Педагоги - люди, по определению, творческие. Многие из них, "отличники по жизни", предпочитают не только следовать в фарватере наработанной Минобразования школьной программы, но и привносить в нее новшества, разрабатывать свои собственные образовательные методики. Увы, но талантливые, подчас даже гениальные учительские находки применяются зачастую только в одной-двух школах, поскольку очень сложно наладить диалог между коллегами из разных районов и даже городов (не внедряются вообще из-за отсутствия средств - ресурсных или финансовых, а если внедряются, то в основном точечно).
Изменить эту ситуацию призван социально-просветительский конкурс "Учителя для детей", который начался в Днепровском районе Киева. Его организовал Благотворительный фонд Олеся Довгого и Екатерины Гориной. В его рамках учителя представят собственные наработки, научные инициативы, уникальные и прогрессивные для нашей страны педагогические программы. Их будут подавать в нескольких номинациях - спортивной, образовательной и социальной. Результаты подведут в октябре-ноябре, а лучшие из конкурсных работ будут реализовываться силами фонда с помощью консультации автором на территории Днепровского района в 2013 году. Предусмотрены также призы для активных педагогов и их школ.
Конечно, большую часть работ учителя смогут представить летом. Сегодня у них совсем другие заботы - только закончился учебный год, дети проходят ВНО. Однако некоторые учителя уже предоставили свои проекты.
- В одной из школ нам предложат интересную медицинскую разработку - профилактику ОРЗ путем ароматерапии. Дети там почти не болеют, и этот опыт будет очень интересен для других школ, - считает куратор проекта Ярослава Ильченко. - А "конек" одного из директоров Днепровского района - воспитание "трудных" подростков. Таких полным-полно и в обычных школах, и в благополучных гимназиях и лицеях, поэтому ее работа будет полезна с социальной точки зрения.
"КП" собрала самые интересные, на наш взгляд, предложения, которые готовят учителя. Оценить их мы попросили детского психолога Виктора Блинова, который работает в интернате с учениками из неблагополучных семей.
Спецкласс "Перспектива"
Автор - учитель биологии гимназии №136 Елена КНЯЗЕВА, глава Ассоциации учителей биологии Украины
Идея Елены Князевой, к слову, кандидата педагогических наук, будет представлена в образовательной номинации. Она заключается в создании экспериментального класса, оценка знаний учащихся в котором происходила бы не вполне обычным методом. Вместо "количественной" оценки знаний посредством привычных отметок и баллов педагог предлагает оценивать уровень роста знаний. При этом имеет значение, скорее, то, что ученик выучил на практике - например, его способность быстро понять суть текста и придумать к нему заглавие.
К слову, предложение Князевой нашло отзыв в Минобразования и науки: по словам работников гимназии, приказ о создании подобного класса уже подписан чиновниками.
Оригинальный урок "Учимся батику"
Автор - учитель всемирной литературы и изобразительного искусства специализированной школы-интерната №14 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Валентина МАРУНЯК
Учитывая, что школа - с художественно-эстетической направленностью, преподаватель имеет все возможности предложить инициативу другим коллегам. Тем более что роспись по ткани, или батик, - широко не используется в школах.
- Сейчас нет ни единой программы по батику, по которой учились бы дети. Поэтому моя главная цель - поделиться опытом, - рассказала Валентина Маруняк. - Есть и свои наработки: я знаю, как заменить дорогие расходные материалы дешевыми и не вредными для детей. Например, вместо вредной токсичной "резервирующей" смеси, которая не дает сливаться краскам при нанесении на ткань, можно использовать обычные парафиновые свечи.
Программа "Учимся батику" рассчитана на 3 года и вводится с 6-го класса. Дети начинают рисовать с мультипликационных героев, постепенно переходя на более высокие уровни сложности - к натюрмортам. Пейзажи могут рисовать ученики самых старших классов.
- Начинаем рисовать с самого простого, но через некоторое время меняем технику, ведь дети не очень усидчивы. До 8-9-го класса они здорово умеют рисовать по ткани - тогда начинаем расшивать батик, делаем вышивку бисером, - поясняет Маруняк.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
- Чем больше детей из массовых школ привлекать к предметам эстетической направленности, тем лучше, - уверен психолог Виктор Блинов. - С точки зрения нейрофизиологии, культурного развития, эмоциональной коррекции - это находка. Она поможет снять агрессивность, депрессивность, другой эмоциональный фон.
Но лучше оставить батик факультативным курсом. Если он войдет в официальную программу, то будет восприниматься как "обязаловка", которую можно прогулять. А ведь это - "изюминка" школьного курса. Впрочем, все зависит от мотивации детей.
Программа "Тренер в каждый двор"
Автор - замдиректора гимназии №136 по воспитательной работе Наталья ШУБИНА
Программа объединила сразу две номинации - социальную и спортивную. Суть проста: в больших городах летом есть множество детей, которым по разным причинам приходится оставаться дома. Им не хватает родительского внимания, соответственно необходимо активно задействовать таких детей в разнообразных социальных инициативах.
Ученикам гимназии предложат организоваться в волонтерские группы по 10-15 человек с тем, чтобы устраивать поочередно в разных дворах микрорайона подвижные спортивные игры для таких детей. Каждый месяц волонтеры будут меняться.
- Проект я "подсмотрела" в Польше. У наших соседей подобные спортивно-социальные мероприятия - обычное дело, - рассказала нам Наталья Шубина. - Оповещать о предстоящих соревнованиях будут, расклеивая объявления в подъездах. А самым маленьким деткам наши волонтеры объяснят, как пользоваться спортивными снарядами, которые установлены во многих дворах.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
- Веселое мероприятие. Дело только в том, что энтузиазма гимназистов может надолго не хватить. Кроме задора, нужно будет отбирать их по организаторским качествам - в каждой такой группе должен быть лидер, - считает психолог Виктор Блинов. - Система мотивации действительно любопытная. Ученикам будет интересно вести активную деятельность ради поощрений, не сидеть дома. А вот качеством организационной работы все равно придется заняться педагогам.