К середине жизни многие жаждут новых возможностей, чтобы заявить о собственной независимости и зрелости, реализовать потребности и приложить таланты на следующем этапе своей жизни.
Реалии современной организационной жизни также подталкивают человека к тому, что он задумывается о второй карьере, ведь конкуренция год от года становится все жестче. Даже молодого менеджера нарастающий темп преобразований ставит под угрозу отставания.
Кому-то хочется перемен, потому что они постоянно недовольны собой, другие испытывают депрессию и злобу, третьи обеспокоены мыслями о смерти, четвертые полагают, что они более талантливы или гораздо способнее, чем есть на самом деле. Кто-то терпеть не может начальства. Другие считают, что они давно уже должны были стать генеральными директорами. Одни не хотят набираться опыта, другие соревнуются с бывшими одноклассниками. Некоторые соревнуются из спортивного интереса — но не так хорошо, как хотелось бы.
Если подобные причины толкают человека на поиск новой карьеры — это бег на месте. Если человек винит работу, начальника или компанию, значит, источник его неудовлетворенности он сам; и его вторая карьера, скорее всего, разочарует его так же, как первая. Поэтому, прежде чем приступить к выбору второй карьеры, человек должен составить истинное представление о себе самом и понять суть возможных перемен.
Когда карьера способствует удовлетворению идеального эго, жизнь и работа приносят радость. Если карьера не отвечает требованиям, предъявляемым к самому себе, работа становится проклятием. Желание стать собственным идеалом, нравиться себе — это самая мощная мотивирующая сила. Исполнение обещаний, которые дал себе человек, — важный аспект выбора нового направления.
Как разобраться в идеальном эго
Люди начинают формировать идеальный образ собственной личности в раннем детстве, и это осложняет его трактовку. Внимательное изучение истории семьи и опыта учебы и работы может помочь в определении потребностей, которые важны для идеального эго. Вы можете начать этот процесс, ответив на следующие вопросы (кому-то, вероятно, это упражнение покажется не имеющим отношения к делу, однако существуют веские причины сделать его):
- Каковы были ценности вашего отца (или того, кто заменил вам его)? Речь не о том, что он говорил и что он делал, а о том, каких ценностей он придерживался. Что было для него важно?
- Чем вы в первый раз порадовали свою мать? Маленькие дети изо всех сил стараются доставить удовольствие маме, поскольку она главная фигура в их жизни. Первые попытки каждого ребенка сделать что-то приятное для матери становятся чертами характера и существенной частью свойственного человеку поведения и оказывают важное влияние на подсознательные цели.
- Кто был героем вашего детства?
- Кто был для вас образцом подражания — родственники, учителя, тренеры, проповедники, начальники, герои книг?
- Когда выбор зависел от вас, каким он был? Какие предметы вы предпочитали в школе, в университете? На какую работу вы устраивались?
- Какие эпизоды в вашей жизни принесли вам наибольшее удовлетворение? Что доставило самую большую радость, привело в восторг? Тот душевный подъем, который вы испытали, в действительности вы почерпнули в самом себе. Что же это было?
- Из всего того, чем вы занимались, в чем удалось добиться наибольших успехов? Что вы тогда делали и как?
- Что вы написали бы в собственном некрологе или эпитафии? Каким вы мечтаете остаться в памяти людей? Что вы хотели бы им оставить?
Ответы на эти вопросы помогут вам набросать в общих чертах их собственный идеальный образ и понять основы своей жизни.
Как вам хотелось бы действовать?
Следующий шаг — определить вид профессиональной деятельности, который подходит с точки зрения того, как вам хотелось бы делать свою работу или общаться с коллегами. Речь идет о том, чтобы определить, подходит ли ваш темперамент работе, о которой вы подумываете. Давайте рассмотрим такие аспекты:
1. Как вы справляетесь с агрессивной энергией? Направляя агрессивную энергию на организацию проектов и управление, человек демонстрирует тем самым, что ему нетрудно взять на себя ответственность. Это значит, что он может сконцентрировать свои усилия на успехе организации, а не собственном возвеличивании.
Человек, не умеющий спросить с других, не может брать на себя роль менеджера, а тот, кто не способен противостоять другим, не в состоянии честно оценить работу коллег или подчиненных.
2. Как вы относитесь к привязанности? Нуждаетесь ли вы в постоянном одобрении и поощрении или вы сами можете оценить качество работы? Умеете ли вы хвалить других или вам трудно выражать позитивные чувства?
Одним нравится дружеское общение и товарищеские отношения в рабочих условиях, другие предпочитают независимость. Последние могут или отрицать свою потребность в одобрении и привязанности со стороны других людей, или они просто лучше чувствуют себя на некотором отдалении от всех.
