UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Все про професії
  5. Профессия: Реставратор

Профессия: Реставратор

22.03.2007 26373

— Настя, как вы пришли в эту профессию?

— Сначала я окончила республиканскую художественную школу по классу живописи. Затем поступила в Академию искусств на специальность «художник-реставратор произведений декоративно-прикладного искусства». То есть это работа с металлом, костью, стеклом, кожей, ювелирными изделиями.

— А почему все же не реставрация произведений живописи? Ведь это вам было ближе после художественной школы?

— Изначально я действительно собиралась специализироваться именно на работе с живописью. Но как раз в год моего поступления в Академии появилось новое отделение по реставрации предметов декоративно-прикладного искусства. Для меня это отделение показалось гораздо интереснее: более широкий профиль, спектр материалов. Да и сам процесс обучения был очень интересен и увлекателен.

— Расскажите об этом подробнее.

— Наше отделение создавалось на базе Музея истории Украины. На первом курсе мы изучали большей частью теоретический материал: введение в ювелирное дело, реставрацию и так далее. А уже со второго курса у нас были практические работы с настоящими экспонатами из музея. Конечно, сначала было немного боязно с ними работать, но в нашей профессии научиться чему-нибудь можно только на практике.

— А как долго длилось обучение?

— Я училась шесть лет на стационарном отделении. Заочной формы обучения по нашей специальности нет и в принципе быть не может. Ведь все эти шесть лет мы постоянно работали с музейными экспонатами под руководством наших преподавателей. Заочно такому не научишься. Впоследствии все шесть лет обучения были занесены в мою трудовую книжку уже как стаж трудовой деятельности. После окончания учебы я осталась работать там же, где практиковалась все эти годы — в историческом музее. Проработала там год, а потом пришла сюда – в музей драгоценностей.

— Расскажите, пожалуйста, немного об этом музее. Ведь даже многие коренные жители Киева о нем почти ничего не знают.

— Музей драгоценностей – филиал исторического музея. Экспонаты очень интересные и разнообразные. От VI века до н.э. и до сегодняшнего дня. В основном это украшения и предметы культа из драгоценных металлов.

Здесь я работаю уже пять лет.

— А есть ли какие-то особо запомнившиеся изделия, с которыми Вы работали?

— Очень сложно выделить какие-то конкретные экспонаты. В нашем музее большинство изделий уникальны, и каждое интересно по-своему. Конечно, больше всего нравится работать с предметами античного периода, поскольку они самые древние.

— Настя, а много ли в вашей профессии женщин?

— Женщины в нашей профессии — не редкость. Например, в историческом музее есть группа специалистов, занимающихся реставрацией тканей, исторического костюма. Так получилось, что в этой группе работают исключительно женщины. Но надо сказать, что вообще по нашему профилю в Украине мало специалистов. Когда я училась, то всего на отделении реставрации было шесть человек. А по моей специализации – училась я одна. Из моего выпуска по специальности работаю только я, остальные выпускники выбрали другие направления.

— С чем это связано?

— В Украине сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны музеям не хватает специалистов-реставраторов. Обучают этой профессии недавно, раньше вообще набирали просто заинтересованных людей без соответствующего образования и учили уже в процессе работы. С другой стороны, выпускники не работают по специальности. Ведь музей – это госструктура, где специалист получает фиксированную ставку. Вот в моем случае это 900 гривен. Не самая большая зарплата на сегодняшний день, скажем прямо.

К тому же существуют некоторые нестыковки в нашей работе. По существующему у нас КЗоТу, реставратор — это рабочая специальность, хотя во всем мире реставрационные работы считаются научной деятельностью и присваивают степени.

— А в Украине не присваивают научных степеней в данной области? Как вообще происходит классификация специалистов?

—Специалистов классифицируют по категориям. Всего четыре категории: третья, вторая, первая, высшая. Третью категорию получает выпускник после окончания учебы. Каждые 3–4 года Центр реставрации проводит переквалификацию специалистов на основании работ и публикаций. На данный момент у меня первая категория.

— А каким образом Вы повышаете свою квалификацию, мастерство?

— Среди реставраторов проводятся различные конференции, по Украине, СНГ. Проходят и крупные международные мероприятия, но попасть на них проблематично. Во-первых, недостаточное финансирование данной сферы. Каждый специалист ездит только на те конференции, которые ему по карману. А во-вторых, украинские специалисты находятся в информационном вакууме. О многих событиях в мире мы просто не проинформированы. Причина все та же: отсутствие финансирования. В музее проблемы с самыми элементарными вещами: инструменты, расходные материалы, компьютер, доступ к Интернету. Но в последнее время наблюдаются все же некоторые сдвиги в лучшую сторону. Вот недавно исторический музей отправил одного из своих специалистов на недельное обучение во Францию.

— Настя, мне кажется, что, несмотря на множество сложных моментов, профессия Ваша покажется многим нашим читательницам интересной. Возможно, кто-то из тех, кто пока стоит перед выбором своего дела в жизни, остановит свой выбор именно на ней. Какими качествами должен обладать художник-реставратор?

— Первое и, наверное, основное качество — художественный вкус. Нужно интересоваться историей. Любить кропотливый труд. Немаловажна в нашем деле аккуратность и порядочность. Ведь реставраторы имеют дело с вещами, имеющими немалую историческую и материальную ценность.

А еще мне кажется, что в нашей профессии, как ни в какой другой, очень важно быть энтузиастом любимого дела.

Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Вгору