UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Навчання, атестація персоналу
  5. Поговори со мною, коуч

Поговори со мною, коуч

26.09.2005 26576

Поговори со мною, коуч


Виталий Марковский

Как-то Владимир Т., собственник одной киевской компаний, заметил в своем охраннике недюжинные деловые и личностные качества. Он сделал его своим заместителем и стал постепенно подводить к высшей должности, так как сам хотел переключиться на другой рынок. Роль нанятого коуча заключалась в "доведении" зама до уровня генерального директора…

Миллион, которого нет.

США, старые добрые "рейгановские" 1980-е. В какой-то момент Томас Леонард заметил, что наиболее успешные его клиенты желают не просто консалтинга, а более "личных" советов относительно своей профессиональной жизни. Один хотел научиться новым "технологиям реагирования" в неприглядных ситуациях, другой решил, что всего уже достиг, и потерял мотивацию, третий в чем-то запутался… Леонард взялся помочь. А чтобы "формализовать" услугу (и поднять ее значимость), присвоил себе исключительно "спортивное" доселе название - "коуч" (тренер). Так взошла звезда коучинга (тренерства, наставничества, сопровождения).

В отличие от других форм самосовершенствования (скажем, тренинга), подобное наставничество происходит в рабочей среде и, как правило, в "индивидуальном порядке".

Сегодня в Украине два, казалось бы, схожих рынка - тренинговый и коучинговый - находятся в совершенно разных фазах развития. Если емкость первого оценивается в $5-15 млн, то другого - не более $900 тыс. (по данным "Гештальт Консалтинг Груп").

Почему же коучинг появился на украинском рынке? "Во-первых, у нас развивается культура бизнеса, а следовательно - потребность в разнообразных технологиях обучения. Во-вторых, сегодня в Украине коучинг выполняет роль некой альтернативы многочисленным тренинговым курсам, предлагая индивидуальный подход к каждому клиенту. В-третьих, мода. Она сохранится до тех пор, пока смысл и возможности коучинга неясны для многих и пока эти многие не поймут, что чудес не бывает", - комментирует руководитель департамента тренинга компании "Гештальт Консалтинг Груп" Александр Ладыгин.

Согласно преследуемой цели, коучинг принято разделять на внешний (VIP-тренерство, при котором зачастую трудно отличить личные мотивы от сугубо деловых) и внутренний (наставничество для сотрудников, коучинг-менеджмент).

Коуч и персонал.

"Немногие украинские собственники и топ-менеджеры уже пришли к твердому пониманию необходимости развивать персонал, - рассказывает бизнес-консультант, доцент МИМ-Киев Юрий Наврузов. - Для повышения конкурентных преимуществ своих компаний они регулярно обращаются к провайдерам образовательных услуг. Но и среди этого небольшого числа лишь часть из них пробуют реализовать инструменты наставничества. Отсутствие спроса не стимулирует развитие этого вида услуг". Согласно наблюдению специалистов МИМ-Киев, типичными мотивами привлечения коуча к процессу развития того или иного сотрудника являются:
  • взращивание типа менеджера, свойственного руководителю и/или собственнику (своеобразное клонирование себе подобного);
  • развитие определенных навыков и стиля поведения пропорционально росту карьеры;
  • корректировка стиля поведения сообразно новой должности;
  • усиление личностных качеств, соответствующих специфике работы.

Кто же заказывает коучинг-менеджмент? Из опроса столичных операторов рынка удалось выяснить, что чаще всего обращаются производители медпрепаратов и продуктов питания. Первые таким образом обучают своих региональных менеджеров и медицинских представителей, вторые - торговых представителей, менеджеров по продажам и супервайзеров.

Интересная картина наблюдается с VIP-тренерством. У нас он пробивает себе дорогу даже в условиях дистрофического состояния всего рынка коучинга в целом. Казалось бы, парадокс, ведь наставничество для первых лиц - дело более хлопотное. Однако в Украине все объясняется намного прозаичнее, о чем еще поговорим ниже. VIP-коуч - персональный - собственнику и/или бизнес-управленцу обойдется в $100-300 за одну сессию (для сравнения: в Западной Европе - 400 - 600 евро). Сессия длится в среднем полтора часа и обычно проводится до трех раз в неделю. Относительно же внутреннего коучинга провайдеры советуют отталкиваться от цен на консалтинговые услуги. А здесь, в отличие от Запада, почасовая ставка у нас не прижилась. Более-менее "устоявшаяся такса" - $300-500 "за проект" (3 - 5 дней).

