Аккаунт не активирован. Проверьте почту. 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Жизнь в коллективе

Причины конфликтов на работе


22.10.2017 28336

Какая бы не была компания, вызывать деловые конфликты может следующие: ограниченность финансовых и человеческих ресурсов, взаимозависимость исполнителей в процессе выполнения каких-либо заданий, несоответствие представлений о целях и ценностях, различия в уровне интеллектуального развития и образованности, а также неумение людей общаться друг с другом.

Распределением финансовых и человеческих ресурсов занимаются менеджеры. Ключевая цель, которую они преследуют, заключается в том, чтобы наиболее эффективным способом получить желаемый результат деятельности. Необходимость делить финансовые и человеческие ресурсы неизбежно ведет к возникновению производственных конфликтов. К примеру, руководитель отдела рекламы и маркетинга может вменить в вину начальнику отдела продаж то, что на развитие его отдела выделяется намного меньше финансовых средств, чем на развитие и расширение отдела продаж.

В процессе того, как организация упрочивает свое положение на рынке и расширяется, увеличивается и возможность развития и усугубления деловых конфликтов. Это связано с тем, что при расширении организации обостряется проблема взаимодействия специализированных отделов между собой в процессе производства товаров или услуг. Ведь, как показывает практика, специализированные отделы в намного большей степени стремятся к достижению своих собственных целей, нежели общих целей компании. Например, отдел продаж может требовать производства более разнообразной продукции, поскольку это повысит его конкурентоспособность и увеличит объем сбыта. При этом отдел снабжения может стремиться закупить более существенные объемы сырья и материалов, чтобы снизить себестоимость единицы продукции. Финансовый же отдел будет пытаться воспользоваться деньгами, взятыми под товарно-материальные запасы и инвестировать их.

Различные, зачастую противоречивые, представления сотрудников о целях и ценностях являются причинами деловых конфликтов, так как работники рассматривают только те аспекты ситуаций, которые, по их мнению, могут способствовать или противодействовать удовлетворению их личных потребностей и интересов, вместо того, чтобы объективно анализировать предметно-содержательные аспекты проблемы.

К примеру, подчиненные могут искренне полагать, что они всегда имеют право критиковать руководителя. Находясь под ударами критики подчиненных, руководитель, напротив, считает, что подчиненные должны не критиковать руководство, а работать, быть исполнительными и аффективными. Естественно, каждая сторона имеет собственное право на определенное мнение и позицию: руководитель может ожидать от сотрудников более интенсивной включенности в работу, а подчиненные - большего внимания к своим нуждам. Однако и те и другие нередко не учитывают право противоположной стороны на иное мнение, в связи с чем, конфликты между руководством и подчиненными, возникающие на почве разногласия в определении целей и ценностей, имеют место в любой компании.

Данный конфликт описан в шутливой юмореске Гейнца Кноблоха: «Что говорят о начальнике у нас? Если начальник приходит на работу вовремя, то говорят: «Это он нарочно приходит, чтобы к нам потом придираться». Если же он опаздывает, то говорят: «Конечно, ему все прощается; на то он и начальник». Если он спрашивает, как поживает семья сотрудника, то говорят: «Вечно он сует нос в чужие дела». Если же он не спрашивает, то говорят: «Это такой черствый человек, что ему до людей никакого дела нет». Если начальник просит вносить предложения, то говорят: «Он сам ничего не может придумать нового». Если он сам начинает вносить предложения, то говорят: «Все по-своему делает».

Если он быстро принимает решение, то говорят: «У него все наспех». Если принимает решение медленно: «У него нет никакой решительности». Если он собирается расширить отдел, говорят: «Хочет, чтобы у него был самый большой отдел». Если он сокращает штаты, то говорят: «Всегда он выезжает на наших горбах». Если он четко придерживается инструкций, то говорят: «Бюрократ». Если он стремится обойти юридические нормы, то говорят: «Совести нет у человека». Если он шутит: «Идиотские шуточки». Если он серьезен: «Ты хоть раз видел, чтобы он улыбался?!» Если отдел работает хорошо: «Ничего удивительного: всю работу тянем мы». Если отдел работает плохо: «Мы-то здесь при чем? Это начальник у нас – никудышный...».

