Какая бы не была компания, вызывать деловые конфликты может следующие: ограниченность финансовых и человеческих ресурсов, взаимозависимость исполнителей в процессе выполнения каких-либо заданий, несоответствие представлений о целях и ценностях, различия в уровне интеллектуального развития и образованности, а также неумение людей общаться друг с другом.
Распределением финансовых и человеческих ресурсов занимаются менеджеры. Ключевая цель, которую они преследуют, заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом получить желаемый результат деятельности. Необходимость делить финансовые и человеческие ресурсы неизбежно ведет к возникновению производственных конфликтов. К примеру, руководитель отдела рекламы и маркетинга может вменить в вину начальнику отдела продаж то, что на развитие его отдела выделяется намного меньше финансовых средств, чем на развитие и расширение отдела продаж.
В процессе того, как организация упрочивает свое положение на рынке и расширяется, увеличивается и возможность развития и усугубления деловых конфликтов. Это связано с тем, что при расширении организации обостряется проблема взаимодействия специализированных отделов между собой в процессе производства товаров или услуг. Ведь, как показывает практика, специализированные отделы в намного большей степени стремятся к достижению своих собственных целей, нежели общих целей компании. Например, отдел продаж может требовать производства более разнообразной продукции, поскольку это повысит его конкурентоспособность и увеличит объем сбыта. При этом отдел снабжения может стремиться закупить более существенные объемы сырья и материалов, чтобы снизить себестоимость единицы продукции. Финансовый же отдел будет пытаться воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их.
Различные, зачастую противоречивые, представления сотрудников о целях и ценностях являются причинами деловых конфликтов, так как работники рассматривают только те аспекты ситуаций, которые, по их мнению, могут способствовать или противодействовать удовлетворению их личных потребностей и интересов, вместо того, чтобы объективно анализировать предметно-содержательные аспекты проблемы.
К примеру, подчиненные могут искренне полагать, что они всегда имеют право критиковать руководителя. Находясь под ударами критики подчиненных, руководитель, напротив, считает, что подчиненные должны не критиковать руководство, а работать, быть исполнительными и аффективными. Естественно, каждая сторона имеет собственное право на определенное мнение и позицию: руководитель может ожидать от сотрудников более интенсивной включенности в работу, а подчиненные - большего внимания к своим нуждам. Однако и те и другие нередко не учитывают право противоположной стороны на иное мнение, в связи с чем, конфликты между руководством и подчиненными, возникающие на почве разногласия в определении целей и ценностей, имеют место в любой компании.
Данный конфликт описан в шутливой юмореске Гейнца Кноблоха: «Что говорят о начальнике у нас? Если начальник приходит на работу вовремя, то говорят: «Это он нарочно приходит, чтобы к нам потом придираться». Если же он опаздывает, то говорят: «Конечно, ему все прощается; на то он и начальник». Если он спрашивает, как поживает семья сотрудника, то говорят: «Вечно он сует нос в чужие дела». Если же он не спрашивает, то говорят: «Это такой черствый человек, что ему до людей никакого дела нет». Если начальник просит вносить предложения, то говорят: «Он сам ничего не может придумать нового». Если он сам начинает вносить предложения, то говорят: «Все по-своему делает».
Если он быстро принимает решение, то говорят: «У него все наспех». Если принимает решение медленно: «У него нет никакой решительности». Если он собирается расширить отдел, говорят: «Хочет, чтобы у него был самый большой отдел». Если он сокращает штаты, то говорят: «Всегда он выезжает на наших горбах». Если он четко придерживается инструкций, то говорят: «Бюрократ». Если он стремится обойти юридические нормы, то говорят: «Совести нет у человека». Если он шутит: «Идиотские шуточки». Если он серьезен: «Ты хоть раз видел, чтобы он улыбался?!» Если отдел работает хорошо: «Ничего удивительного: всю работу тянем мы». Если отдел работает плохо: «Мы-то здесь при чем? Это начальник у нас – никудышный...».
Деловой конфликт отражен также в шутливой «Догме подчиненного», которая широко распространена в фирмах и организациях в последние годы и может выступить эффективным психотерапевтическим средством для подчиненного, настроенного на критику своего руководителя. Текст «Догмы подчиненного» таков:
Досліджуючи біографії заможних людей, мимоволі впадає в око важлива деталь. Такі люди ще змалку вчилися заробляти гроші. Пропонуємо разом з Jobs.ua поговорити про основи фінансової грамотності, які варто передати власним дітям як цінну й життєво необхідну навичку.
Сьогодні, 7 березня, стартувала національна кампанія Дай собі шанс. Це чудовий спосіб проявити себе в бізнесі, фрилансі чи кар’єрі. На вас, дорогі жінки, чекають різноманітні активності, серед яких виділимо безкоштовні освітні курси, подкаст і відеоманіфест для мотивації і підняття духу.
Без дисципліни великих вершин не досягнути. Для сходження на багатотисячники, якщо висловлюватися альпіністськими метафорами, без належної підготовки не впоратися. То як її розвивати, ту дисципліну? З’ясовуємо разом із Jobs.ua, як розвинути в собі цю важливу навичку.
Вистачить однієї нещирої, фальшивої людини в діловому оточенні, щоб якоїсь миті все рухнуло, наче доміно. Як у відомій приказці, коли ложка дьогтю псує бочку меду. Пропонуємо з’ясувати, яких людей краще уникати, щоб максимально убезпечити бізнес від нещирих представників homo sapiens.
Як «приручати» мозок з користю для себе? В цій статті розповідаємо про ті способи розвитку креативності, про які мало хто говорить насправді, бо не надає цьому значення. А даремно.