Обладатель двух высших постепенно перестает быть в глазах окружающих диковинным экзотическим существом, которое «желает странного». И потому бесцельно тратит время, силы и средства, чтобы при случае козырнуть своей интеллектуальностью. Этот типично советский подход претерпел изменений. Современный профессионал отличается не только «умом и сообразительностью», но и практичностью. И необходимость во втором дипломе чаще всего диктуется вполне конкретными целями.
Что представляет собой сегодняшний «студент в квадрате», какие возможности и перспективы перед ним открываются? Разберем этот большой вопрос, разбив на несколько маленьких.
«Зачем тебе это нужно?»
Каждый, кто решил, что одной «корочки» недостаточно для полного счастья, даст свой вариант ответа.
К примеру, переводчик Мария хотела переквалифицироваться. Поступая после школы в вуз, девушка немного растерялась: еще не знала, что из всего разнообразия профессий ей больше по душе. Родители посоветовали: способности, мол, у тебя гуманитарные, а сейчас очень востребовано знание иностранных языков – иди в иняз! Маша, в принципе, была не против. И только на третьем или четвертом курсе начала все определеннее чувствовать: склонения, спряжения и сложные времена — это не совсем для нее. Ей интереснее люди… К тому же талантливый преподаватель психологии увлекла студентку этой наукой. После института Маша несколько лет проработала в крупной фирме переводчиком. И все отчетливей понимала: хочется заниматься другим. Но, сколько бы литературы она ни изучила, кто станет доверять «знатоку душ» без образования? Маша стала откладывать часть зарплаты, убедила родителей помочь. Руководитель поначалу не был в восторге, что сотрудницу придется периодически отпускать на сессии. Но все-таки … Теперь Мария трудится в той же фирме психологом. А язык? Что ж, в нынешней жизни его знание не может не пригодиться в любой профессии!
У руководителя издательства Елены немного другие цели: необходима не переквалификация, а практические навыки ведения бизнеса. Филолог по специальности, она начинала корректором, потом стала редактором. Энергия и интерес к делу постепенно сделали ее вторым человеком в компании, руководителем нового филиала. Однако, досконального знания русского и украинского для такой должности недостаточно даже при наличии природных лидерских способностей. Нужно знать правила рынка, быть на «ты» с финансами, разбираться в законодательстве… Компания оплатила Елене обучение в бизнес-школе.
Это, пожалуй, наиболее распространенные случаи: часто «второй раз в первый класс» профессионалы идут за дополнительными знаниями в собственной или смежной области. Обычно выбирают экономическое или юридическое. 60-70 % «вторичных» студентов уже имеют хорошую должность, но не желают останавливаться в совершенствовании.
Впрочем, случается, что нужен не столько багаж знаний, сколько еще один диплом, для престижа или подтверждения своей компетентности. Есть и категория «вечных студентов», которые привыкают к образу жизни «потребителя информации», опасаясь делать что-то конкретное. Можно приобрести и более двух специальностей, так и не приблизившись к практике…
«С чего начать?»
Прежде всего, с твердой уверенности, что для успешного прохождения следующих ступенек в карьере вам нужно именно второе высшее — и ничто другое. Ведь сейчас далеко не каждый работодатель требует «бумажку»: достаточно проявить талант и навыки. Необходимость в фундаментальном обновлении «теоретической базы» возникает, когда без последовательной системы просто не обойтись. Скажем, чтобы стать хорошим фотографом, не обязательно досконально изучить полный курс химии: достаточно отдавать побольше времени наблюдениям и тренировке. А вот специальность врача или адвоката не потерпит кустарщины…
В отличие от первого образования, которое часто получают по принципу «лишь бы было», ко второму подходят более ответственно. Какие вопросы нужно задать себе, выбирая специальность, вуз и условия обучения?
* Сколько денег вы готовы инвестировать? Наиболее точный ответ поможет определиться с конкретным учебным заведением. Скажем, в вузе с громким именем учиться дороже. А во многих институтах некоторым студентам предоставляют скидки.
* Сколько времени можете потратить на учебу? Сможете ли «оторваться от производства»? Это диктует выбор формы обучения. Некоторым, к примеру, дистанционные формы, предоставляющие большую степень свободы, противопоказаны: нужна сильная внешняя мотивация.
* Какие именно знания для вас более важные? Определившись с потребностями, проведите разведку. Может выясниться, что в университете Н. особенно сильные преподаватели по интересующей вас дисциплине, или в академии Х. отстаивают максимально академический подход, а значит, будут слишком «грузить» теорией, тогда как вам необходимо общение со специалистами-практиками.
«Чем они отличаются?»
Цель учебных заведений одна — расширить объем знаний и умений, а конкретные виды обучения различны.
