Собеседование. Рекрутер ведет себя по меньшей мере странно: дерзит, без стеснения лезет в вашу личную жизнь, дымит сигаретой. «В чем дело?
Рекрутер — хам?» — возмущенно гадаете вы. Возможно. Но есть и другой вариант: специалист по подбору персонала вовсе не наглец, просто он решил испытать вас на стрессовом собеседовании. Действительно, соискателей не всегда предупреждают, что интервью, которое их ожидает, — стрессовое. И еще реже спрашивают согласия на его проведение.
Кто рискует нарваться
Стрессовое интервью чаще всего проводят с кандидатами на вакансии, связанные с нервной, неспокойной работой.
В «группе риска» — руководители и их помощники, менеджеры по продажам и по работе с клиентами, рекламные, страховые агенты, журналисты, офис-менеджеры, специалисты по разбору претензий, продавцы.
Рядового сотрудника проверяют на стрессоустойчивость, лояльность, бесконфликтность и позитивную готовность к сотрудничеству, а также быстроту реакции и находчивость. Топ-менеджера и руководителя тестируют не только на устойчивость к стрессу, но и на наличие волевых качеств, лидерского потенциала, уверенности в себе, готовности решать задачи в нестандартных условиях.
Во время стрессового собеседования для рекрутера важны не только ответы соискателя на вопросы, но и его эмоциональная реакция. Начали обороняться, оправдываться, злиться, обижаться — значит, не прошли испытание. Нужно во что бы то ни стало сохранить до конца беседы способность к дискуссии, позитивный настрой, уверенность и не выдавать своего раздражения.
Как проверяют на устойчивость к стрессу
1. Испытание ожиданием
Соискатель приходит в назначенное время, но собеседование не начинается. Приходится долго топтаться у двери, порой в пустом коридоре, где негде даже присесть. Рекрутер фланирует с чашкой кофе из кабинета в кабинет, бросая на ходу: «Еще минутку».
Вариант для рядового сотрудника — терпеливо ждать. К ожиданию можно подготовиться: захватить из дома ноутбук или запастись журналом или книгой и, демонстрируя спокойствие, заниматься своими делами. Таким образом вы продемонстрируете не только самообладание, но еще и способность к постоянному самообразованию. Будущему руководителю стоит проявить инициативу — выяснить, почему встреча не состоялась в назначенное время. Можно спокойно сообщить, что времени на ожидание больше нет, вежливо попрощаться с секретарем и уйти. В большинстве случаев не успеет он дойти до своей машины, как ему перезвонят с предложением перенести собеседование.
2. Тесты, анкетирование
На их заполнение может уйти не один час. При этом проверяются терпеливость, лояльность к компании (значит, ей зачем-то это нужно) и отношение к рутинной работе.
Если оставляют в пустом коридоре без мебели и предлагают заполнить анкету, не делайте этого «на коленке». Обязательно поинтересуйтесь, где вы могли бы присесть. Будьте готовы к тому, что заполненную анкету вас могут попросить переписать, и не один раз, сославшись, например, на неразборчивость почерка.
3. Испытание грубостью
Рекрутер грубо перебивает вас, перескакивает с темы на тему, не давая возможности высказаться, и еще упрекает: «Вижу, что вам нечего сказать». Не перебивайте, не раздражайтесь и не оправдывайтесь. Внимательно следите за ходом беседы, запоминайте вопросы, на которые у вас якобы нет ответа. Дождитесь окончания монолога и выскажите свое мнение.
Отрицательно комментирует ваши слова, действия: «Все это ерунда, чушь», «Ну, это вряд ли в нашей компании пригодится», «Ваша презентация показалась мне очень слабой и неинтересной». Попытка поспорить с рекрутером в данном случае равна провалу. Сделайте паузу, сосчитайте до десяти. Будьте спокойны: «Пожалуйста, уточните моменты в моем рассказе, которые показались вам слабыми. Если это действительно так, я учту замечания на будущее».
Рекрутер ставит вопросы в некорректной форме. Например: «Какие ваши действия на предыдущем месте работы привели к развалу компании?» Негативная реакция даст повод обвинить вас не только в болезненном отношении к критике, но и в желании утаить факты из своего предыдущего опыта. Пошутите: «Фирма перестала нормально работать после того, как я ушел из нее». Или скажите, что компания процветает, а в этом есть и ваша заслуга (но только если это правда).
