Многие мои однокурсники - статисты были убеждены, что никогда не будут работать по специальности, хотя пять лет учились именно этой профессии. Тратили время, деньги, нервы свои и чужие… И что в итоге? Неверие в себя, свои силы, возможности.
Люди, уже имевшие опыт систематизации информации, постановки цели, добившиеся конкретных результатов в карьерном росте, возмущались этим. Зачем тратить время на изучение того, чем ты не хочешь заниматься, во что не веришь?
Стоячего положения не бывает
Дипломированная молодежь поставлена в довольно жесткие условия рынка. Новому поколению необходимы навыки критического мышления, приема нестандартных решений, активной и всесторонней коммуникации, быстрой адаптации к постоянно меняющейся действительности. Алан Тоффлер в "Футурошоке" писал, что "Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней. Ибо в мире будущего информация смертна и быстро устаревает. Студенты должны научиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять". Поэтому держи нос по ветру, будь гибким, изменяйся. Еще на третьем курсе реши для себя, что умеешь делать лучше всего. В качестве подсказки можешь использовать мои наметки:
Информация (Человек-Знак)
Я умею:
-добывать;
-анализировать;
-обрабатывать;
-сортировать;
-передавать.
Люди (Человек-Человек)
Я умею:
-находить подход;
-влиять;
-поддерживать связи;
-управлять.
Техника (Человек-Техника)
Я умею:
-обращаться с…
-давать консультации;
-устранять неисправности;
-проектировать;
-решать технические задачи.
Что в активе?
Итак, ты выбрала для себя направление деятельности – Человек-Знак, Человек-Человек или Человек-Техника. Наверняка ты теперь точно знаешь, что умеешь. Например – работать с текстом. Проанализируй, что имеешь в активе. Точно запиши все свои умения и способности. Подумай, где ждут человека с такими способностями? Используя технику мозгового штурма – записывай все, приходящие в голову идеи, даже самые нелепые, не критикуя их. И все же сделай уклон на области твоих интересов.
Что делать, если в выбранной отрасли чувствуешь пробелы в знаниях, недостаточность практической или теоретической подготовки? Учись! Приобретай необходимые знания и умения не жалея денег, сил и времени. Читай литературу, посещай тренинги, семинары, общайся с профессионалами.
Выбери цель и не изменяй ей
Лоренс Питер говорил: "Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда". Не гонись за престижной кампанией, или модной должностью. Ведь профессия – выбор на всю жизнь и нужно, чтобы работа была в радость. Для начала поставь конкретную цель, сформулированную в позитивном ключе. К примеру: «Я стану классным маркетологом». Смешно, зато позитивно. На этом этапе важно определиться, чего именно ты хочешь. Сформулированная цель станет маяком. Убедись, что воплощение цели полностью зависит от тебя, а не от других людей.
Теперь пришло время определиться, что нужно сделать для достижения этой цели: «Я стану журналистом, для этого мне понадобиться то-то и то-то: связаться с издательствами, собрать информацию о профессии, появляться на тусовкахъ…»
Следующий шаг: выяснить, по каким критериям ты поймешь, что цель достигнута. Например, работа в офисе, свой кабинет, деловой костюм, уважительные взгляды со стороны коллег. Подтверждением может быть фраза твоей мамы: "Ты отлично устроилась" или "Я горжусь тобой".
Обрати внимание на свое окружение, кто может тебе помочь устроиться на желаемую должность. Это может быть и преподаватель твоего ВУЗа, знакомый из компании, сосед… Чем шире круг знакомств – тем легче найти работу. У нас в Украине больше половины людей находят работу «по знакомству».
Этап заключительный: теперь самое время спросить, а что я могу? Оцени, чего ты добилась к этому моменту, чему научилась, что освоила?
А если все же не берут?
Ты разочарована тем, что на желаемую должность тебя так и не взяли, а время идет, и надо работать? Природа разочарований лежит в педантичных ожиданиях. Смотри на проблему шире. Ведь всегда можно применить полученные навыки в других, смежных областях.
Взрослый человек сделает не однy ошибкy, пpежде чем полyчит pезyльтат. И обычно первая же ошибка становится для него последней - он бросает начатое дело в глубоком разочаровании. Давайте брать пример с детей. Отдохнув, ребенок продолжает свои упражнения и попытки снова. Рано или поздно любой малыш, проявив терпение и настойчивость, встает на ноги. Будем как дети: воспринимать ошибки - как обратную связь. Ошибка - лишь способ изменить поведение, попытаться снова, но иначе. Если тебе, к примеру, отказали в приеме на работу в одной организации, непременно посети конкурентов. Усердие, знания, терпение, общительность, целенаправленное движение и здоровый оптимизм - вот кирпичики твоей профессиональной карьеры. Успехов тебе!
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?