UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Новини України і світу
  4. Статті
  5. Предел разумного или нестандартные методики оценки персонала

Предел разумного или нестандартные методики оценки персонала

29.08.2007 10449

В компании «Чупа Чупс Рус», которая зани­мается торговлей одноименными леденца­ми, решение о том, соответствует ли человек занимаемой должности, или о том, достоин ли он выдвижения на более значимую позицию, принимают, основываясь на выводах графо­лога — специалиста, который умеет опреде­лять характер человека, изучив его почерк. «Мы просим сотрудников написать неболь­шое эссе на заданную тему объемом не мень­ше странички с обязательной подписью в конце», — рассказывает Ирина Кознакова, HR-менеджер «Чупа Чупс Рус». Эта методика при­меняется уже больше 10 лет — такое требова­ние материнской компании из Испании.

Консультант, с которым сотрудничает «Чупа Чупс Рус», живет в Барселоне, и его услуги обходятся компании в круглую сумму. Правда, здесь это никого не смущает. «На 70% характеристики совпадают», — утверждает Кознакова. По ее словам, процедура изучения почерка сотрудника проводится па заключи­тельном этапе аттестации и позволяет выне­сти окончательное решение — достоин чело­век повышения или нет. Так, одна из сотруд­ниц, долгое время работавшая в московском офисе компании, три года назад получила позицию руководителя бразильского офиса, рассказывает Кознакова. Однако вскоре выяс­нилось, что графолог оказался не вполне прав: через полгода после высокого назначе­ния сотрудница уволилась.

Руслан Пашков, владелец продовольственной компании «Гурман», услугами професси­онального графолога не пользуется. Вместо этого уже больше 10 лет проводя собеседова­ния с кандидатами на менеджерские позиции, предлагает отвечать на его устные вопросы в письменном виде. «Это позволяет определить, насколько человек способен четко и логично излагать свои мысли в стрессовой ситуации», — говорит он. По почерку он определяет при­лежность человека. «У аккуратных людей и почерк аккуратный», — уверен он. Помарки и зачеркивания — верный признак каши в голо­ве, считает Пашков: «Такой человек не сможет давать четкие указания подчиненным».

Магический реализм

Графология не единственная не вполне рациональная методика, к которой прибега­ют работодатели, оценивая работающих или будущих сотрудников. Ирина Зотова, владе­лица художественной галереи ТХТ, в середи­не 1990-х гг. работала в телекоммуникационной компании коммерческим директором. Она рассказывает, что владелец компании отбирал кандидатов на основе «приговора», вынесенного штатным астрологом. Астро­лог составлял на каждого соискателя ключе­вой должности гак называемую «натальную карту» (индивидуальный гороскоп), на осно­вании которой просчитывалась его потенциальная польза для дела. При этом ника­ких шансов работать в компании не было у тех, кто быт рожден под знаком Скорпио­на. «Причина этого мне неизвестна, — гово­рит Зотова. Но сам президент был Скорпи­оном, может быть, он считал, что два челове­ка с таким знаком зодиака — угроза бизнесу». В самой компании, название которой Зото­ва сообщила «Ведомостям», прокомменти­ровать утверждение бывшей сотрудницы не смогли — в ней не осталось тех, кто работал там 10 лет назад, а собственник и топ-менед­жмент с тех пор несколько раз сменились.

Некоторые работодатели и поисках нестандартных методов оценок идут даль­ше. К примеру, используют технику «считы­вания человеческой ауры». Именно таким способом в свое время отбирал соискателей руководитель подразделения «защита растений» швейцарского химического концерна, вспоминает бывший сотрудник компании Марина Фурта (ныне — старший тренер-консультант тренинговой компании CBSD). После интервью начальник садился в крес­ло кандидата, несколько минут «погружал­ся» в его мир и потом выносил решение — подходит человек компании или нет. «Надо сказать, этот руководитель никогда не оши­бался», — отмечает Фурта.

