Соискатели часто удивляют рекрутеров, объясняя им причину, по которой они хотят работать в компании. Но «У вас работать легко» или «С моим образованием меня все равно больше никуда не возьмут» — не самые удачные варианты ответа. Работодатели ждут рассказа о том, как много вы хотите и можете сделать для такой замечательной компании.
Елена Коваленко, бренд-менеджер кадрового центра «Даймонд-Персонал» рассказала, как один инженер объяснил, что для него является мотивацией к работе: «Какой-нибудь праздник. Сделал быстрей работу и пошел на праздник!» И никаких высказываний о страсти к проектированию и прочих глупостях!
А вот как другой соискатель, сам того не желая, удачно пошутил. Елена Малахова, начальник отдела по подбору персонала, ЗАО УК «СБ» (Сибирский Берег), рассказала, как однажды на собеседовании у грузчика спросили: «Почему вы уволились с предыдущего места работы?», а он ответил: «Было тяжело!»
«Я тебя спрашиваю, старая лысая тупая скотина, почему меня никто не любит?» — в аналогичные этому анекдоту ситуации нередко попадают рекрутеры. Как рассказала Елена Коваленко, однажды кандидат на должность главного бухгалтера проявила незаурядную откровенность: «В случае успешного прохождения собеседования ей предстояла работа в женском коллективе, однако на вопрос о причинах конфликтов на прошлой работе она ответила: '’Как бы это помягче сказать — все женщины не отличаются высоким интеллектом, что усложняет работу с ними’’. Честно говоря, такое заявление немного задело и представительниц нашего, в большинстве своем женского, коллектива».
Дамы, приятные во всех отношениях, любят выставить свои прелести на всеобщее обозрение даже на собеседовании. Беда в том, что рекрутеры — обычно тоже женщины, и на глубокие декольте, открытую спину и оголенные до предела ноги реагируют бесстрастно. «Вырядилась! А еще хочет руководить отделом в такой короткой юбке», — если вы не хотите, чтобы рекрутер подумала что-то подобное, одевайтесь проще.
Рекрутеры на глубокие декольте и оголенные до предела ноги реагируют бесстрастно
Мужчины «грешат» спортивными штанами и обувью «не комильфо». Как рассказала Татьяна Омская, директор кадрового агентства «ИМИКОР-Сибирь», однажды к ней на собеседование пришел кандидат на должность налогового юриста в очень известную московскую компанию: «В таких компаниях, как правило, обязателен дресс-код. Кандидат же пришел на собеседование в застиранной мятой ковбойке, джинсах и пыльных сандалиях. Он сразу же заявил, что не приемлет никаких правил, ограничивающих его внутреннюю свободу, и считает дресс-код глупостью. А компании, которые придерживаются таких правил, по его словам, сами себя „обкрадывают“, поскольку к ним никогда не придут работать действительно креативные, внутренне раскрепощенные сотрудники. При этом кандидат очень сокрушался, что никак не может найти достойно оплачиваемую работу». В общем, можно и на собеседование прийти в бикини. Но только если это позволит в выгодном свете показать важные для работы достоинства.
Некоторым соискателям на собеседовании так и хочется подлить какого-нибудь волшебного зелья из «разболтай-травы» — уж больно скрытные встречаются. Ладно бы у них спрашивали что-нибудь конфиденциальное. А то они даже на вопрос о том, на каком факультете учились, отвечают: «Я не хочу об этом говорить». Или вместо ответа на вопрос о названии «крупной компании, в которой я работал», подозрительно спрашивают: «Вам это зачем?»
Порой разговорить соискателя удается только необычными методами. Татьяна Захарова, директор филиала ООО «Адэкко» в Новосибирске рассказала такой случай: «Зима, вечер, идет интервью на позицию инженера-проектировщика. Кандидат общается не очень активно, скован, отвечает на вопросы неполно. В какой-то момент во всем здании отключилось электричество. Но консультант и соискатель решили продолжить интервью при свете луны и уличного фонаря. В темноте кандидат стал более общительным, дружелюбным и подробно рассказал о своей работе и о себе».
«Единожды солгав, кто тебе поверит», — помните об этой библейской мудрости и на собеседовании. Вы один раз сходили на семинар, а заявляете, что окончили специализированные курсы? А вдруг рекрутер все об этих курсах знает и попросит рассказать, какие вы там выполняли задания? Обнаружив даже маленькую ложь, работодатель усомнится и во всех остальных ваших словах. Как, например, на собеседовании в компании «Евросеть», где девушка в качестве любимого занятия в свободное время назвала чтение, а когда работодатель попросил ее назвать последнюю прочитанную книгу, надолго замолчала и смогла вспомнить только «Войну и мир».
Какой русский не любит махать кулаками, а какая русская не расцарапывала другой русской лицо? Но вот рассказывать об этом на собеседовании вовсе необязательно. Как рассказала Елена Аистова, директор по работе с людьми Западно-Сибирского филиала ООО «Евросеть Новосибирск», одна из соискательниц на собеседовании сделала акцент на том, что ей важен дружелюбный коллектив, поскольку «ей нужны люди, которые бы ее не раздражали, ведь и из училища ее исключили, и с двух последних мест работы уволили за рукоприкладство».
С работы её уволили за рукоприкладство, поэтому новый коллектив не должен раздражать
Подобную историю с соискателем-мужчиной рассказала Дарья Кречетова, консультант по подбору персонала кадрового агентства «ПрофАльянс»: «Я проводила собеседование с кандидатом на должность программиста в крупную российскую компанию. И, отвечая на вопрос о причинах частой смены работы, кандидат начал весело рассказывать, что часто на корпоративных вечерах много выпивал и „буянил“. При этот мужчина заявил, что просто его темперамент „немного“ не подходил для множества компаний, которые он сменил за последние 6 месяцев».
