Несмотря на горячие уверения рекрутеров в том, что использование личных связей при поиске работы является пережитком прошлого, 65% опрошенных украинцев склонны считать трудоустройство по протекции наиболее эффективным способом и в соответствующей ситуации намереваются задействовать (или уже задействовали) имеющиеся возможности. Так называемый «блат» — явление не новое, достаточно вспомнить хотя бы грибоедовского героя: «Ну, как не порадеть родному человечку?» или плеяду чеховско-гоголевских персонажей. Для нежелающих далеко ходить — времена тотального дефицита. Сегодня отпала необходимость «доставать» колбасу или импортную мебель, но влияние человеческого фактора по-прежнему велико. Рассмотрим типичную ситуацию протекции. Не далее, чем несколько дней назад, аккурат в разгар трудового дня, раздался телефонный звонок очень важного товарища: «Срочно нужен толковый журналист, разбирающийся в рынке мобильной связи! Но нет времени перелопачивать горы резюме. У тебя же куча знакомых, посоветуй кого-нибудь». Путем несложных умозаключений и пары телефонных звонков в течение нескольких минут подходящий специалист был найден. Казалось бы, все замечательно: один хороший знакомый получил выгодное предложение, другой — искомого эксперта, а ваш покорный слуга — чувство глубокого морального удовлетворения вместе с возможностью, не колеблясь, попросить того или другого оказать нужную услугу в будущем. Но в образовавшемся треугольнике есть острые углы.
«Ну, как не порадеть родному человечку?»
Поскольку в ситуации участвуют три действующих лица, было бы несправедливо кого-то обойти вниманием. Тем более, что каждый из нас может оказаться на месте любого из персонажей.
Итак, РАБОТОДАТЕЛЬ — фигура центральная, ведь именно от него зависит, будет ли процветать кумовство в организации. Зачем ему это нужно? Прежде чем неинтеллигентно указывать перстом в сторону отечественных руководителей, обернемся на прогрессивное зарубежье. Во многих фирмах США принята система личных рекомендаций, отличающаяся от украинской схемы «по блату» тем, что компания благодарит своих сотрудников, нашедших среди друзей, родственников и знакомых подходящую кандидатуру в размере суммы от 500 до 7500 зеленых портретов Франклина — это те деньги, которые не получат кадровые агентства. Большая часть отечественных работодателей разделяют позицию американских коллег, полагая, что доверять можно только тем претендентам, за которых поручился кто-то из знакомых. «Свой» человечек, а тем паче родственник, да еще признательный за благодеяние, должен быть лояльным, и в случае чего не выдаст военную тайну. К тому же, объявление о вакансии неизбежно приводит к длительной рутинной работе по отсеиванию неподходящих кандидатур и проведению серии собеседований. Но если у протекции так много плюсов, тогда система открытого поиска, специализированные СМИ и кадровые агентства иже с ними должны кануть в лету. Почему же этого не происходит?
Дело в том, что польза от «блата» не всегда превышает его вредоносность. К примеру, юное дарование, устроенное по протекции родителей, может манкировать своими обязанностями, полагая, что статус отца (матери) с лихвой компенсирует вероятные неурядицы. Возможны и другие варианты. Например, один из сотрудников порекомендовал своего «проверенного» знакомого, но ввиду того, что профессии и место работы у них были разные, не смог оценить по достоинству профессиональную компетентность приятеля. В случае переоценки способностей протеже компания рискует принять в штат бесполезного работника. И тут уже придется несладко не только руководителю, но и ПОРУЧИТЕЛЮ. Случаи, когда рушатся отношения между знакомыми после протекции (или за своего подопечного приходится густо краснеть) — не редкость. Причин может быть несколько:
Но в роли этого самого ЗНАКОМОГО, которому нужна протекция, приходилось выступать едва ли не каждому из нас. Какие плюсы и минусы у трудоустройства «по блату» для соискателя? Попробуем разобраться.
