UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Подводные течения

Подводные течения

10.12.2007 2281

Их нравы

Корпоративная культура, даже если ее правила нигде не закреплены, так или иначе, существует в каждой фирме. Чтобы влиться в коллектив и стать «своим», недостаточно приходить и уходить вовремя, одеваться согласно дресс-коду и, отвечая на звонки, сначала представлять компанию. Гораздо важнее оказывается другой, более глубокий уровень корпоративной культуры. И тут может оказаться важна любая мелочь: покупка «чего-нибудь вкусненького» к ежедневным чаепитиям, готовность «сброситься» на подарок коллеге, строгое соблюдение правила мыть за собой чашку. Из того, как новый сотрудник воспринимает традиции, сослуживцы и делают выводы о том «свой» он или «чужой».

Это восприятие оказывается не менее важным для работодателя, ведь как говорит управляющий партнер кадрового агентства '’Business Connection’’ Ильгиз Валинуров, успешный найм сотрудника — это на 20% профессионализм и на 80% — совпадение корпоративной культуры. «Подстроиться под чуждую корпоративную культуру — задача непростая, она требует большой гибкости, — говорит Ильгиз. — Грамотный руководитель должен или принимать сотрудника, изначально ориентированного на ценности компании, или очень тщательно помогать ему в адаптации, вводить в работу, знакомить с командой».

Не совсем мое

Сотрудницу издательства Карину не предупредили о том, что в компании принято общаться на «ты» со всеми, включая генерального директора: «Я пришла на должность начальника рекламного отдела и была в среднем лет на пять старше своих сотрудниц. И очень удивилась, когда на первой же неделе мне начали приходить письма с обращением на „ты“: „Привет, скажи, пожалуйста, когда ты сможешь проверить макеты листовок“. Вежливые, грамотные, но на „ты“, — рассказывает Карина. — До этого я работала в крупной фирме с очень строгим уставом и обращаться так к коллегам не привыкла. И гораздо позже узнала о том, что шеф сам ввел такую традицию, потому что издательство молодое, и люди в нем работают творческие».

Успешный найм сотрудника — это на 20% профессионализм и на 80% — совпадение корпоративной культуры

Директор КА «Modern Staff» Игорь Эйсвальд советует в подобном случае подстроиться под компанию: «Вежливое и уважительное общение „на ты“ — это западный стиль, который говорит о прогрессивности компании, — считает Игорь Эйсвальд. — Если же это категорически не приемлемо для сотрудника, можно поменять место работы. Но человек, по такой причине не сумевший влиться в коллектив, и в дальнейшем не сможет работать в компаниях с демократичным управлением».

Для ухода из фирмы по причине несовпадения ее корпоративной культуры с культурой сотрудника само несовпадение должна быть очень весомо: «Если все остальное в работе устраивает, то глупо уходить только из-за того, что коллеги громко слушают музыку, а новичок привык работать в тишине», — считает Игорь Эйсвальд.

Совсем не мое

Но скрытая корпоративная культура может выражаться не только в милых традициях вроде утреннего кофе и турниров по боулингу. Бывает и так, что негласные традиции компании категорически не близки новому сотруднику. И тогда так называемые разногласия, явные или нет, становится неизбежны.

«Когда я устроилась менеджером в туристическое агентство, я, конечно, была готова к тому, что придется много работать и задерживаться, — рассказывает Анастасия. Так и было: первый месяц я не уходила из офиса раньше 20. И, тем не менее, закрывая дверь, ловила на себе осуждающие взгляды коллег. Только спустя три месяца одна сотрудница сообщила мне, что в фирме не принято уходить раньше директора, который покидает рабочее место около десяти часов вечера. То есть ожидая ухода шефа, люди по два часа сидят, ничего не делая. Просто потому, что так принято. У меня ребенок, и сидеть допоздна на работе каждый день я, увы, не могу».