Это мой коуч.

Коучинговых фирм в Украине пока нет. Да и среди тренинговых компаний (а их до тысячи) коучингом занимается от силы 20-30. В некоторых клиенту предложат встретиться с несколькими кандидатами на роль тренера и выбрать понравившегося. А кто-то находит искомого по рекомендации - на сегодня самому надежному сертификату качества в данной сфере. Ведь формальных показаний для занятий коучингом нет: коучи не сертифицируются, не создали ассоциации... По мере роста и структуризации рынка все это, конечно же, появится. "Коучей-индивидуалов" организованные коллеги называют "теневыми" тренерами. Для клиента же важен только результат.

Коуч обязан иметь серьезное базовое образование. Да и клиенту не мешало бы ознакомиться с ключевыми понятиями той области, в которую "входит". По оценке экспертов, "личностный" коучинг (который обычно заказывают VIP-клиенты) зачастую зиждется на трех наиболее перспективных составляющих психотерапии: психоанализе, НЛП (нейро-лингвистическом программировании) и гуманистической психологии Роджерса. Готовы ли вы выяснить, какие базовые теоретические установки лежат в основе работы вашего коуча? Если нет, то вот вам и тест: вряд ли вы будете прилагать дальнейшие усилия по изменению себя. Так "на кой" вам тогда этот коучинг?

Очень важно и другое: получает ли коуч удовольствие от манипуляции другим человеком? Хочешь этого - плати. Но если вы, надеясь обрести свободу, попадете в руки манипулятора, то результат может быть противоположным - и вы просто "сядете" на "обезболивающие". А это не что иное, как психологическая зависимость от чужого вам человека.

На что еще обратить внимание? Естественно, на возраст (чему меня научит "желторотый"?) и на опыт консультирования (здесь пригодятся рекомендации). Коучинг строится на доверии. Значит, ваш коуч должен быть "застрахован" от разглашения тайны (все о вас) и - упаси, Боже! - от зависти к своему богатому клиенту, а следовательно - от желания конкурировать с ним.

Как это иногда бывает, "прекрасное далёко" вокруг нас. Прежде чем принимать решение о привлечении наставников для своих подчиненных - попробуйте поработать с ними сами. По мнению директора программ МВА Киевской бизнес-школы Юрия Михайленко, коучинг как система отношений внутри компании способен практически полностью заменить управление в теперешнем виде, особенно в малом и среднем бизнесе. Руководитель является коучем для замов, те - для своих непосредственных подчиненных и так далее...

VIP-коучинг? Давайте начистоту!

…Промоутеры-москвичи недоумевали… Управляющий делами (или как его там?) Павла Лазаренко уже около месяца постоянно "жужжал" им, что босс в них очень нуждается. Был составлен проект продвижения этого самого босса, промоутерам дали неплохой задаток и… более ничего не требовали. А ларчик просто открывался, и поняли они это в день рождения Лазаренко, когда посреди фешенебельного банкета их подняли и под аплодисменты "избранной" публики представили как "команду, приведшую к победе Чубайса". Утром с ними расплатились, и они уехали в свою Москву.

Речь пойдет о внешнем коучинге. Как нечто самостоятельное он существует на рынке лет 15 - 20; к нам он перешел, как обычно, года три назад. Значит ли это, что раньше его не было? Абсолютно не значит. До того уже были придуманы наставничество, душпастырство, психотерапия, консалтинг, тренинг… Затем пришел коучинг и гордо заявил: я - все это, но не думайте, что я то же самое, я что-то другое.

Но что же? Любой опытный коуч охотно подтвердит постулат, уже ставший "классикой жанра": "Коучинг фокусируется на успешных стратегиях клиента и ориентирован в будущее". Стоп! Если ваш предмет - это мое "я", неизбежно "завязанное" на моем прошлом, - значит, для меня это бесполезно. К тому же выложить 300 у.е. за час-полтора, или даже "скромненькие" 100 у.е. готов далеко не каждый. Именно поэтому "классический коучинг" и не скрывает, что выступает в качестве "консультанта первого лица", или "личного тренера", или "VIP-тренера", короче говоря - VIP-коучинга, как это и подается сегодня на рынке очень часто.

