Что лучше – покупка или аренда? Какая стратегия позволяет эффективнее контролировать и использовать ресурс? Массовое распространение труда фрилансеров в сегодняшнем мире – пожалуй, неплохой аргумент в пользу второго подхода. Профессионалы, не связанные с одной организацией и работающие на разных заказчиков, конечно, существовали всегда. Однако в классической индустриальной экономике фрилансеры могли получить работу лишь в нескольких узких секторах. Подавляющее большинство работодателей стремились полностью контролировать занятость своих сотрудников, надолго покупая их лояльность.
Но как только роль жесткой иерархии и вертикальных связей в экономике стала падать, кардинально изменилась ситуация и с наймом персонала. Сегодня любой интеллектуальный, и не только интеллектуальный, труд можно передать на аутсорсинг временным работникам, которых становится все больше. К примеру, по подсчетам журналиста и автора книги «Нация свободных агентов» Дэниела Пинка, в США 31 млн работников (треть всех трудоспособных жителей) можно отнести к «свободным агентам»; это фрилансеры и индивидуальные предприниматели, грань между которыми постепенно стирается.
Уже в начале 1990х годов на рынок фриланса вышли представители традиционных свободных профессий, таких как журналистика, фотография, дизайн. В 2000е годы пошла вторая волна, для которой характерны не только численный рост, но и качественные изменения в составе работников. Российские компании начали нанимать временных сотрудников на те позиции, на которые раньше нанимали только постоянных. Это прежде всего программисты, веб-дизайнеры и другие ИТ-специалисты, но также финансисты, бухгалтеры, страховые агенты, HR-специалисты, маркетологи и даже управленцы высшего звена.
В числе факторов, определивших бум фриланса в США, Дэниел Пинк называет рост экономики и благосостояния американцев, а также «дешевые средства производства, которые можно хранить дома». Пожалуй, аналогичные обстоятельства стали ключевыми и для второй масштабной волны фриланса в России. «При устойчивом экономическом росте в стране люди начали понимать, что могут позволить себе нестабильность и неопределенность временной занятости», – объясняет генеральный директор рекламного агентства «Точка зрения – POV» Анатолий Ясинский. Важную роль играет и то, что многие сотрудники устали от традиционной офисной работы, у них возникла потребность в реализации автономных проектов. Наконец, как и в США, люди почувствовали свою технологическую независимость от работодателей: компьютеры, ноутбуки, КПК стали предметами массовой доступности, также как интернет и мобильная связь. Дополнительные удобства для свободных работников создали появившиеся специализированные бизнес-центры, предлагающие услугу «офис на час», и мобильные офисы.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?