3. Как вы справляетесь с зависимостью? Испытываете ли вы проблемы с принятием решений без санкции начальства?
Хотя большинство из нас боятся оказаться беспомощными и зависимыми от других, для выполнения работы в организациях приходится полагаться на многих людей. Но некоторые неспособны смириться с этим. Им нужно делать все самостоятельно. Другие охотно оказывают помощь и могут даже предлагать ее, но рассчитывать на других — не для них. Такие люди презирают советы и руководящие указания со стороны других, даже в тех случаях, когда обращение за профессиональной помощью вполне приемлемо.
Вы можете попросить друзей или коллег рассказать о том, как они воспринимают характерное для вас поведение. Они могут подметить те ваши черты, которых вы сами в себе не замечали.
Куда идти?
Вооружившись представлением о своем идеальном «я» и стиле работы, можно рассмотреть имеющиеся варианты более взвешенно. Многие выбирают вторую карьеру, продолжая предыдущее профессиональное направление. Они могут заняться собственным бизнесом в тех областях, которые им уже знакомы.
В некоторых случаях нужно выделить несколько лет на завершение профессионального или академического образования, в других — достаточно курсов или заочного обучения. Посмотрев, насколько оставшиеся варианты соответствуют его поведенческим предпочтениям и пониманию идеала своего «Я», человек обычно может сконцентрироваться на одном или двух общих направлениях. Наконец, прежде чем делать выбор, следует продумать ряд других критически важных вопросов.
Семья. За кого вы в ответе — тещу или свекровь, дядю, дедушку, брата или сестру-инвалида? Не ограничивают ли эти обязательства ваш выбор? Не накладываются ли географические или финансовые ограничения на ваши супружеские и родительские обязанности?
Длительная депрессия. Мы никогда не встречали человека, который бы радикально изменил свою карьеру и не испытывал бы длительную депрессию, иногда длящуюся до года. Мы не хотим сказать, что вам придется тяжело, но вы можете пережить чувство утраты, амбивалентности и страха из-за того, что что-то может не получиться. Оказавшись в незнакомой ситуации, люди ощущают себя оторванными от прежней стабильной размеренной жизни. Чем дольше вы работали в организации, тем более вероятно, что вы попал в сильную зависимость от нее; чем теснее были связи с коллегами, тем сильнее будет чувство потери. Чем крепче ваша семья была связана с организацией, тем глубже будут эти чувства.
Разговор. Любая перемена — это потеря, а любая потеря связана с чувством сожаления. Даже при повышении по службе человек теряет поддержку коллег, друзей, меняются знакомые способы ведения дел. Чтобы развеять неизбежную грусть, вам нужно выразить ее словами. Чтобы разорвать старые связи и отказаться от старых привычек, вам нужно поговорить об этом. Считая необходимым проявлять героизм мужчины чаще отказываются признавать, что они испытывают какие-то чувства, предпочитая молча и решительно идти напролом. Такой подход не позволяет справиться с депрессией: скрывая ее, человек становится уязвим для физических недомоганий. Важно, чтобы с вами был кто-то, с кем можно поговорить откровенно.
Не закрывайте за собой дверь. Даже если вы тщательно выбирали вторую карьеру, преобразования необязательно пойдут так, как вы задумали. Экономические неурядицы и непредвиденные факторы могут оборвать ее в самом начале. Однако если вы ушли со старой работы без конфликта, у вас есть возможность попробовать вернуться обратно.
Работа. Если человек выносит преждевременные суждения или действует импульсивно, он рискует. Как посмотрят ваши коллеги и начальник на ваш уход? Чувствуя обиду, они могут обрушить на вас свое негодование. Возможность ее появления особенно высока, если вы и ваше руководство работали в тесном контакте, в атмосфере взаимного уважения. Более того, некоторые люди будут завидовать. Они могут излить на вас гнев, испытываемый по отношению к самим себе. Готовы ли вы к таким конфликтам?
Статус. Статус человека в обществе напрямую связан с его статусом на работе. Выбор новой карьеры может привести к изменению статуса. Насколько это важно для вас? Насколько важно для вас поддерживать связь с теми, с кем вы были связаны раньше? Жертвы могут быть очень серьезны.
С нуля. Если вы думаете о начале нового бизнеса или новой карьеры, то, возможно, вам придется заново нарабатывать клиентскую базу. Редко бывает, что человеку, переходящему из одной организации в другую, удается увести за собой всех своих клиентов. Один юрист рассказал нам, что когда он и его коллеги ушли из большой фирмы и основали собственную, они ожидали, что клиенты последуют за ними. Однако ушла лишь небольшая часть клиентов, и новой фирме пришлось строить отношения с клиентами практически с нуля. Любой человек, начинающий новый бизнес, должен ожидать, что ему потребуется от двух до пяти лет на создание клиентской базы.
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.