Все форматы резюме делят на три основные группы. Обратный хронологический формат отражает всю профессиональную историю и образование, начиная с последнего места работы. Функциональный формат акцентирует внимание на том, что вы умеете и сможете сделать в новой компании, а прошлые достижения оставляет в тени. Комбинированный формат — комбинация обратного хронологического и функционального формата.
Резюме — это средство саморекламы, оно подчеркивает ваши сильные стороны и преимущества:
- навыки, которые будут полезны организации;
- ответ на вопрос — почему вы заслуживаете тех денег, которые, если повезет, будут вам платить;
- ваша способность выполнить работу лучше, чем кто-либо другой (отодвинуться от конкурентов);
- ваша способность решать проблемные ситуации и добиваться результатов.
Для эффективной самопрезентации через резюме целесообразно начать с выбора формата резюме. Формат резюме — это не визуальный вид документа, а способ организации информации и расстановки необходимых акцентов. Все форматы резюме делят на три основные группы:
1. Обратный хронологический формат отражает всю профессиональную историю и образование, начиная с последнего места работы.
2. Функциональный формат акцентирует внимание на том, что вы умеете и сможете сделать в новой компании, а прошлые достижения оставляет в тени.
3. Комбинированный формат — комбинация обратного хронологического и функционального формата.
С помощью обратного хронологического формата можно подчеркнуть стабильное и постоянное развитие профессиональной карьеры. Следует указать все должности, точные даты занятости и названия компаний-работодателей, вуз, в котором учились, курсы, тренинги и другие данные:
- Имя и фамилия.
- Домашний адрес.
- Город, почтовый индекс.
- Номер телефона, факса, e-mail.
- Цель.
- Позиция, на которой вы сумеете применить свои навыки.
- Квалификация.
- Количество лет профессионального опыта, значимого для данной позиции.
- Достижения, подтверждающие, что вы можете выполнить задачи, поставленные компанией.
- Особые знания, навыки и черты характера, подтверждающие, что вы способны достигать поставленных целей.
- Значимое для целевой позиции образование и тренинги.
- Профессиональный опыт и достижения (название должностей, достижения).
- Образование и специальные тренинги (научные степени, образовательные курсы, семинары, гранты, награды и отличия во время обучения, лицензии, сертификаты, степени допуска, полномочия).
- Сильные и слабые стороны (достоинства и недостатки).
Функциональный формат. Этот стиль резюме акцентирует внимание на квалификации, способностях и навыках, которые вы принесете в новую компанию. Он не рассматривает хронологию, и даты в нем упоминаются только при необходимости. Этот вид резюме нацелен на презентацию возможных успехов в будущем, а не на описание заслуг в прошлом. Такой формат включает:
1. название желаемой должности;
2. профессиональный опыт и достижения;
3. ключевую компетентность и главную квалификацию (ведущие умения и навыки);
4. эксклюзивные знания, навыки и умения (значимые для целевой вакансии);
5. историю профессиональной занятости;
6. профессиональное образование и тренинги.
Этот стиль в конечном итоге позволяет работодателю понять, что умеет делать специалист, не думая о том, где и когда он этому научился. Однако большинство рекрутеров уже привыкли к резюме в обратном хронологическом порядке, поэтому отступление от этой традиции могут вызвать подозрения о сокрытии чего-то важного.
Комбинированный формат эффективно представляет навыки и умения кандидата на должность, время пребывания в той или иной должности, а также основные достижения претендента. Собственно говоря, комбинированное резюме очень похоже на современное функциональное резюме. К тому, что уже было перечислено выше, добавляются черты характера, которые дадут кандидату преимущество перед другими соискателями.
В современной практике используются и такие разновидности резюме, как формат достижений, в котором главная сильная сторона — квалификация соискателя — все время находится в центре внимания, причем акцентируются выдающиеся успехи соискателя. Обычно такое резюме готовят руководители высшего звена, особенно в быстро меняющихся динамичных сферах деятельности: масс-медиа, реклама, маркетинг, PR и др.
Следующий вид резюме — целевой формат — это ярко выраженное индивидуальное резюме. Этот стиль весьма эффективен, так как выделяет именно те аспекты, которые хочет увидеть работодатель. Цель такого резюме — представить свою кандидатуру в самом выгодном свете, максимально используя свои творческие способности.
И, наконец, формат международного CV (Curriculum Vitae, лат. «путь жизни», послужной список) — это очень детализированное резюме. Такое резюме включает контактную информацию, краткое описание квалификации, профессиональный опыт, образование, личную информацию и обычно составляется в обратном хронологическом порядке.
Портфолио. Собранные в портфолио примеры выполненных работ раньше применялись у представителей творческих профессий (дизайнеров, графиков, архитекторов, фотографов и пр.). В современных условиях востребованность портфолио растет, так как увеличивается количество проектных и контрактных работ.
В портфолио можно включить следующие документы:
- описание целей карьеры объемом меньше страницы;
- ваше резюме;
- образцы ваших работ. Можно включить примеры решения конкретных задач, достижения целей, подтверждающих вашу квалификацию;
- доказательство успешной деятельности: знаки отличия, присужденные премии, положительные отзывы критиков; благодарности работодателей и подчиненных, позитивные отклики клиентов;
- документы, подтверждающие образование. Здесь же представляются копии сертификатов, дипломов и вкладышей, подтверждения научных степеней.
Контактная информация предполагает: фамилию и имя, почтовый адрес, номера телефонов, другие способы контакта, например, адрес электронной почты.
При оформлении презентационной информации не начинайте каждое предложение с местоимения «Я», используйте глаголы действия (анализировал, подготовил, разработал, сэкономил и т. д.), демонстрируйте цифры и факты, пишите в прошедшем и настоящем времени, пишите простыми короткими предложениями, не используйте аббревиатуры и сокращения, витиеватый слог. Поскольку речь идет о вашем имидже, подбирайте такие убедительные слова, которые будут всем понятны, породят позитивные эмоции и оставят приятное впечатление.
Автор: Альвина Павловна Пaнфилoвa, доктор педагогических наук, профессор кафедры социального менеджмента Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Элитариум: Центр дистанционного образования
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.