1. Второй раз поступить в вуз. Что особенно приятно: для тех, кто уже получил специальность, условия будут менее жесткими, чему абитуриентов-выпускников школ. Формы обучения для «дважды студентов» варьируются. Это может быть вечернее (обычно четыре раза в неделю, после рабочего дня), заочное (три сессии в год по схеме «начитка – сдача»), или дистанционное обучение (максимум времени для самостоятельного освоения материала). Как и в случае с первым высшим, можно получить степень бакалавра, специалиста или магистра. Только времени это займет меньше: как правило, на получение второго диплома уходит примерно два года.
2. Чему учат в бизнес-школе. Те, кто «дорос» до руководящего поста или возможности открыть свое дело, но чувствует недостаток знаний, обычно выбирают обучение не в традиционном вузе, а в бизнес-школе. Здесь стараются делать упор на практические знания: больше живого общения, обмена опытом с коллегами, а в качестве дипломной работы на степень МВА (мастер бизнес-администрирования) предоставляется не трактат на абстрактную тему, а конкретный бизнес-проект, который вы собираетесь воплотить в жизнь.
3. Заграница нас научит. Если вы ориентируетесь на западную систему образования, можно «попробовать силы» в одном из зарубежных вузов. Наша степень «специалист» в большинстве европейских стран признается как «бакалавр». Это дает право поступать в магистратуру. С дипломом Master of Arts (или Sciences) можно продолжать обучение в аспирантуре (PhD). «Корочка» магистра Оксфорда или Кембриджа вызовет энтузиазм у любого работодателя. Однако, процесс обретения диплома — удовольствие не дешевое.
Правда, есть и исключения. К примеру, Греция. Сюда можно поехать даже со стипендией, если у вас греческие корни или хорошо знаете эллинский язык. В Германии также образование достаточно дешевое, а качество высокое, нужно только знать немецкий. Есть неплохие стипендии в Польше, к тому же польский язык для украинца несложен. Великобритания предоставляет много стипендий для выходцев из бывшего Союза.
На сайте каждого вуза размещена информация для иностранных студентов — читайте.
«Что такое хорошо, а что не очень?»
У второго высшего образования, как у любого явления, есть свои плюсы и свои минусы.
+ Поступать во второй раз будет существенно легче, чем в первый. Обычно, кроме предоставления первого диплома и оплаты обучения, нужно пройти несложное собеседование.
+ Общие, обязательные для всех курсы, которые вы уже проходили (вроде основ социологии), никто не будет заставлять штудировать заново. В программе обучения только специальные дисциплины.
+ Теперь вы яснее, чем после школы, представляете, что именно пригодится из всего курса.
+ Сейчас вы учитесь не из страха перед «вылетом» и не ради стипендии, и получение новых знаний доставляет больше удовольствия.
+ У «самородков», которые постигли трудности своей профессии интуитивно, есть уязвимое место: скептик всегда может любое несовершенство выставить как недостаток образования. Вас же никто не сможет упрекнуть в отсутствии фундаментальной профессиональной «подкованности».
— Мало кто может оставить все заботы, чтобы полностью уйти в учебу. А совмещать работу, обучение и семейную жизнь непросто. Нужно уметь максимально эффективно распределять свое время.
— Все-таки учение – это учение. Придется опять конспектировать, сидеть на лекциях, напрягать извилины, чтобы заучивать определения, цифры, даты… А ведь в детстве и юности «пропускная способность» мозга все-таки была большей.
— Не все работодатели испытывают восторг, когда работники демонстрируют подобное стремление к совершенству. На одной чаше весов — возможность получить более квалифицированного специалиста, но на другой — сомнение: а что, если он метит дальше, родную компанию использует только как временный «плацдарм», отучится и тут же уйдет к конкурентам?
И все-таки, если вы предварительно продумали ответы на все важные вопросы, второе высшее образование может стать весьма основательным шагом вперед в вашей карьере!
Особенности и нюансы
* При получении второго высшего образования к студентам подходят более индивидуально, поэтому сроки и графики обучения в одном и том же вузе могут варьироваться. Но в любом случае, в соответствии с госстандартами, для получения второго высшего требуется не меньше 500 академических часов.
* Диплом о переквалификации государственного образца имеет силу только в нашей стране. И только при наличии первого диплома о высшем образовании.
* Отношения «дважды студентов» с работодателями регулирует 14-я глава КЗоТа «Льготы работников, совмещающих работу с обучением». В ней говорится, в частности, что граждане, получающие второе (следующее) образование, имеют право на ежегодный дополнительный отпуск для сдачи сессий и написания диплома. Регулируются и сроки отпусков для разных учебных заведений. Работодатель, не отпускающий вас на сессию, нарушает законодательство Украины.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?