В чем же "очарование" коучинга? Может быть, в том, что он не для всех? "Наливай, а я пока позвоню своему персональному коучу…" - говоря так, рядом с вами в ресторане после полуночи еще не включали "мобилку"? Сила и одновременно парадокс современного маркетинга (брендинга) состоит в том, что из неплохого, но, впрочем, обычного продукта создается "что-то особенного", что-то, перемещающее его потребителя в круг избранных. Только купи - и ты там! Именно это отличает, скажем, "Кока-колу" (на наиболее массовом уровне), "Армани", "Мерседес" или "Ролекс". Коучинг как раз и является прекрасно раскрученным маркетинговым продуктом. Скорее маркетинговым, чем сервисным.

Московские промоутеры хорошо заработали в Киеве именно потому, что их в Москве ("Надо же!") заказывают "крутые". Коучинг по-украински - это модная штучка, синоним "круто" и "продвинуто", по типу "у тебя галстук за 100 баксов, а у меня такой же за 150!". Коуч, обещающий "на 50% увеличить эффективность вашего бизнеса" (а почему не на 53,91 процента?), сегодня такая же реальность, как коуч-выпускница престижных курсов(!).

А ведь все только начинается… "Украинский рынок коучинга" еще далек от своего пика. И лишь по его прошествии, когда и с провайдеров, и с их клиентов спадет налет "крутизны", спеси и дури, когда те и другие порасшибают лбы и всем станет ясно "ху есть ху", - лишь тогда можно будет говорить о национальном рынке этого самого коучинга - уже без кавычек. Цена $100-300 скорее всего останется как отвоевавшая себе право быть. Просто уйдет накипь - любители "по-легкому срубить", с одной стороны, и новомодных ощущений, с другой.

Не верьте, когда, предлагая коучинг, вам говорят о панацее. Ни для бизнеса, ни тем более для души ее не существует. Но если вы здоровы и богаты и в определенный момент под четкую задачу действительно нуждаетесь в серьезном сопровождении Того, кого никто не сможет заменить, то почему бы и нет?

Есть мнение…

Алла Коняева, кандидат психологических наук, в прошлом психотерапевт:

- Всплески общественного интереса к психологической коррекции поведения и личности психологи переживали не раз. Сегодня успешные предприниматели заинтересованы в модифицированном "сервисе" - коучинге. И рынок его предложил. В силу ряда причин вывод нового бренда может оказаться более перспективным, чем услуги предшественников, относительно как доходов, так и долголетия. Во-первых, просматривается более четкое позиционирование: коучи настойчиво подчеркивают, что работают с "состоявшимися персонами", готовыми инвестировать в это деньги, время и личные усилия. А также - что не имеют дело с проблематикой прошлого: если нынешние проблемы клиента не устраняются сразу и надолго (так как они следствие прошлых травм и комплексов) - то непрошедшего "селекцию" можно вывести из "клиентского пула", переадресовав психотерапевтам. Таким образом, шансы "сервиса" быть успешным повышаются значительно, что сулит хорошие дивиденды. Во-вторых, расчет исключительно на личный потенциал заказчика также является прекрасной страховкой. Ведь его честно предупреждают, что коучинг - лишь механизм запуска работы над собой. И как только клиент прекращает "тренировки" или "снижает усилия" - неминуемо возвращается в исходную позицию. Это будет его выбор, а значит - его ответственность. В-третьих, положительную роль могут играть высокие гонорары коучей, давая "ленивым" дополнительный мотив не бросать начатое.

Каковы причины будущего спада ажиотажа? Не думаю, что в личностной структуре богатых управленцев меньше болевых и проблемных зон, чем у остального человечества. Исхожу хотя бы из стресогенности их работы, пропорциональной величине персональной ответственности за бизнес и людей. Отсюда, как мне кажется, не является оправданным ожидание массовых устойчивых положительных результатов коучинга, тем более с такими средствами ("работаем с настоящим и будущим"). Основание моего пессимизма гораздо шире, чем объем комментария. Хотя реального опыта на украинском рынке, позволяющего выпукло представить путь дальнейшего развития, коучинг пока не накопил. Так что - посмотрим.


Источник: Marketing Mix
Опубликовано в газете "Бизнес"

Читайте також


Часто шукають

↑ Вгору