Спрашивает: «Зачем вы вообще сюда пришли?» Реагируйте так, будто услышали вопрос «Расскажите о своих сильных качествах, которые могут быть полезны нашей компании». Поведайте о том, что вы могли бы сделать для компании, если бы стали ее сотрудником.
Резко переходит на ты. Если позиция, на которую вы претендуете, — линейная, например, продавец или офис-менеджер, — можно допустить, но самому лучше не принимать панибратский тон. Ориентируйтесь по ситуации. Но если должность топовая и тон беседы вовсе не дружеский, стоит вежливо поинтересоваться, на каком основании рекрутер позволяет себе «тыкать».
4. Личные вопросы
Самый простой способ выбить у человека почву из-под ног. Вопросы могут быть самые неожиданные и вызывающие. Например, как часто вы занимаетесь сексом? Пользуетесь ли презервативами? Есть ли у вас любовница? Не беременны ли вы сейчас? Девушек старше 25 лет любят пытать вопросом «Почему вы до сих пор не замужем?».
Помните о чувстве собственного достоинства. Можете в вежливой форме отказаться отвечать на такие вопросы, пояснив, что интимные нюансы личной жизни не имеют никакого отношения к профессиональной деятельности. Если затрудняетесь с ответом, скажите рекрутеру о том, что вы чувствуете («Ваш вопрос вызвал у меня удивление»). Вы выиграете время, да и беседа может перейти в другое русло.
Не замыкайтесь, помните о том, что интервью — это игра, из которой можно в любой момент выйти. Включите чувство юмора и расскажите анекдот в тему, задайте встречный вопрос. Пофантазируйте вместе. Задача рекрутера — проверить вашу реакцию, а вовсе не выведать подробности частной жизни. Если вы держите себя в руках, то сможете найти достойный ответ на любой, даже самый нетактичный вопрос.
5. Некомфортные условия
Яркая лампа в лицо, прокуренная комната, неудобный, а то и сломанный стул, «случайно» пролитая на одежду вода — все эти эксперименты позволяют выявить ваше терпение, находчивость, самооценку и самоуважение.
Если вас поставили в условия, которые трудно переносить, — скажите об этом и попросите изменить их: убрать лампу, заменить стул. Хотя иногда созданная на собеседовании обстановка вполне соответствуют рабочей действительности. Например, шеф привык курить сигары и работать придется в прокуренном кабинете.
Если вы свалились со сломанного стула, — не конфузьтесь, держитесь невозмутимо. Можете пошутить: «Кто не падает, тот не поднимается».
6. «Друг» и «враг»
Метод контраста, когда два рекрутера беседуют с вами в совершенно противоположных стилях: один доброжелателен, другой агрессивен. Вопросы «друга» предсказуемы и понятны, а «враг» вводит в затруднение, перебивает, старается спровоцировать конфликт.
Главное, не пугайтесь — рекрутеры чувствуют страх, как собаки. Не позволяйте сбить себя с толку, спокойно отвечайте на вопросы. Неприятные намеки пропускайте мимо ушей. Ваша задача — сосредоточиться на содержании вопроса, а не на форме, в которой он задан. Если смысл непонятен, не стесняйтесь, попросите пояснить.
Бывает, что не два, а сразу несколько интервьюеров одновременно опрашивают в очень быстром темпе, практически не давая времени обдумать ответ. Это проверка на скорость реакции. Иногда задают один и тот же вопрос много раз, слегка его изменяя. Или придираются чуть ли не к каждой фразе: «Вы упомянули, что занимались розничными продажами — поподробнее, пожалуйста».
Важно не запутаться в собственном рассказе и уж точно избегать лжи, в которой вас хотят уличить.
7. На что готовы ради работы?
«Чем вы готовы пожертвовать ради получения этого места?» — спросил директор на собеседовании одну из соискательниц. А затем попросил девушку подстричь ее длинные красивые ногти.
Чтобы узнать, на что вы готовы ради работы, рекрутер может предложить все что угодно. Например — перекрасить волосы («Вы нам подходите, единственная проблема — директор любит блондинок») или даже сделать пластическую операцию («Компания оплатит все расходы»).