Произвести сногсшибательное впечатление некоторые кандидаты пытаются собственной неординарностью. Маргарита Тяжова, менеджер по корпоративным клиентам AVANTA Personnel в Новосибирске, рассказала такую историю: «Как-то к нам на собеседование пришел кандидат на позицию регионального представителя и, рассказывая о себе, добавил: „А еще я очень активно участвую в общественной жизни компании. Вот сейчас, например, я написал песню“, — и вдруг запел громко что-то вроде:“Иван Иванович дорогой, наш любимый и родной“, — и так далее, без остановки, допел все сочинение до конца».
Другой гиперактивный кандидат встретился Екатерине Низовской, консультанту AVANTA Personnel: «Как-то у нас на собеседовании был молодой человек — креативный и энергичный. Во время встречи он вел себя очень активно, демонстративно стремился привлечь внимание к себе, и при этом так нетерпеливо вертелся на стуле, что в результате с него упал».
А другой соискатель, как рассказала Татьяна Захарова, в ответ на вопрос о том, не слишком ли быстро консультант представляет информацию о компании, сказал: «Все нормально, информацию я воспринимаю. Я специально даю вам возможность высказаться, потому что когда я начну рассказывать о себе, меня невозможно будет перебить».
Самые необремененные комплексами соискатели берут инициативу в свои руки и начинают «собеседовать» рекрутера. «Как вам здесь работается? Как вы вообще менеджером по персоналу-то стали? А вот вид у вас какой-то недовольный», — в результате рекрутер обычно вежливо сворачивает беседу с любопытствующим.
Маргарита Тяжова рассказала такой случай: «Приходит молодой человек, претендующий на позицию инженера-электронщика. У него техническое образование, опыт работы на производстве, а по телефону он сформулировал свою мотивацию как „хочу и дальше развиваться как инженер“. Вдруг посреди интервью, на котором он явно скучал, соискатель оживляется и говорит: „А расскажите, как устроен ваш бизнес? Может быть, я тоже рекрутинговое агентство открою. Мне это вроде тоже интересно“».
Отложить все свои дела на время собеседования — нормальное требование к соискателю. Но с этим согласны не все. Вот история от Елены Малаховой: «Идет собеседование на позицию бухгалтера. В самый разгар беседы у кандидата звонит мобильный телефон, он, нисколько не смущаясь и не извиняясь, берет трубку и долго объясняет кому-то, где что-то лежит на полке шкафа. Звонок неожиданно прерывается, специалист по подбору переглядывается с заместителем главного бухгалтера, и они пытаются продолжить беседу, но снова звонок — и снова кандидат продолжает объяснять, после чего невозмутимо говорит, что дома идет ремонт. Но специалисты уже сворачивают беседу, хотя знания у кандидата в профессиональной части были хорошие».
При подборе регионального директора один из кандидатов пришел с синяком под глазом
В детстве мы любили хвастаться синяками — а у меня уже желтый, а у тебя еще синий? Во взрослом возрасте такого хвастовства лучше избежать. Если с вашим товарным видом накануне собеседования что-то случилось, то лучше перенести встречу. Впрочем, судя по рассказу Ольги Давыдовой, руководителя отдела подбора и адаптации персонала компании «Центр Финансовых Технологий», хорошего соискателя и в «нетоварном» виде могут оценить по достоинству: «В городе N при подборе регионального директора один из кандидатов пришел с синяком под глазом. Буквально за день до собеседования на него напали хулиганы в момент, когда он снимал деньги в банкомате. Кандидат дал отпор, но „следы на лице“ все-таки остались. Мы оценили его уверенность в себе — прийти с такой красотой не каждому хватит смелости».
Одна из типичных ошибок соискателей, по мнению Елены Малаховой, когда кандидат меняет свои зарплатные ожидания по сравнению с первично озвученными в два или три раза (как в большую, так и в меньшую сторону). Например, кандидат в резюме указал желаемую зарплату 15 тысяч, а на собеседовании заявил, что согласен только на 30, но потом снова «съехал» до 15. Настоящий профессионал четко знает свою стоимость на рынке труда и может обосновать желаемую заработную плату.
Шутка — это хорошо, но с незнакомыми людьми, да еще и на собеседовании, лучше шутить осторожно, а то покажетесь несерьезным человеком. Например, Инга Погудина, руководитель управления по работе с подразделениями процессинговых сервисов и региональными подразделениями компании «Центр Финансовых Технологий» поделилась такой историей: «Несколько лет назад я искала директора филиала для крупной торговой компании. На первом этапе кандидатам было предложено заполнить стандартную анкету. На безобидный вопрос о хобби один из них игриво ответил: '’Вино, карты, красивые женщины’’. Конечно, я оценила чувство юмора претендента, но не рискнула продолжать диалог».
И рекрутерам, и соискателям не стоит слишком серьезно относиться к курьезным ситуациям на собеседовании. В стрессовой ситуации порой чего только не скажешь или не сделаешь. Чтобы работодатели приглашали вас на работу вопреки всему и несмотря ни на что, ведите себя естественно. А если попали в курьезную ситуацию, постарайтесь не смущаться и не привлекать к ней особое внимание. Извинитесь, объяснитесь и продолжайте очаровывать рекрутера интересными ответами по существу!
Ирина Куривчак (специально для еРаботы)
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.