Сегодня на российском рынке представлено порядка 20 активно «продвигаемых» самостоятельных HR-решений различного класса, не говоря уже о модулях «Управление персоналом» ERP-систем, выбор которых также достаточно разнообразен. При этом, как показывают результаты исследования, проведенного в прошлом году компанией «БОСС. Кадровые системы» (группа компаний АйТи) совместно с E-xecutive, подавляющее большинство (78%) из 1000 опрошенных HR-менеджеров действующей в компании HR-системой недовольны.
Как показывает практика, основная причина «недовольства» пользователей информационной системой – в данном случае кадровой – кроется отнюдь не в качестве выбранной системы, а в том, что:
Чудес не бывает
Нельзя забывать о том, что с внедрением информационной системы процессы управления персоналом сами по себе не обретут «стройность» и не станут более эффективными. Для того, чтобы получить ожидаемый эффект от внедрения, система должна точно соответствовать «меркам» действующих в компании HR-процессов.
Добиться этого можно только, если пойти «от противного»: сначала определяются задачи и необходимая для их реализации функциональность системы и только потом осуществляется непосредственно выбор системы, которая бы этим задачам соответствовала. Иными словами, алгоритм действий выглядит следующим образом:
Оценку существующих систем на соответствие требованиям лучше всего проводить по каждому из функциональных блоков (администрирование персонала, расчет зарплаты, подбор персонала, обучение и т.д.). При этом, степень соответствия каждого из требований можно оценивать по шкале от 0 до 10, принимая во внимание «вес» каждой из сравниваемых функциональных возможностей. Такой многофакторный анализ позволяет в конечном итоге вывести максимально объективную интегральную оценку степени соответствия каждой из предлагаемых систем требованиям предприятия. Как показывает практика, на этой стадии отсеивается более 50% из списка рассматриваемых систем – по причине отсутствия значимых функциональных возможностей или же наоборот, в силу явно избыточной функциональности.
Чтобы получить более глубокое понимание соответствия прошедших первичный отбор систем требованиям, необходимо посмотреть, как та или иная функция реализуется в конкретной информационной системе. Эти сведения могут предоставить производители рассматриваемых ИТ-решений. В конечном итоге, выбирается и внедряется система, функциональные возможности которой в наибольшей степени соответствуют тем задачам в области HR-менеджмента, решить которые она призвана.
Спрос и предложение
Эволюцию отечественных кадровых технологий, на мой взгляд, красочнее всего отражает трансформация столь привычного еще 5-10 лет назад «Отдела кадров» в «Службу по управлению персоналом». Кадровый учет сегодня пусть и обязательная, но всего лишь одна из многих составляющих деятельности в сфере управления персоналом. На повестке дня HR-менеджера сегодняшнего дня стоят сложные и многогранные вопросы мотивации, планирования карьерного роста сотрудников, формирования кадрового резерва, обучения и развития персонала и так далее. Иными словами, «музыку заказывают» управленческие, а не учетные процессы. Соответствующим образом меняется и функционал информационных систем.
На этапе «примерки» и оценки функциональных возможностей предлагаемых информационных систем к HR-задачам предприятия очень важно изначально «договориться о понятиях» с их разработчиками. Что я имею ввиду? Надо отдавать себе отчет в том, что «высокие технологии» не всесильны и возможности их тоже ограничены. Например, в одном из проектов по выбору кадровой информационной системы для крупного холдинга, изучая спецификации различных систем мы наткнулись на такую вот интересную функциональную возможность – «формирование базовых положений кадровой политики в виде локальных нормативных актов предприятия». Надо понимать, что никакая – пусть даже самая совершенная – ИТ-система сформулировать кадровую политику предприятия не может. И в данном случае имеются ввиду лишь необходимые шаблоны документов. Не более того.
Итак, давайте попробуем разобраться, что же в действительности «умеют» и «не умеют» HR-системы – с позиций автоматизации учетно-расчетных и управленческих функций.