Как реагировать на подобные просьбы? Вспомните библейскую притчу о том, что Бог велел Аврааму повести своего сына Исаака на заклание, чтобы испытать его любовь к себе. Ему оказалось достаточно согласия Авраама пожертвовать сыном. Вряд ли и работодатель действительно хочет получить ваши ногти. Все, что ему нужно, — узнать, способны ли вы дипломатично отказать в ответ на непомерные требования.
Можно согласиться, но тогда покажете себя мягким, податливым человеком. А можно отшутиться или деликатно сказать нет. Допустим, так: «Волосы я вряд ли смогу перекрасить, а вот задерживаться на работе, если нужно, готов».
А когда предложение вполне безобидное, например, спеть или станцевать, то почему бы и нет? Если умеете, то действительно спойте — покажете себя творческим незакомплексованным человеком. Если не умеете — попробуйте отвертеться. Скажите, что привыкли все делать хорошо, хотели бы выучить достойную песню и исполнить на следующем собеседовании.
8. Стакан воды в лицо
Подобные способы проверки соискателей, конечно, являются крайностью, но надо быть готовым и к ним. Ответить необходимо, иначе произведете впечатление Акакия Акакиевича — человека безвольного, не способного дать отпор. Так считают сами рекрутеры.
Офисные служащие склоняются к разным вариантам «мести». Для одних естественная реакция — ударить наглого рекрутера, особенно если они не знали, что собеседование стрессовое и провокационные действия запланированы. Другие предпочтут сдержать первый порыв и «бить с оттяжкой», не кулаком, а словом — обратиться к руководству компании или в милицию. Третьи постараются увернуться и избежать конфликта, ограничившись фразой «Я думаю, разговор на этом окончен».
Находчивость — лучшее оружие на собеседовании
В крупном алкогольном холдинге закрывали вакансию HR-директора. Собеседование проводил коммерческий директор, отличавшийся жуткой манерой общения с кандидатами.
Соискательнице, которая села на стул, скрестив ноги, он немедленно указал на дверь: «Вы претендуете на вакансию эйчара — человека, которого отличает открытость и общительность, так почему вы сидите в закрытой позе?» Женщина не нашла, что ответить, и в смятении вышла.
Поза следующей кандидатки тоже оказалась «закрытой». «Вербальный язык говорит о вашей замкнутости, скрытности, — запыхтел директор. — Вы нам не подходите!» Девушка не растерялась, секунду подумала и спокойно ответила: «Знаете, зацепилась сумкой за колготки, не хотела, чтобы это было заметно, поэтому так села». Директору ответ понравился — девушка осталась.
Со стрессового интервью — к доктору
Сейчас стрессовые собеседования чаще всего применяют в компаниях, желающих быстро и без лишних затрат решить проблему подбора сотрудников. Очень просто плеснуть человеку стакан воды в лицо, задать вызывающий вопрос и понаблюдать за ответной реакцией. Особенно любят стресс-интервью прямые работодатели и часто проводят его некорректно, не заботясь о негативных для соискателя последствиях. Но зачастую такая проверка обходится боком самим же работодателям: многие кандидаты даже после успешного прохождения пытки отказываются от работы. И их обиды вполне обоснованы, ведь настоящие специалисты по подбору персонала должны заранее определять степень стрессоустойчивости кандидата, не прибегая к вольностям и крайностям.
Тем не менее стрессовое интервью как способ проверки соискателей существует. Но, во-первых, его нельзя использовать повально для всех. И, во-вторых, этот жесткий метод тестирования должны применять только специально подготовленные люди — специалисты по манипуляционным техникам в общении. Они не перегибают палку и соблюдают правила игры. А в конце проводят специальные мероприятия по выводу человека из состояния стресса, заканчивают разговор на позитивной ноте и разъясняют соискателю, почему вынуждены были подвергнуть его тяжелому испытанию.
Применение стрессового собеседования не противоречит закону. Но если вы считаете, что рекрутер явно превысил свои полномочия и нанес вам моральный ущерб, то можете дать ему отпор в суде. При условии, конечно, что удастся предоставить соответствующие доказательства.
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.