Карьеристов в нашей стране всегда недолюбливали - и было за что. В советских условиях преодоление иерархических ступеней для большинства наших сограждан значило "хождение по трупам", сотрудничество с особистами - плата за вхождение в номенклатуру была высока. В наши дни карьера должна перестать быть пугалом, а деньги должны быть не столько ключом к власти и другим сомнительным благам мира, сколько одним из способов измерить нашу общественную ценность и степень нашей реализованности.
Те, кто еще этого не понял, рискуют заметно отстать от остальных: новое отношение к карьере и к работе создает не только культурный водораздел между людьми, но и становится признаком более успешных, лучше адаптирующихся в этом мире людей. Управление карьерой - не только практика отдельных компаний, не только устремленность отдельных людей. Это новая культура труда.
Принцип пирамиды
В первую очередь за внедрение этой культуры принимаются менеджеры по управлению персоналом: управление карьерой - один из инструментов в их руках. Замещение вакансий сотрудниками компаний - естественное решение кадровых проблем. Однако во многих случаях препятствием становится моральная и интеллектуальная неготовность такого кандидата занять пост, например, своего начальника. Поэтому прежде чем повысить сотрудника, его надо подготовить - обучать, передвигать "по горизонтали" и т. д. Отслеживание перспективных сотрудников, их развитие и продвижение - это и есть управление карьерой в компаниях. Такая работа требует человеческих, финансовых и временных ресурсов: Галина Рогозина, директор по развитию бизнеса компании RosExpert, замечает, что "управление карьерой сотрудников выстроено в основном в больших компаниях, которые могут себе позволить развитые HR-департаменты. Крупный бизнес вкладывает деньги в создание систем управления персоналом".
"Однако не только ограниченность корпоративной иерархии мешает руководителям основательно заниматься подготовкой кадрового резерва и управлением карьерой своих подчиненных", - продолжает Галина Рогозина. Развитие сотрудников приводит к тому, что растет их привлекательность для конкурентов: "Рынок пока не насыщен профессиональными менеджерами. У хороших специалистов есть достаточно много возможностей. И руководители понимают, что на их подчиненных выходят с предложениями о смене места работы, что они сами изучают рынок. Иногда сотрудники сами говорят об этом. Однако сверять свое положение с тем, что есть на рынке, полезно. Это не означает нелояльность к существующему месту работы".
В действительности проблема заключается в том, что руководство компаний само не создает привлекательные варианты для роста и развития своих сотрудников, вместо этого пытаясь "приковать" их к рабочим местам деньгами и формальными обязательствами. Когда же приходит время, сотрудников ищут на стороне, растрачивая время, силы и деньги. "В то же время, - указывает Сергей Ражев генеральный директор компании Penny Lane Consulting,- правильное определение целей и методов управления карьерой станет частью системного подхода к управлению человеческими ресурсами.
Его преимущество - подбор персонала по принципу пирамиды: за счет внешних источников рабочей силы формируется только основание организационной структуры компании, то есть должности, не требующие высокой квалификации. А ключевые, руководящие должности пополняются за счет внутренних ресурсов компании, на основе развития и продвижения персонала внутри компании".
Галина Рогозина призывает бизнесменов уделять внимание развитию персонала не только из прагматических соображений: "Следует не бояться брать в компанию сильных людей, не бояться конкурировать с ними. Нужно инвестировать в людей, ведь они - самый важный актив".
Вне компаний
Однако управление карьерой может принести пользу не только HR-департаментам крупных компаний и их владельцам. Рядовым сотрудникам можно рекомендовать и самим заниматься планированием своей карьеры - вне зависимости от того, есть ли интересные перспективы в их родной компании. Галина Рогозина считает, что в бизнесе не следует останавливаться в росте, ведь требования к сотрудникам, например к топ-менеджерам, постоянно ужесточаются: "Сейчас собственники,- говорит Галина Рогозина,- готовы приглашать людей профессиональнее себя. Если себе они могут простить отсутствие MBA, то у кандидатов хотят видеть современное бизнес-образование".
О том, как нужно подходить к процессу планирования карьеры, рассказывает Марианна Сливницкая, исполнительный директор компании Begin Group: "Спросите себя, в какой компании вы хотите работать - в крупной или маленькой, в российской или западной - и какую позицию хотите занимать. Люди часто теряют много времени именно потому, что не знают ответов на эти вопросы. Вместе с тем количество ошибок, которые можно сделать на пути построения карьеры, ограничено. Их большое число вызывает настороженное отношение со стороны потенциальных работодателей. В процессе планирования важно устанавливать сроки всех этапов развития карьеры и соблюдать их. Те этапы, которые были вами определены, должны пониматься и руководством компании. Если в какой-то момент становится ясно, что достичь цели текущего этапа невозможно, необходимо понять, в чем проблема.
Например, вам может не хватать знаний или же в компании может отсутствовать конкретная должность. В последнем случае нередко приходится менять место работы, но при этом обязательно нужно понимать, что с бывшим работодателем вполне реально столкнуться в будущем. Поэтому расстаться с ним требуется максимально корректно.
Хорошие рекомендации и положительные впечатления крайне важны для построения дальнейшей карьеры".
Сколько стоит помощник
Планирование карьеры очень непростая задача: начиная путь, вы еще не можете знать, что вас ждет в будущем. Нельзя же договориться со всеми работодателями на 20 лет вперед! Изменятся ваши цели и ожидания, да и экономика не отличается стабильностью: одни фирмы исчезнут, другие появятся, ваша профессия может перестать пользоваться спросом. Не удивительно, что на Западе распространена услуга по планированию и управлению карьерой. Ее оказывают как частные консультанты-коучеры, так и консультанты компаний-рекрутеров. Кроме того, проводятся и семинары по управлению карьерой.
"У нас, к сожалению,- замечает Ольга Чеботкова, партнер компании Top Hunt International,- потребность в услугах по планированию карьеры пока не имеет четкого выражения в запросах кандидатов. Не многие могут уверенно ответить на вопрос: кем я себя вижу через 10 лет? Обусловлено это прежде всего тем, что в нашей стране пока не возникла культура долгосрочного планирования. Это касается не только работы, карьеры, но и других важных потребностей, которые могут развиться в условиях стабильной экономики. Вторая причина, по которой менеджмент карьеры не получил у нас в стране широкого распространения,- финансовая. Индивидуальные мероприятия по планированию карьеры - это дорогая услуга, и платить за нее наши кандидаты пока не готовы.
Top Hunt использует в своей работе элементы планирования и управления карьерой.
Так, например, для выпускников МВА Санкт-Петербургского международного института менеджмента еженедельно проводятся телефонные консультации по планированию карьеры. Если требуется коррекция карьерного развития, более глубокий анализ рынка труда, индивидуальные советы и рекомендации, то такая полуторачасовая консультация будет стоить кандидату $150".
В конце концов, основным достоинством управления карьерой становится привычка брать ответственность за свое развитие на себя, а не возлагать ее на руководство компаний или на государство. С развитием таких необходимых инструментов, как личное финансовое планирование (что подразумевает устойчивость и прогнозируемость банковского сектора), коучинг (что означает большое количество грамотных бизнес-психологов), культура управления карьерой станет базовой для большинства специалистов - и это не замедлит сказаться на качестве их жизни.
www.hrm.ru
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.
Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.
Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!