Сегодня мы рассмотрим вопросы, которые, как правило, задает почти каждый HR. Экспертом выступает Александра Генералова, руководитель центра по подбору и адаптации персонала компании «ФЕЛИКС». Сразу оговоримся: все HR-ы в один голос утверждают, что отвечать надо честно. Слукавить, конечно, можно. Но при благоприятном стечении обстоятельств, т.е. после трудоустройства, вам за свои слова отвечать придется. Поэтому, подумайте, стоит ли...
Первый вопрос, с которого, как правило, начинается собеседование: «Расскажите о себе». «Подоплек у этого вопроса несколько, – говорит Александра Генералова. – Во-первых, необходимо послушать, КАК человек рассказывает о своей трудовой деятельности. Важен структурированный рассказ. Если кандидат перепрыгивает с одного на другое, то это указывает на неструктурированность его мышления, что негативно скажется на обучении и последующей работе в компании. Соответственно, идеальный ответ – когда вы четко и последовательно рассказываете о предыдущих местах работы: что входило в ваши обязанности, что вы привнесли в производственный процесс, какие результаты получили по тому или иному проекту. Во-вторых, четкая и грамотная речь является совершенно необходимым условием для работы большинства сотрудников компании «ФЕЛИКС». Это применимо и ко многим другим компаниям, и в первую очередь к сотрудникам, являющимся «лицом» компании – менеджерам по продажам, продавцам-консультантам, операторам Call-центров, секретарям.
Не менее важно, с чего вы начинаете рассказывать, ведь ответ на этот вопрос любой человек начинает, как правило, с тех вещей, которые для него важны и актуальны – у кого-то на первом месте семья, у кого-то карьера. В зависимости от позиции, на которую претендуете, вы должны заранее продумать свой ответ. Будет неуместным рассказывать о нескольких удачно завершенных проектах или принесенной на благо компании многомиллионной прибыли, когда претендуете на должность, не подразумевающую карьерный и профессиональный рост, например, на позиции ассистента или офисного сотрудника. И наоборот. При трудоустройстве на позицию менеджера по продажам рассказывать о том, что у вас трое маленьких детей, за которыми частенько надо будет ходить в детский сад.
СОВЕТ!Спросите, о чем именно хочет услышать собеседник. Таким образом, вы выиграете время (хотя бы несколько секунд) и успеете собраться с мыслями.
По сути, этим рассказом вы презентуете себя. Рассказ не должен быть слишком коротким: «Влюбился, женился, развелся...» Подразумевается, что по мере того, как вы рассказываете, менеджер по персоналу будет задавать уточняющие вопросы, поэтому не исключено, что разговор может перейти совсем на другие темы.
Следующий вопрос, который всегда задается на собеседовании: «С чем связана смена места работы?» Ответ позволяет менеджеру по персоналу понять, в какой степени кандидат берет на себя ответственность за происходящее, а также определить степень его лояльности по отношению к работодателю. Ни в коем случае нельзя отзываться о предыдущем работодателе в негативном свете. Во-первых, это может свидетельствовать не сколько о хамстве и бескультурье (хотя это тоже имеет место быть), а о том, что вы привыкли воспринимать действительность, только критикуя других, не видя и не признавая своих ошибок. И аналогичного отношения можно ожидать и к новому работодателю. Во-вторых, многие работодатели, особенно, если речь идет о серьезных позициях, практикуют проверку рекомендаций. Если вы сегодня – на собеседовании – не скрываете своего отношения к экс-работодателю, то, скорей всего, и при работе у него или увольнении ваше отношение было «на лицо». Можно представить, какую рекомендацию он вам даст...
HR-ы считают, что маленькую зарплату в качестве причины можно называть, если она, действительно, таковой является.
СОВЕТ!Узнать свою «цену» надо обязательно до собеседования. Для этого можно просмотреть аналогичные вакансии на специализированных сайтах по трудоустройству: www.job.ru, www.rabota.ru, www.joblist.ru, www.superjob.ru или в печатных изданиях – «Работа для вас», «Работа и Зарплата», «Работа сегодня» и др.