Автоматизация учетно-расчетных функций
В силу длительной «истории автоматизации» такие процессы, как учет кадров, расчет заработной платы, ведение штатного расписания и пр. – сегодня реализованы одинаково хорошо практически во всех предлагаемых на рынке HR-системах. Например, учет персонала качественно ведут все системы – в том числе благодаря детальной формализации и регламентации данного процесса как внутри предприятий, так на законодательном уровне. Поэтому при выборе HR-решения для автоматизации учетно-расчетных функций, основное внимает стоит уделять таким факторам, как стоимость внедрения и дальнейшего сопровождения решения, история внедрений, «имя» и репутация производителя, профессионализм команды внедренцев, перспективные планы развития системы.
Еще один важнный критерий выбора системы для автоматизации учетно-расчетных функций – ее быстродействие и масштабируемость. Этот параметр имеет особое значение, если внедрение будет проходить в компании с численностью персонала свыше тысячи человек. Необходимо быть уверенным в том, что при расширении штата система, не теряя в оперативности, будет способна безошибочно проводить расчеты – например, заработной платы.
Несмотря на общую «красивую» картину, и в этой области до сих пор остались «белые» пятна, о существовании которых полезно знать.
Например, от подавляющего большинства HR-систем (разумеется, если речь не идет о специализированном или заказном решении) не стоит ожидать полноценной реализации функции расчета сдельной заработной платы. Фактически, ни одно из существующих ныне HR-решений не позволяет учесть все нюансы и многофакторность процесса расчета сдельной зарплаты конкретного предприятия. Объясняется это банальным отсутствием единых нормативов для расчета сдельной оплаты, для которого в каждом конкретном случае требуется большой объем входной информации. Поэтому даже предприятия с мощными кадровыми системами, продолжают рассчитывать сдельную заработную плату с помощью программ собственной разработки. Если говорить о западных системах, то в них эта функция также развита довольно слабо, просто потому что вне России такая система оплаты труда мало распространена.
Автоматизация управленческих функций
С автоматизацией управленческих процессов ситуация выглядит несколько иначе. Оченьчасто ожидания от управленческого функционала HR-решений не соответствуют действительности и, кстати говоря, именно он в наибольшей степени «мифологизирован». Более того, надо понимать, что наличие в системе модели того или иного процесса, скажем системы грейдов, само по себе не означает, что ее внедрение повлечет за собой появление в компании системы грейдов. Если этот процесс в организации не был поставлен, то его автоматизация ни к какому результату не приведет.
Потребность в автоматизации управленческих HR-задач возникла не так давно, поэтому, можно сказать, что данное направлении еще находится в развитии. К выбору систем для автоматизации управленческой деятельности стоит подходить с особой осторожностью также и потому, что управленческие функции специфичны в каждой организации, а значит необходимо ориентироваться на максимальное соответствие существующего в компании алгоритма анализа информации и заложенного в системе.
Критическая оценка возможностей HR-решения по автоматизации ряда управленческих функций поможет избежать последующего разочарования. Так, встречая описание того, что система способна производить оценку «эффективности мотивации», помните: система не может принимать решения, равно как и не обладает глубокой многофакторной аналитикой.
Подбор персонала. Надо быть готовым к тому, что на сегодняшний день ни одна «типовая» система не реализует эту функцию на уровне, необходимом кадровым агентствам. Дело в том, что существующие кадровые системы осуществляют отбор кандидатов на основе требований к должностям. Если же необходимо «найти» человека по большому числу неформализованных параметров, касающихся не только его должностных обязанностей, но и например его личностных качеств, опыта работы в конкретных организациях, специфических навыков, наличия определенных сертификатов, отраслевого опыта и пр., выполнение таких операций, как правило, связано с целым рядом трудностей, за исключением специализированных заказных решений.
Обучение персонала. Острый интерес к постоянному повышению квалификации персонала и масштабы корпоративного обучения диктуют новые требования к программным продуктам. Уже сегодня крупным предприятиям требуются HR-системы, способные администрировать сложные программы развития персонала и отследить их исполнение. Причем анализ расходов на процесс обучения персонала должен происходить в разных срезах, чтобы можно было понимать, например, сколько затрат приходится на обучение определенного подразделения, а сколько на обучение по определенный тематике или на работу с конкретной организацией.