Не в службу, а в дружбу
Трудоустройство по протекции и для просителей — вопрос неоднозначный. Будет уместно разделить все кандидатуры протеже на «больших» и «маленьких». К первым относятся желающие занять тепленькое местечко, но при этом не соответствующие выдвигаемым требованиям. Попросту говоря, делать вы ничего не умеете (и еще хуже — не хотите), но не отказались бы много зарабатывать, не прикладывая особых усилий. «Как правило, по «большому блату» устраивают жен, любовниц, собственных отпрысков, детей чиновников или лучших друзей, а также самих друзей, реже — однокашников и одногруппников, — комментируетИван Кувиков, психолог-практик, HR-менеджер. — Распределяют их в зависимости от потенциала (см. таблицу) чаще всего в такие отделы, как служба безопасности, секретариат, кадровый или маркетинговый отдел (где, по мнению руководителя, они могут причинить наименьший ущерб), а в исключительных случаях даже создают новые рабочие места. К «малым» относятся специалисты, имеющие образование, опыт и желание работать, но… знающие, что в облюбованной компании существует политика не принимать работников с улицы. Или относящиеся к «группе риска»: молодые специалисты без опыта, или наоборот, предпенсионного возраста, а также возвращающиеся к работе после длительного перерыва, к примеру, после декретного отпуска — таких кандидатов, как правило, отметают еще на стадии конкурса резюме, не давая шанс проявить себя». Единственный видимый выход — найти знакомого, который сможет «замолвить словечко»: гарантия того, что вашу кандидатуру хотя бы рассмотрят, а дальше уже все будет зависеть от ваших способностей. «Вторая часть Марлезонского балета» посвящается как не имеющим полезных связей (дабы не завидовали), так и собирающимся устроиться по звонку (дабы не говорили, что их никто не предупреждал, что у протеже свои проблемы):
— Помните, что за все приходится платить. Делая протекцию, знакомый (приятель, родственник) явно или подспудно рассчитывает на взаимность.
— Всегда есть риск, что деловые или личные связи прервутся, или влиятельный знакомый попадет в опалу. Что происходит в таких случаях? Правильно, от протеже стараются избавиться.
— Ни один, даже самый высокопоставленный покровитель не в состоянии обеспечить вам расположение коллег. Его придется заслужить, ежедневно доказывая, что вы чего-то стоите, а сделать это под пристальным вниманием негативно настроенных сослуживцев гораздо сложнее. Подольет масла в огонь и ваше возможное продвижение по карьерной лестнице, которое вряд ли будет оценено, как объективное, даже если это так.
— Вы можете и не догадываться об истинных причинах приема на работу, возможно, вашему поручителю просто сделали одолжение.
— Сослуживцы могут подозревать в вас «засланного казачка».
На второй чаше весов «блатного трудоустройства» — отпавшая необходимость просматривать горы вакансий, рассылать тонны резюме, бороться за место под солнцем и переживать стресс. Если для вас плюсы протекции перевешивают минусы, в заключение раскроем, как наработать нужные связи.
Наш метод
Автор и не сомневался, что мы встретимся в третьей главе материала. И правильно! Покажите мне того, кто откажется от предложения гарантированно занять престижную и высокооплачиваемую должность, не захочет ухватиться за протянутую ему руку! Вряд ли подобных гордецов найдется много. И потому,
УРОК 1: «Шире круг».Необходимо поддерживать контакты с максимально возможным количеством людей, ведь, чем больше знакомых, тем больше шансов, что среди них окажется потенциальный работодатель или поручитель. Но не надо ограничивать круг общения только обладающими соответствующими полномочиями, ибо помощь может прийти с самой неожиданной стороны. Например, моя знакомая совершенно без «задней мысли» помогла женщине в преклонном возрасте дотащить тяжелую сумку от станции метро до остановки таксобуса. По дороге разговорились и подруга посетовала, что не может найти работу по специальности, ибо не очень жалуют рекрутеры бухгалтеров без опыта. О нет, пожилая носительница тяжелых сумок не вытащила волшебную палочку и не стала расспрашивать о заветных желаниях. Всего лишь попросила телефон новой знакомой. А на следующий день позвонил сын благодарной женщины с предложением прийти на собеседование и обговорить профессиональные детали, ведь с личными качествами кандидатки уже все было ясно.