Наблюдательный совет

«Если человек опадает хорошей интуицией и многолетней практикой работы с чело­веческими ресурсами, почему бы не исполь­зовать это при собеседованиях?» — задает­ся вопросом Вера Васильева, руководитель центра психологического тестирования «Верфь». По ее мнению, применение, к при­меру, физиогномики — оценки характера по особенностям строения лица — вполне оправданно». Внутренний облик человека несет очень много информации, — аргументиру­ет Васильева. — Тонкие губы — признак ску­пости, полные склонности к излишествам. Орлиный нос говорит о раздражительно­сти и резкости кандидата, а нос картошкой – о мягкотелости. То же и в графоло­гии. «Размашистый почерк больше характе­рен для людей непунктуальных, а мелкий, бисерный – для скряг. При этом, если чело­век в конце предложения ставит яркую точку, значит, он привык доводить дело до конца», — продолжает Васильева. «Важную информацию о психоэмоциональном складе кан­дидата можно получить и нетрадиционным методом, если к делу подходит професси­онал», — соглашается с ней консультант-психолог рекрутинговой компании «Анкор» Вера Александрова.

Вместо психолога

Применение иррациональных подходов со стороны руководителей может быть анало­гом общения с психотерапевтом обращаться к которому многие считают признаком сла­бости, говорит Васильева. «Я знала руково­дителя крупного предприятия, который каж­дый раз, как только у него случались налого­вые проблемы, звонил магу. На самом деле маг чудес не творит, и максимум, что он мог сде­лать, — снять синдром тревожности с клиен­та», — говорит она.

При этом эффективность «потусторон­него инструментария» не выдерживает про­верки. Юна Скобликова, директор консал­тинговой компании Green Street, вспомина­ет случай из своей практики, когда генераль­ный директор столичной компании, зани­мающейся пошивом верхней одежды, при­слушался к совету астролога-консультанта и взял на позицию коммерческого дирек­тора человека, который всего через полго­да покинул компанию. А тот, кого «забрако­вали», устроился в конкурирующую фирму и успешно там работал. «Если бы астрология, хиромантия и прочие околонаучные теории давали суперрезультат, все остальные подхо­ды давно бы себя изжили. В том числе и про­фессия кадрового консультанта», — говорит Антон Стороженко, партнер хедхантингоюй компании Amrop Hever Group. «Мы эти слу­чаи рассматриваем как курьезы и капризы собственников», — соглашается Борис Рохин, консультант хедхантинговой компании Ward Howell International. Вера Александрова из «Анкора» считает, что такими «хаотичными поисками» работодатель пытается компен­сировать неясность собственного представ­ления о должностных обязанностях канди­дата. «Большинство компаний такие методи­ки рассматривают как экзотические и счита­ют верным оценивать эффективность рабо­ты, внедрив BSC (balanced score cards — сбалан­сированная система показателей) или КРI (key performance indicators — ключевые показа­тели эффективности). Если топ -менеджмен­ту их суть понятна, то для среднего звена катальная карта и KPI — явления одного порядка», — замечает Скобликова.

Читайте також

  • Розвиваємо дисциплінованість — найдієвіші поради 5 березень, 2025

    Без дисципліни великих вершин не досягнути. Для сходження на багатотисячники, якщо висловлюватися альпіністськими метафорами, без належної підготовки не впоратися. То як її розвивати, ту дисципліну? З’ясовуємо разом із Jobs.ua, як розвинути в собі цю важливу навичку.

  • Бізнес і нещирі люди — кого з homo sapiens краще уникати? 3 березень, 2025

    Вистачить однієї нещирої, фальшивої людини в діловому оточенні, щоб якоїсь миті все рухнуло, наче доміно. Як у відомій приказці, коли ложка дьогтю псує бочку меду. Пропонуємо з’ясувати, яких людей краще уникати, щоб максимально убезпечити бізнес від нещирих представників homo sapiens.

  • Розвиваємо креативність з користю для здоров’я, ментального і фізичного 1 березень, 2025

    Як «приручати» мозок з користю для себе? В цій статті розповідаємо про ті способи розвитку креативності, про які мало хто говорить насправді, бо не надає цьому значення. А даремно.

  • Робота з дому і «дивні звички» — привід для занепокоєння чи ні?28 лютий, 2025

    Працювати весь день в піжамі, не встаючи з ліжка, нечищені зуби і невідвіданий душ, бо ліньки робити «зайві рухи» — ці речі дивними звичками складно назвати. Але є речі куди дивніші, ось про них і поговоримо разом із Jobs.ua. І чи варто про це непокоїтися.

  • Soft skills і сучасний ринок праці: як привабити найкращого роботодавця26 лютий, 2025

    Сучасні роботодавці добре розуміють важливість наявності в кандидата м’яких навичок. Це означає, що в пошукачів немає інших варіантів, як приділяти посилену увагу розвитку soft skills, не лише hard skills.


Часто шукають

↑ Вгору