Сильный руководитель не позволит, чтобы коллектив не принимал профессионала из-за его неспособности проводить пятничный вечер в баре

Анастасия уволилась через полгода, и, по мнению Ильгиза Валинурова, поступила правильно: «Часто компании живут устаревшими и непродуктивными корпоративными стандартами, как в этом случае. Руководитель должен находить мужество их менять: если не успевает решить текущие задачи за день, пусть примет грамотного заместителя».

С Ильгизом согласна менеджер по маркетингу и рекламе Консалтингового Центра «Вакансия Плюс» Полина Ермилова: «Никто не отменял 40-часовую рабочую неделю и оплату сверхурочной работы, согласно ТК. По окончании рабочего дня сотрудница может со спокойной душой идти домой, если руководитель не попросит ее задержаться. Я уверена, эту инициативу вскоре поддержат и другие сотрудники офиса». Игорь Эйсвальд считает, что решение остаться в компании может быть продиктовано только очень высокой мотивацией: «Если эта работа крайне важна для дальнейшего развития специалиста, то нужно выдержать минимум год. Получить опыт, строчку в резюме и искать компанию с большим вниманием к своим сотрудникам».

Перейдем на «Т»

В других компаниях, наоборот, в пятницу принято уходить пораньше и всем отделом праздновать конец рабочей неделе в соседнем баре. И если этим вечером вы спешите домой к семье, то так или иначе нарушаете прекрасную, в общем, традицию и отбиваетесь от коллектива. Полина Ермилова рекомендует в подобной ситуации попробовать чередовать пятницы: две в месяц уделять новоиспеченным коллегам, две — личным делам. А вот Ильгиз Валинуров считает, что если в коллективе человека принимают только по принципу «пьет он с нами или не пьет», то лучше искать более адекватных коллег. «Причина возникновения таких ситуаций — слабое руководство компанией», — говорит Ильгиз. — «Сильный руководитель не позволит, чтобы коллектив не принимал профессионала по причине его неспособности проводить пятничный вечер в баре».

В том, насколько комфортно сотруднику на новом месте, корпоративная культура компании играет не меньшую роль, чем хороший социальный пакет, перспективы роста и дружный коллектив. Иногда для того, чтобы понять, та ли фирма была выбрана для работы, требуется время, а порой достаточно нескольких дней. И если на начальном этапе корпоративная культура нового сотрудника не совпадает с традициями компании, не нужно торопиться с выводами, стоит присмотреться. «Ведь если вы видите хороший и сплоченный коллектив, настроенный благодушно, то можно в каких-то ситуациях быть гибче и постараться уступить», — говорит Полина Ермилова.

Если же принципы работы в компании категорически не устраивают, подстраиваться не имеет смысла. Чтобы избежать подобных ситуаций, Ильгиз Валинуров советует выяснить все особенности компании до выхода на работу — пообщаться с бывшими сотрудниками, поискать информацию на форумах, выйти на пару дней на стажировку и внимательно понаблюдать за поведением, манерой общения будущих коллег. Разумеется, это не всегда позволит принять стопроцентно верное решение о выходе или не выходе на работу. Но обязательно поможет культурному погружению.

Лидия Ратникова

Читайте також

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

  • Як спорт сприяє кар'єрі21 грудень, 2023

    Спостереження доводять, що спортивні люди витривалі та цілеспрямовані, саме тому вони віддадуть перевагу при прийомі на роботу співробітникам, які мають в інтересах спорт. А психологи стверджують, що заняття спортом не лише сприяють фізичному здоров’ю, а й поліпшенню душевного та психологічного стану. Пропонуємо і вам ознайомитись із цими очевидними фактами в цій статті на Jobs.ua і віддати перевагу фізичним вправам.

  • Як правильно написати лист-пояснення19 грудень, 2023

    Скласти лист-пояснення про власну відсутність на робочому місці чи порушення певних робочих режимів не так уже і складно. Обов’язково скористайтесь зазначеними в цій статті порадами.


↑ Вгору