Большинство HR-систем позволяют хранить большие объемы информации о провайдерах обучения – вплоть до расписания учебных курсов и истории взаимодействия компании с ними. Данные о обучении конкретных сотрудников также хранятся в системе, однако, как правило, готовые решения не позволяют «нажатием одной клавиши» вывести на экран полную информацию по обучению конкретного сотрудника – где он учился, программа данного курса, результаты обучения, стоимость и т.д. Для получения полной картины – в силу слабой интеграции архивных данных – приходится работать с разными архивами, поскольку не всегда предусматривается возможность работы с несколькими базами данных одновременно. Объясняется это тем, что такая задача появилась относительно недавно.
Оценка персонала. В том или ином виде модуль оценки персонала сегодня присутствует практически во всех HR-системах, обладающих функционалом автоматизации управленческих процессов. При этом надо понимать, что на сегодняшний день его функциональные возможности, как правило, ограничиваются лишь фиксацией событий. Система позволяет зафиксировать результаты оценочных мероприятий, а вот инструменты их организации, планирования и анализа, равно как и методики оценки пока что развиты довольнослабо. Между тем, именно эти задачи сегодня выходят на первый план. Очевидно, что с разработкой программы аттестации предприятия малого бизнеса вполне справится HR-подразделение. Однако для оценки 3000 сотрудников необходимо максимально эффективно спланировать использование временных и человеческих ресурсов. Перекрестный анализ данных из баз по обучению и оценке конкретных сотрудников, автоматическое создание плана обучения по итогам оценки и прочие «бантики» – к сожалению, пока что такие возможности – дело будущего.
Планирование карьеры и формирование кадрового резерва. Современные кадровые ИТ-решения предусматривают набор инструментов для планирования карьеры сотрудников. Но и здесь хотелось бы расставить точки над «i» в вопросе возможностей программных продуктов. Сама задача планирования карьеры крайне сложная в первую очередь для самих сотрудников, не говоря уже о системе. И какой бы мощной не была система всегда есть вероятность, что выработанный ею алгоритм карьерного развития может изменить любая случайность.
Модуль формирования кадрового резерва реализуется далеко не во всех HR-системах. Как правило, речь идет о планировании различных мероприятий в этой области и отслеживании их исполнения и результатов. В большинстве случаев это достаточно простой, понятный и эффективный модуль. То же самое можно сказать и о функционале в области социальной политики – подавляющее большинство решений позволяют эффективно планировать и контролировать исполнение событий, вести учет затрат.
Несколько рекомендаций напоследок
При выборе модуля автоматизации управленческих функций не стоит ограничиваться только презентационными материалами. Необходимо «на деле», с помощью демонстрационной версии посмотреть, как та или иная задача реализуется в системе. Такая «примерка» программного продукта на HR-задачи поможет получить представление о том, на что реально можно рассчитывать.
Также, полезно оценить насколько документы, генерируемые системой в учетном модуле, отвечают потребностям предприятия. Также важно знать, какие стандартизованные отчеты заложены в систему. Большой перечень отчетов говорит о мощном аналитическом потенциале системы. Кадровые системы с богатой историей внедрения обладают довольно обширным перечнем отчетов. Однако на основании этого не стоит торопиться с выбором. Необходимо также сопоставить возможности системы в формировании отчетов с теми, которыми пользуется предприятие, для чего не будет лишним посмотреть и форматы отчетов.
Выбор ИТ-решения – это всегда совместный проект, в котором участвуют не только HR-подразделение, но и ИТ-специалисты компании. Важно, чтобы существующая в компании ИТ-инфраструктура соответствовала техническим требованиям, соблюдение которых необходимо для нормальной эксплуатации системы.
Тщательная подготовка к выбору и внедрению системы, формализация процессов и задач, для поддержки решения которых она предназначена, педантичная и «трезвая» оценка функциональных возможностей решений – такой подход позволяет гарантировать соответствие информационной системы HR-задачам предприятия, «защитить» инвестиции, не допустить ситуации, когда бизнес-процессы «подгоняются» под возможности системы, а также избежать «разочарования» пользователей во внедренной системе. Иными словами ожидания и полученный результат будут максимально соответствовать друг другу.
Кроме того, дополнительный плюс такого подхода состоит в том, что еще на этапе подготовки к автоматизации появляется возможность устранить «слабые звенья» в действующих процессах и «заложить» в информационную систему уже оптимизированные бизнес-процессы.
Ирина Домбровская
Ведущий российский системный интегратор - компания АйТи
Источник: HR-zone
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.