УРОК 2: «Сделай сам». Если будущий работодатель не имеет и малейшего представления о вашем существовании и уж тем более о том, что вы — наилучшая кандидатура из всех возможных, стоит исправить досадное недоразумение и помочь руководителю осознать сермяжную правду. Интересен пример моего одногруппника, который начал атаку на потенциального работодателя с… организации переезда своего соседа на новую квартиру. Все объясняет присутствие на последовавшем новоселье (как и предполагалось) дяди новосела — того самого руководителя крупной компании. Разумеется, радостный хозяин квартиры отрекомендовал всем присутствующим своего помощника, как энергичного, предприимчивого и вообще незаменимого. Стоит ли говорить, что через некоторое время он уже трудился в искомой компании?
УРОК 3: «Миссия не выполнена». Даже если для вас начались трудовые будни на новом рабочем месте, рано считать, что «дело в шляпе». Как человек безусловно порядочный (никто в этом и не сомневается), вы не хотите подвести поручившегося за вас знакомого, а значит, изо всех сил должны постараться доказать правомерность протекции. К тому же, работодатель все равно будет проверять вашу квалификацию, ведь вы для него не просто претендент, а рекомендованный кем-то: «Ну-с, посмотрим, что за гусь этот хваленый Сидоров!».
УРОК 4: «Не имей сто рублей». И правильно, ценнее ассигнаций может быть только дружба. А друзья, если верить пословице, сохраняются дольше, когда их реже используешь. Если вам оказали услугу, сумейте отблагодарить за нее. К примеру, небезызвестный Иосиф Кобзон весь свой первый заработок истратил, пригласив в ресторан тех, кто помог ему получить работу.
Прочитав все правила и предупреждения, у читателя может возникнуть вполне закономерный вопрос: в чем же выгода от работы «по блату», если придется прилагать массу усилий? Выгода — в кредите доверия: у вас будет 100 %-ный шанс получить работу. А приложенные старания — считайте платой за кредит.
Таблица. Взаимозависимость использования профессиональной компетенции сотрудника от способа найма и личных качеств
Способ трудоустройства
|
Характеристики сотрудника
|
||||
Квалифицирован, добросовестен лоялен
|
Не квалифицирован, но добросовестен и лоялен |
Не квалифицирован, не добросовестен (не старается), но лоялен |
Не квалифицирован, не добросовестен и не лоялен |
Не профессионал, хамит, трезвонит овысоком покровительстве |
|
Открытый поиск |
Везде |
Везде, но с куратором |
Увольнять |
Увольнять |
Увольнять |
Запрашиваемые рекомендации |
Везде |
Везде, но с куратором |
В незначительных отделах, следить и требовать |
Изолировать от бизнес-процессов и принятия решений |
Увольнять |
Малый блат (по протекции знакомых) |
Везде |
Везде, но с куратором |
В незначительных отделах, следить и требовать |
Изолировать от бизнес-процессов и принятия решений |
Увольнять |
Большой блат (отказать нельзя) |
Везде |
Везде, но с куратором |
В незначительных отделах, следить и требовать |
Изолировать от бизнес-процессов и принятия решений |
Изолировать от коллектива |
Информационная справка. Филологи единодушно полагают, что слово «блат» произошло от немецкого Das Blatt или голландского blat (лист бумаги). Разногласия начинаются, когда речь заходит об обстоятельствах обрусения этого понятия. По одной версии, когда ПетрІ взялся за реформацию боярского уклада, наиболее богатые бояре могли откупиться от стрижки бороды. Раскошелившихся дворян заносили в специальные списки — блаты, после чего они горделиво заявляли: «Мне можно, я блатной!». Согласно второй легенде, из-за тяги русских к тому, что «плохо лежит», на складские должности Петр назначал только немецких специалистов. А те, со свойственной им скрупулезностью выдавали имущество, требуя от каждого просителя бумагу с государевой печатью, то есть «Das Blatt».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?