Google — это игра со словом googol (гугол). Этот термин придуман
Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена Математика и воображение (Mathematics and the Imagination). Гугол — это число десять в сотой степени, то есть единица со ста нулями. Использование этого термина отражает цель компании
Google сделать доступным для поиска весь, практически бесконечный, массив информации, размещенный в Интернете.
А что же было до
Google? Был Rub.
Как гласит официальная легенда
Google, основатели компании — двое аспирантов кафедры информатики Стэнфордского университета
Лэрри Пейдж и
Сергей Брин — очень не понравились друг другу при первой встрече в 1995 году. 24-летний выпускник Мичиганского университета Лэрри проводил в Стэнфорде выходные, а 23-летний Сергей был в числе студентов, сопровождавших гостя по вузу. Они спорили практически по любому поводу; столь заметная разница во взглядах, впрочем, и позволила им в конце концов сформировать единый подход к разрешению одной из самых серьезных проблем
IT-индустрии: поиску нужной информации в огромном массиве данных.
В январе 1996 года Лэрри и Сергей начали совместную разработку поискового сервера
BackRub, получившего свое название за нетривиальное умение анализировать так называемые "обратные ссылки", указывающие на тот или иной сайт с других ресурсов Интернета. Лэрри, который всегда увлекался техникой и славился тем, что собрал действующую модель принтера из деталей конструктора Lego™, взялся за создание нового вида серверной среды, в которой вместо дорогих компьютерных систем использовались менее производительные ПК. Из-за постоянной нехватки денег (обычной проблемы аспирантов) они часто посещали погрузочные площадки факультета в надежде найти среди недавно прибывшей техники компьютеры, которые они могли бы одолжить для своей сети.
Год спустя их уникальный подход к анализу ссылок приобрел неплохую репутацию среди тех, кто видел его в действии, популярность
BackRub росла. Слухи о принципиально новой технологии поиска распространились по всему университетскому городку.
Поиск покупателя
Всю первую половину 1998 года Лэрри и Сергей продолжали совершенствовать свою технологию. Преследуя свою цель, которая впоследствии станет ключевым направлением деятельности
Google, они приобрели винчестеры общим объемом 1 терабайт по льготным ценам и создали первый центр данных
Google прямо в комнате Лэрри в общежитии. Тем временем Сергей организовал офис, и двое молодых людей начали обращаться к потенциальным партнерам, пытаясь заинтересовать их покупкой лицензии на лучшую из доступных технологий поиска. Несмотря на то что в то время наблюдался стремительный рост числа Интернет-компаний, у них не было большого желания создавать собственную фирму на базе разработанной ими технологии.
Среди тех, к кому они обращались, был и общий друг — основатель
Yahoo Дэвид Фило. Фило одобрил их перспективную технологию, но посоветовал Лэрри и Сергею организовать собственную компанию для развития поискового сервера. "Когда он будет полностью разработан и масштабирован", — сказал он — "поговорим снова". Впрочем, другие руководители порталов проявили еще меньшую заинтересованность в
Google, как эта система стала теперь называться. Так, один из них заявил, что "их порталу вполне хватит 80-процентной эффективности по сравнению с конкурентами — наших пользователей не особенно интересует поиск".
Поиски инвестора
После безуспешных попыток заинтересовать владельцев самых знаменитых порталов Лэрри и Сергей решили развивать свое дело самостоятельно. Все, что им было необходимо, — это небольшая сумма денег для переезда из общежития и оплаты долгов по кредитным картам, увеличившихся после приобретения терабайта дисковой памяти. Поэтому они написали свой бизнес-план, отложили планы на получение ученой степени и продолжали поиски инвестора. Свой первый визит они нанесли другу одного из преподавателей университета.
Энди Бехтольшайм, один из основателей
Sun Microsystems, всегда отличался дальновидностью. Ему достаточно было поверхностного знакомства с демо-версией
Google, чтобы увидеть огромный потенциал этой поисковой системы. Его заинтересовал поисковик, но он очень спешил. Брин так описывал встречу с Бехтольшаймом: "Мы встретились с ним ранним утром около подъезда дома одного из преподавателей университета в Пало-Альто. Вкратце мы описали систему. Он куда-то спешил, а потому сказал: "Вместо того чтобы обсуждать подробности, почему бы мне просто не выписать вам чек?" Чек на сумму в 100 тыс. долларов США был выписан на имя компании
Google Inc.".
Возникла небольшая дилемма. Поскольку компании
Google Inc. с законным статусом еще не существовало, этот чек нельзя было обналичить. Он несколько недель лежал в ящике письменного стола Лэрри, пока они с Сергеем готовили документы для регистрации компании и искали других инвесторов среди родных, друзей и знакомых. В конечном счете им удалось собрать сумму, необходимую для начальных капиталовложений, — в общей сложности около 1 миллиона долларов США.
Любимый всеми гараж
В сентябре 1998 г. компания
Google Inc. открыла свои двери в Менло-Парке (Калифорния). Двери были с дистанционным управлением, потому что офис для персонала
Google в количестве трех человек располагался в гараже, арендованном у одного из друзей. Помимо автоматических дверей у офиса гаражного типа был еще ряд преимуществ, включая мойку, сушилку и джакузи. Там было даже место для парковки машины первого нанятого сотрудника — Крэйга Силверстейна, нынешнего директора по технологии
Google.
К тому времени сайт
Google.com, тогда еще в бета-версии, обслуживал уже 10000 поисковых запросов в день. К неожиданно получившему известность веб-сайту с релевантными результатами поиска проснулся интерес прессы. В таких изданиях, как USA Today и Le Monde, появились статьи, расхваливавшие
Google. В декабре 1998 г. PC Magazine назвал
Google в числе 100 лучших веб-сайтов и поисковых серверов мира. Так
Google начал свой поход к мировой славе.
Стремитесь к простоте.
Простота — это то, к чему стремимся мы сами. Технологии становятся всё сложнее, и простота была одной из причин, почему людей притягивал
Google. Излишняя сложность сетевых инструментов, различных устройств и компьютеров — это проблема, которую необходимо, но очень непросто решить. Успех придет вместе с простотой. Посмотрите на Apple, на их работу и на их достижения.
Мы сосредоточены на возможностях, а не на количестве продуктов. Мы просто не продолжаем работать над тем, из-за чего жизнь может усложниться. Нам не нужно 20 продуктов с 20 способами работы. Я терялся на нашем сайте, когда старался отследить абсолютно всё. Лучше иметь небольшое количество продуктов, которые бы совместно использовали одни функции (Сергей Брин, один с основателей компании "
Google")