Деловой конфликт отражен также в шутливой «Догме подчиненного», которая широко распространена в фирмах и организациях в последние годы и может выступить эффективным психотерапевтическим средством для подчиненного, настроенного на критику своего руководителя. Текст «Догмы подчиненного» таков:

-  Шеф всегда прав.
-  Шеф не спит – шеф отдыхает.
-  Шеф не лжет – шеф дипломат.
-  Шеф не пьет – шеф дегустирует.
-  Шеф не упрям – шеф последователен.
-  Шеф не флиртует – шеф обучает кадры.
-  Шеф не ест – шеф восстанавливает силы.
-  Шеф не трус – шеф поступает предусмотрительно.
-  Шеф не кривится – шеф улыбается без энтузиазма.
-  Шеф не опаздывает – шефа задерживают важные дела.
-  Шеф не мямлит – шеф делится своими размышлениями.
-  Шеф не почесывает затылок – шеф обдумывает решение.
-  Шеф не ошибается – шеф принимает рискованные решения.
-  Шеф не изменяет своей жене – шеф выезжает в командировку.
-  Шеф не кричит – шеф убедительно выражает свою точку зрения.
-  Шеф не переносит критики – шеф уважает слаженный коллектив.
-  Шеф не любит подхалимов – шеф премирует лояльных работников.
-  С шефом не случаются дорожные происшествия – у шефа есть водитель.
-  Шеф не неуч – шеф предпочитает творческую практику бесплодной теории.
-  Шеф не любит сплетен – шеф выслушивает мнение сотрудников.
-  Шеф не забывает – шеф просто не засоряет свою память излишней информацией.
-  Чьи убеждения совпадают с убеждениями шефа, тот делает карьеру.
-  Кто приходит со своими убеждениями, выходит с убеждениями шефа.
-  Если хочешь жить и работать спокойно – не опережай шефа в развитии.
-  Если шеф не прав – читай сначала.



Различия в уровне интеллектуального развития, жизненного опыта и образованности часто выступают причинами деловых конфликтов. Так, потенциально конфликтными могут быть гомогенные женские и гомогенные мужские коллективы в том случае, если между членами коллектива наблюдаются существенные различия в уровне интеллектуального развития и жизненного опыта. В женских коллективах возникает напряженная, нервозная и конкурентная атмосфера, в мужских – атмосфера «армейской казармы» с жесткими законами по праву более опытного и сильного. Однако если в женском коллективе руководитель – мужчина, конфликты, как правило, нейтрализуются или перестают возникать. В мужском коллективе руководителем должен выступать прежде всего более старший и образованный специалист, имеющий решительный характер и сильную волю.

Кроме того, различия в манере поведения также могут оказаться конфликтогенными. Так, люди непосредственные, импульсивные и эмоциональные сложно «срабатываются» друг с другом. В таком коллективе необходимо, чтобы часть персонала была представлена людьми уравновешенными, стабильными и имеющими богатый жизненный опыт.

Неумение эффективно общаться в деловой сфере часто выступает причиной возникновения конфликтов. Распространены следующие социально-психологические характеристики, ведущие к конфликтам: неумение до конца выслушать друг друга, отсутствие установки на понимание точки зрения другого человека, восприятие иной позиции в качестве начала конфликта, стремление во всех проявлениях партнера видеть только личный смысл и не замечать объективно-содержательных аспектов общения, установка на противодействие и конфронтацию, стремление применять только силовые (манипулятивные) методы в общении, несовпадения и противоречия между вербальной (проговариваемой) и невербальной (символической) сторонами коммуникативного процесса.

Женщины и мужчины конфликтуют примерно с одинаковой частотой, но причины конфликтов у них разные. Так, женщины конфликтуют, если на работе не удовлетворяются их личные потребности в заработной плате, распределении отпусков и премий, получении различных льгот. Кроме того, женщины более чувствительны к атмосфере, которая возникла в данном коллективе. При наличии тяжелой, гнетущей атмосферы в работающей группе женщины первыми дают «негативные вспышки». Женщины вступают в конфликт, если не выполняются необходимые условия экологии и гигиены на рабочем месте, они болезненно переживают также переутомление в периоды сверхинтенсивных нагрузок. Женщины конфликтуют, «выплескивая» свою негативную энергию во внешнюю среду, не задерживая долго внутри себя отрицательные эмоции. При этом они легче и быстрее «отходят» и успокаиваются.

