Горе от ума
По мнению экспертов, институт корпоративной культуры в Украине уже сформирован. Во всяком случае, в крупных зарубежных компаниях, присутствующих на украинском рынке. «Корпоративная культура в первую очередь определяет свод правил поведения компании, ее философию, миссию и стратегические цели. Когда каждый член команды компании четко понимает, что компании необходимо достичь – это уже 50% успешного решения этой задачи. Такая связь не только существует, но и играет определяющую роль», – говорит Жанна Ревнова, руководитель департамента по корпоративным связям компании «Киевстар Дж.Эс.Эм.».
Ситуация в средних и небольших отечественных бизнес-структурах еще до конца не определена. Их управленцы изощряются над корпоративными стандартами, апробируя новшества на своих подчиненных. «В украинских компаниях формирование корпоративной культуры – это стихийный процесс. Нашим управленцам необходимо сначала изменить восприятие и понимание этого вопроса, а это уже связано и с системой образования, и с развитием бизнеса в стране в целом», – говорит Виктория Задиора, директор по работе с персоналом компании Инталев-Украина.
К примеру, корпоративный кодекс «Центра 1000 услуг» весьма жестко описывает требования к сотрудникам и выполняемой ими работе.
Фраза «только СМЕРТЬ (сотрудника) может помешать выполнить заказываемую услугу» упоминается в документе трижды. Не менее оригинально подходят в компании к расставанию с сотрудниками. «В случае увольнения руководителя отдела, уходит весь отдел (команда), с условием не заниматься этим бизнесом в этом городе», – гласит пункт 4.7 четвертой главы кодекса компании. По словам президента группы компаний «Центр 1000 услуг» Эдуарда Прокопюка, никто не требует от сотрудников компании четко придерживаться рекомендуемых правил: «Кодекс – это не догма. Создан он для того, чтобы сотрудники самостоятельно приходили к необходимости придерживаться правил. У нас не армия».
Казнить нельзя
Уровень жесткости корпоративных кодексов во многом зависит от поставленных компанией стратегических целей. По мнению экспертов, стандарты стимулируют и дисциплинируют все структурные подразделения организации.
Жесткость корпоративных правил проявляется в пунктах, регулирующих дисциплину, нарушение которой в компаниях карается рублем. Наиболее распространенным дисциплинарным нарушением является опоздание на работу. Особенно придирчиво к этому относятся в банках, информагентствах и крупных компаниях, работающих в сфере услуг. В них существуют повышенные требования к оперативности выполняемых заданий. Например, в банке «Финансы и Кредит» опоздание на работу карается штрафами. Такой же принцип действует в компании «Центр 1000 услуг». Там за опоздание на одну минуту сотрудник платит одну гривню, на 15 минут – 15 гривен. «После 15 минут опоздания рабочий день не оплачивается. В случае отказа работать – прощаемся», – гласит кодекс компании. Впрочем, Эдуард Прокопюк утверждает, что за все время существования компании ни один сотрудник не был оштрафован.
Нередко в украинских компаниях чувство корпоративной солидарности у сотрудников культивируется путем организации развлекательных мероприятий, общественно-полезных субботников и совместными походами в кинотеатры. Доподлинно известно, что руководство одного из крупнейших ликероводочных заводов, расположенного в Днепропетровской области, поощряет изучение сотрудниками классической литературы. По мнению управленцев, субботние «хаты-читальни», где собираются почитатели Булгакова и Хемингуэя, способны влиять на мировоззренческие установки сотрудников. И хотя в том, чтобы воспитывать стремление персонала к саморазвитию, ничего плохого нет, часто сотрудники (особенно семейные) просто не готовы к тому, что их личным временем распоряжается компания. В результате компании, устанавливающие жесткие нормы корпоративного поведения, вынуждены постоянно увеличивать материальное вознаграждение сотрудникам. В противном случае, по мнению экспертов, в организациях может начаться кадровая текучка.
Виктория Задиора утверждает, что сегодня нередко встречаются руководители, которые считают, что корпоративная культура – это стенгазета, вечеринки и конкурсы. «В этом вина менеджеров по персоналу компаний, которые не могут объяснить и убедить своих руководителей в том, что корпоративная культура – не «вирус», с которым нужно бороться, а один из важнейших инструментов управления персоналом», – считает эксперт.
Корпоративные антиподы
Полным антиподом всем внедряемым в Украине кодексам выступает конституция студии Артемия Лебедева. В ней четко прописаны права и обязанности сотрудника: «Мужчины, женщины, кошки и менеджеры имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Студия создана людьми, которых не устраивают общепринятые правила и нормы. Поэтому все сотрудники, независимо от физиологического возраста, профессионального опыта и прочих отличительных особенностей, ходят по офису как братья и сестры и обращаются друг с другом уважительно, но без пафоса. Поощряются короткие волосы, пирсинг, банданы, майки с вызывающими надписями, тапочки с помпонами, длинные волосы и прочие атрибуты самовыражения».
Украинские компании, ориентирующиеся на западные стандарты управления бизнесом, придерживаются гораздо более строгой внутренней корпоративной культуры. Но пока топ-менеджмент совместно с HR-специалистами создают кодексы поведения, сами сотрудники самостоятельно выстраивают взаимоотношения внутри компании с партнерами и коллегами, часто не желая подчас менять расположение вещей рабочих столах по указке.
Комментарий
Виктория Задиора, директор по работе с персоналом «Инталев-Украина»
Сегодня говорить о корпоративной культуре как о сформированном институте в Украине, конечно, можно. Без нее не может существовать ни одна компания, тем более успешная. Другой вопрос, как сформирован этот институт и управляем ли он? Вот с этим сегодня сложнее, особенно в отечественных компаниях. Я не думаю, что в этом направлении произойдет какой-то квантовый скачок. Формирование, поддержка и изменение корпоративной культуры – это постоянно действующий процесс, и он связан в первую очередь с осознанием происходящего или, вернее сказать, необходимостью происходящего руководителями компаний. Достижение стратегических целей компании зависит не только от налаженных бизнес-процессов, развитых внешних и внутренних коммуникаций, но и от сформированной корпоративной культуры.
В наш час недостатньо просто йти в ногу з часом. Потрібні інновації, щоб досягати успіху в бізнесі чи кар’єрі. А щоб створювати інновації, потрібні люди з інноваційним мисленням. Простіше кажучи, лідери. Розбираємося, як «прокачати» силу людських зв’язків у 2025 році, бо це справжній каталізатор майбутніх здобутків.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!