«Причем такой ответ приветствуется со стороны менеджера по продажам, подкрепленный, конечно, искренней заинтересованностью содержанием будущей работы», – подчеркивает Александра. Можно упомянуть об изменении системы начисления бонусов – основной статьи дохода менеджера по продажам. Довольно часто случается такая ситуация: как только менеджер по продажам начинает демонстрировать высокие показатели, ему урезают размер бонуса либо повышают план. Но, рассказывая о прошлом опыте, главное – не переборщить. А вдруг, и в этой компании тоже используется непрозрачная схема начисления? Хотя если это так, стоит задуматься о своем будущем в этой компании - правда, как правило, в нечистоплотных компаниях об этом стараются замалчивать.
СОВЕТ!Если вам предлагают зарплату, состоящую из фиксированной части – оклада и бонуса, то, прежде чем соглашаться на такие условия, выясните, как в этой компании начисляется бонус. Это можно сделать разными способами. Прямо спросить у менеджера по персоналу (только в соответствующий момент, а не в момент установления контакта) или будущего руководителя, если собеседование проводит он. В век Интернета не грешным делом будет поискать соответствующую информацию на различных карьерных форумах (http://forum.rabota.ru, www.career.ru/community/forum, www.zarplata.ru/forum, www.e-xecutive.ru/discussions/active и т.п.) или в столь модных ныне социальных сетях и блогах (http://community.livejournal.com/ru_job, http://community.livejournal.com/rabota, http://community.livejournal.com/career и www.moikrug.ru и т.п.).
Среди других причин эксперты выделяют использование серой или черной схемы начисления зарплаты и ликвидацию предприятия.
«Наиболее приемлемый ответ на вопрос о причинах смены места работы: «Там были исчерпаны все возможности для моего карьерного роста, а предложить другую позицию руководство не смогло». Такой ответ показывает, что человек не останавливается на достигнутом, постоянно повышает свой профессиональный уровень. Такие сотрудники всегда в цене», – отмечает Александра.
Если в одной из компаний вы проработали не более трех месяцев, то должны быть готовы к вопросу о причинах столь скоропалительного увольнения. Не стоит забывать, что согласно Трудовому кодексу РФ испытательный срок при приеме на работу не может быть больше трех месяцев (для главных бухгалтеров, их заместителей и руководителей филиалов – полгода). Поэтому у работодателя, в первую очередь, может сложиться мнение, что вы не прошли испытательный срок, причем он часто забывает о том, что не только он, но и вы делаете свой выбор. Опять же в случае с ликвидацией предприятия можно смело об этом говорить. (К сожалению, сегодня все еще много компаний, которые «просят» сотрудников написать заявление по собственному желанию вместо того, чтобы увольнять по статье о ликвидации организации. Поэтому на собеседовании об этом упоминать, может, и нежелательно, но в случае проверки трудовой книжки надо быть готовым к дополнительным вопросам.)
Как бы там ни было, идеальным ответом на этот вопрос будет корректное обоснование необходимости дальнейшего поиска работы. Жизненные обстоятельства у всех разные, и порой смена работы, действительно, обусловлена вполне объективными причинами. Задавая этот вопрос, HR проверяет вас на лояльность одному работодателю, стабильность, на умение выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, коллегами и начальниками.
Как правило, частая смена работы наблюдается у молодых специалистов, только закончивших вуз. Согласно исследованиям компании Begin Group, проведенным в апреле 2007 года, большинство выпускников намерены получать дополнительное образование не по полученной специальности, а по новой: 38% – второе высшее образование, 25% – MBA, 12% – языковые курсы. Это значит, что почти каждый третий выпускник получил образование, к которому нет склонностей либо не лежит душа. Поэтому многие выпускники ищут себя в разных сферах. Важно: идут ли в вашем резюме такие «краткосрочные» работы подряд, или же они чередуются с вполне длительными периодами работы на одном месте.
Так же нелепо выглядит в резюме перечисление разных профессий с непродолжительными периодами работы. «Не исключено, что кандидат действительно не нашел себя, а именно в нашей компании он, как говорится, загорится и поймет, что это его. Но здесь велика опасность, что, привыкнув быстро бросать работу, он и в очередной раз поступит точно так же», – замечает Александра. Тем более, что для некоторых профессий результат труда заметен не сразу. Это руководители проектов, риэлторы, все те же менеджеры по продажам. Как правило, нужно около полугода на составление базы клиентов и ее проработку, а если учесть, что обычно оклад у этих специалистов чисто символический, то немногие не сдаются и не бегут от трудностей.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».