Несмотря на высокий престиж и уровень ответственности профессии HR-менеджера на западе, в российской практике эта профессия ближе к рядовому специалисту. Очень редко HR-менеджер действительно наделен серьезными полномочиями для управления человеческими ресурсами — самыми важными, кстати, особенно на высококонкурентных рынках. Чаще всего руководители хотят от менеджера по персоналу три в одном: кадрового делопроизводителя («А чего там, сидит да бумажки перекладывает»), рекрутера («А что там подбирать, открыл интернет и пару газет да выбирай») и управленца («Если текучка высокая, то за это HR-менеджер в ответе»). То есть «управленцем» менеджер по персоналу становится, когда на него возлагается ответственность за высокую текучесть, и при этом руководитель не желает менять условия труда или систему оплаты ни на копейку.
Когда менеджер по персоналу устраивается на работу, в отборе его кандидатуры на предприятии участвуют все кому ни лень: специалисты по поставкам, супервайзеры, секретари и т.п. Они даже могут придумывать для него задания такого типа: «Вы на подводной лодке, в команде 4 человека. Она тонет. Ваши действия». И услышав ответ: «Задраю переборки и дотяну до берега» искренне будут полагать, что менеджер по персоналу завалил тест. Надо было выкинуть всех четверых за борт, приехать в «порт» и набрать новых «матросов».
Совсем нелегко приходится менеджеру по персоналу, когда его принимают на работу. Рабочее место приходится искать самому: выбивать интернет, электронную почту, канцелярские товары. О том, чтобы кто-то представил его работникам, можно и не мечтать. Пришел — поздоровался сам. Нередко уже в первый рабочий день к обеду можно услышать от генерального директора: «Так, освоился, где план работы отдела персонала на следующий год?». А через пять минут после ухода руководителя вздрогнуть от телефонного звонка: «Что, план еще не готов?! Я привык работать быстро». Руководители уверены, что только менеджер по персоналу включит компьютер, и по мановению волшебной палочки все напишется само.
«В кадрах в России разбираются все, и особого таланта иметь не нужно», — это мнение руководителей подтверждают соискатели. Посмотрите на резюме, выставленные в интернете: санитарка, учитель, бывший продавец, секретарь, школьный психолог — все считают себя способными управлять персоналом после прохождения месячных курсов в каком-нибудь захудалом учебном центре. Ошибочно также считается, что менеджер по персоналу должен иметь диплом психолога. Это не так. Психолог — это психолог. А специальность «управление персоналом» уже давно введена во многих вузах и базируется на знании экономики, менеджмента, трудового права и других дисциплинах.
Менеджер по персоналу — бездельник, он занимается непонятно чем и живет на заработанные работниками деньги. Хорошая работа буквально рядом, а менеджер по персоналу мешает достигнуть заветной цели. Он ничего не понимает в чужой работе, а только придумывает ненужные тесты и выбирает по красоте. Тем, кто может его обхитрить, трудоустройство дается легко. Поэтому работодатели в лице менеджеров по персоналу плохие и виноваты во всем.
Менеджер по персоналу — мать Тереза, которой можно поплакаться в жилетку для выбивания социальных гарантий. Он виноват, что на предприятии платят маленькую зарплату, не ценят и не уважают труд работников. Кроме того, он должен понять, что объем продаж упал у сотрудника, потому что у него депрессия и развод, войти в положение и премию выписать в полном объеме. Если работа поднадоела, то можно прийти к менеджеру по персоналу и сказать, что «программирование — это не мое, хочу попробовать себя… в сфере HR».
Главная задача менеджера по персоналу во всем мире — это организация работы сотрудников таким образом, чтобы компания получала прибыль. Пусть и не всегда совсем социальным и райским для работников способом. Менеджер по персоналу такой же наемный работник, как и все остальные. Он выполняет волю руководителя, и за это получает заработную плату.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».