і заробітку. Але тільки якщо знати, що робити. Нещодавно ми писали, як зацікавити дитину фрилансом, а сьогодні повідаємо корисні поради, як успішно запустити власний YouTube-канал в 2025 році.