— Настя, как вы
пришли в эту профессию?
— Сначала я окончила республиканскую художественную школу по классу живописи. Затем поступила в Академию искусств на специальность «художник-реставратор произведений декоративно-прикладного искусства». То есть это работа с металлом, костью, стеклом, кожей, ювелирными изделиями.
— А почему все же не
реставрация произведений живописи? Ведь это вам было ближе после художественной
школы?
— Изначально я действительно собиралась специализироваться именно на работе с живописью. Но как раз в год моего поступления в Академии появилось новое отделение по реставрации предметов декоративно-прикладного искусства. Для меня это отделение показалось гораздо интереснее: более широкий профиль, спектр материалов. Да и сам процесс обучения был очень интересен и увлекателен.
— Расскажите об этом
подробнее.
— Наше отделение создавалось на базе Музея истории Украины. На первом курсе мы изучали большей частью теоретический материал: введение в ювелирное дело, реставрацию и так далее. А уже со второго курса у нас были практические работы с настоящими экспонатами из музея. Конечно, сначала было немного боязно с ними работать, но в нашей профессии научиться чему-нибудь можно только на практике.
— А как долго длилось
обучение?
— Я училась шесть лет на стационарном отделении. Заочной формы обучения по нашей специальности нет и в принципе быть не может. Ведь все эти шесть лет мы постоянно работали с музейными экспонатами под руководством наших преподавателей. Заочно такому не научишься. Впоследствии все шесть лет обучения были занесены в мою трудовую книжку уже как стаж трудовой деятельности. После окончания учебы я осталась работать там же, где практиковалась все эти годы — в историческом музее. Проработала там год, а потом пришла сюда – в музей драгоценностей.
— Расскажите,
пожалуйста, немного об этом музее. Ведь даже многие коренные жители Киева о нем
почти ничего не знают.
— Музей драгоценностей – филиал исторического музея. Экспонаты очень интересные и разнообразные. От VI века до н.э. и до сегодняшнего дня. В основном это украшения и предметы культа из драгоценных металлов.
Здесь я работаю уже пять лет.
— А есть ли какие-то
особо запомнившиеся изделия, с которыми Вы работали?
— Очень сложно выделить какие-то конкретные экспонаты. В нашем музее большинство изделий уникальны, и каждое интересно по-своему. Конечно, больше всего нравится работать с предметами античного периода, поскольку они самые древние.
— Настя, а много ли в
вашей профессии женщин?
— Женщины в нашей профессии — не редкость. Например, в историческом музее есть группа специалистов, занимающихся реставрацией тканей, исторического костюма. Так получилось, что в этой группе работают исключительно женщины. Но надо сказать, что вообще по нашему профилю в Украине мало специалистов. Когда я училась, то всего на отделении реставрации было шесть человек. А по моей специализации – училась я одна. Из моего выпуска по специальности работаю только я, остальные выпускники выбрали другие направления.
— С чем это связано?
— В Украине сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны музеям не хватает специалистов-реставраторов. Обучают этой профессии недавно, раньше вообще набирали просто заинтересованных людей без соответствующего образования и учили уже в процессе работы. С другой стороны, выпускники не работают по специальности. Ведь музей – это госструктура, где специалист получает фиксированную ставку. Вот в моем случае это 900 гривен. Не самая большая зарплата на сегодняшний день, скажем прямо.
К тому же существуют некоторые нестыковки в нашей работе. По существующему у нас КЗоТу, реставратор — это рабочая специальность, хотя во всем мире реставрационные работы считаются научной деятельностью и присваивают степени.
— А в Украине не
присваивают научных степеней в данной области? Как вообще происходит
классификация специалистов?
—Специалистов классифицируют по категориям. Всего четыре категории: третья, вторая, первая, высшая. Третью категорию получает выпускник после окончания учебы. Каждые 3–4 года Центр реставрации проводит переквалификацию специалистов на основании работ и публикаций. На данный момент у меня первая категория.
— А каким образом Вы
повышаете свою квалификацию, мастерство?
— Среди реставраторов проводятся различные конференции, по Украине, СНГ. Проходят и крупные международные мероприятия, но попасть на них проблематично. Во-первых, недостаточное финансирование данной сферы. Каждый специалист ездит только на те конференции, которые ему по карману. А во-вторых, украинские специалисты находятся в информационном вакууме. О многих событиях в мире мы просто не проинформированы. Причина все та же: отсутствие финансирования. В музее проблемы с самыми элементарными вещами: инструменты, расходные материалы, компьютер, доступ к Интернету. Но в последнее время наблюдаются все же некоторые сдвиги в лучшую сторону. Вот недавно исторический музей отправил одного из своих специалистов на недельное обучение во Францию.
— Настя, мне кажется,
что, несмотря на множество сложных моментов, профессия Ваша покажется многим
нашим читательницам интересной. Возможно, кто-то из тех, кто пока стоит перед
выбором своего дела в жизни, остановит свой выбор именно на ней. Какими
качествами должен обладать художник-реставратор?
— Первое и, наверное, основное качество — художественный вкус. Нужно интересоваться историей. Любить кропотливый труд. Немаловажна в нашем деле аккуратность и порядочность. Ведь реставраторы имеют дело с вещами, имеющими немалую историческую и материальную ценность.
А еще мне кажется, что в нашей профессии, как ни в какой другой, очень важно быть энтузиастом любимого дела.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.