Мужчины не терпят, если ущемляются их права, связанные с содержанием и условиями трудовой деятельности: отсутствие соответствующего их представлениям статуса и властных возможностей, наличие неприемлемой для них формы необходимого подчинения, несоответствие по их мнению трудовых прав и обязанностей, неразумная организация труда. Перегрузки мужчины переживают так же тяжело, как и женщины, однако они склонны длительное время держать в себе отрицательные эмоции и не «выплескивать» их.

Для молодых сотрудников характерны некоторый максимализм в отношениях, разделение отношений по принципу «черное-белое», нетерпимость к недостаткам других, недостаточность знания самих себя и возможных последствий конфликтов. С увеличением возраста уменьшается количество конфликтов, связанных с погрешностями в отношениях с коллегами, и возрастает число конфликтов, вызванных противоречиями в содержании труда и организационных условиях работы. Зрелые работники легче адаптируются к новому коллективу, проще смотрят на коммуникативные проблемы и проявляют большую терпимость к недостаткам людей. Увеличение возраста сказывается и на проявлении большей мудрости в отношениях, спокойствии, снижении значимости мелочей во взаимодействиях.

Для нашей культуры характерной является особенность «сбрасывать» собственную неудовлетворенность на окружающих людей. Например, человека обидели или унизили в транспорте, в магазине или просто на улице. Он приходит «на взводе» на работу и начинает «рычать» на своих коллег. Или другой пример. После напряженного трудового дня муж приходит домой и «сбрасывает» свое дурное настроение на членов семьи, чаще на жену. Начинается цепь мелких придирок, крика, обвинений – и все по мелочам. Она обижается, замыкается в себе, чувствует себя несчастной. Он остро реагирует на ее нервное состояние, которое он сам же и вызвал. Возникает «конфликтная цепочка», вытягивающая из одной болезненной ситуации другую и в конце концов конфликт «взрывается» как извержение вулкана: все, развод и никаких примирений! Кому не знаком такой конфликтный сценарий?

А ведь для того, чтобы уменьшить шанс возникновения подобных конфликтов, необходимо совсем немного: отойти от привычного для нас «сбрасывания» своей негативной анергии на других людей и попытаться успокоиться другими, менее опасными для окружающих средствами. Можно залезть в ванную и постоять под контрастным душем, можно пойти погулять в парк с собакой, можно, наконец, поставить видеокассету с кинокомедией или выспаться. И через некоторое время причина назревающего конфликта для самого человека станет не только незначительной, но и просто смешной, недостойной того, чтобы из-за нее ломать жизнь себе и своим близким.

Читайте также:
«Как правильно завершить конфликт с коллегой»
«Создание позитивного имиджа в коллективе»
«Необходимо ли в работе скрывать свое истинное «Я»?»
«Что нельзя делать молодому руководителю»
«Вы намного старше вашего руководителя? Тонкости поведения»
«Как противодействовать неконструктивной критике»


Если вам нужен персонал размещайте бесплатно вакансию на сайте!

Читайте также

  • Каких работников не хватает Украине20 Октябрь, 2017

    Этих специалистов ждут в Украине

  • Как соискателю завоевать внимание на собеседовании?18 Октябрь, 2017

    Собеседование – деловая встреча, на которой работодатель и соискатель впервые встречаются тет-а-тет, чтобы понять подходят ли они друг другу. Так как на работу все-таки трудоустраивает компания, то проведение собеседования часто находится в руках именно работодателя. Из-за чего соискатель чувствует дискомфорт, стеснение, неудобство. Такое поведение выдает неуверенность, нерешительность соискателя, а кому из работодателей нужен неуверенный в себе работник?! Сегодняшняя наша статья посвящена тому, как выглядеть соискателю на собеседовании более уверенно и завоевать внимание работодателя.

  • Уровень безработицы в Украине18 Октябрь, 2017

    По-немногу, но снижается...

  • Как наладить отношения с начальником?17 Октябрь, 2017

    Позитивная психологическая атмосфера на работе – залог хороших отношений в рабочем коллективе. Это также хороший плацдарм для успеха каждого сотрудника в коллективе в достижении персональных и общих целей. Разлад отношений даже нескольких сотрудников разбалансирует позитивный микроклимат в коллективе. Натянутые отношения заметны для любого сотрудника и негативно влияют не только на настроение, но и рабочий настрой. Но ничто так не огорчает, как разлад отношений с начальником.

  • Какая погода, такая работа?17 Октябрь, 2017

    А на вас это влияет?

Создайте лучшее резюме всего за несколько минут и работа Вашей мечты найдется быстрее!

↑ Наверх