Что
практики, что теоретики бизнеса одним из мощных
мотивационных инструментов называют
обратную связь с персоналом. Но в инструменте основное это то, чтобы
он работал – надежно и эффективно, создавая в коллективе такую атмосферу,
которая помогала бы руководителям и подчиненным взаимодействовать более
эффективно. Однако для правильной организации
обратной связи необходимо избавиться от некоторых
заблуждений.
1. Сильным сотрудникам обратная связь не нужна. Обратная связь – не только
разбор полетов и обсуждение ошибок. Это, прежде всего,
признание заслуг: если человек хорошо поработал, его надо
похвалить. Обязательно! Подчиненный должен видеть, что
руководство замечает его достижения и оценивает их по достоинству –
это мотивирует и дает стимул к профессиональному росту. Но здесь важно учесть,
что
похвала опять-таки должна быть
конкретной. Недостаточно просто поблагодарить людей за хорошую
работу, надо сказать, какие именно их
действия вы считаете особенно важными и ценными. Очень хорошо, если такой
разговор происходит в присутствии других – этим вы еще больше мотивируете
сильного сотрудника, и плюс к тому – помогаете его коллегам перенимать эффективные
методы работы. Кстати: а вот если вы собираетесь
отчитать подчиненного, это надо делать с глазу на глаз. Но и в том,
и в другом случае разговор должен состояться сразу после выполнения задания.
Если вы начнете хвалить, или, наоборот, ругать сотрудника через месяц после
совершенного трудового подвига/досадной ошибки, эффект от такой беседы будет
минимальный.
2. Главный принцип обратной связи – «Не нравится? Свободен». Многие
руководители (особенно, если они привыкли управлять в авторитарном стиле)
считают, что их святая обязанность –
вызывать подчиненных на ковер,
тыкать носом в ошибки и
устраивать
выволочки. А иногда и образцово-показательные экзекуции при свидетелях. А
если, мол, не нравится –
ищи работу!
Это типичная тактика запугивания, которая приводит только к тому, что люди
начинают панически бояться босса, при его появлении немеют, впадают в ступор, и
в итоге, ни о какой нормальной работе не может быть и речи. Ну да, вы заметили,
что подчиненный совершил ошибку. С кем ни бывает. Ваша задача – сделать так,
чтобы он ее больше повторил. А для этого надо вместе
спокойно обсудить, почему так произошло, в чем причина, и как
избежать подобного в будущем.
Лидеры,
понимающие, что их мнение – лишь часть общей картины, не судят подчиненных, а
стараются помочь им добрым советом.
3. Обратная связь
никогда не увеличивает
производительность. Откуда взялось такое мнение? Дело в том, что некоторые
руководители, как, впрочем, и рядовые сотрудники считают, что человек в
принципе не способен развиваться. То есть, какими были его способности, такими
и останутся, чего с ним ни делай. К счастью, не все такие фаталисты:
большинство все-таки верит в то, что способности можно и нужно развивать, и,
соответственно, считает обратную связь эффективным средством для этого.
Оптимальный вариант – чтобы у всех в коллективе, от СЕО до курьеров, был именно
такой подход, и его, по возможности, надо сотрудникам прививать.
4. Обратная связь
всегда увеличивает
производительность. По статистике, в 38% случаев происходит как раз
наоборот. Просто, для того, чтобы обратная связь действительно
повышала производительность,
нужны определенные условия. Во-первых, акцент на четкие цели: именно об этом в
первую очередь должен говорить руководитель своему сотруднику, причем без
всяких переходов на личности и прочих посторонних моментов. Во-вторых,
ориентированность на будущее: надо сразу обозначать конкретные способы
повышения производительности и вместе с
сотрудником разрабатывать пошаговый план действий. И, наконец, никогда нельзя
обижать людей. Избегайте выражений, которые заставляют человека занимать
оборонительную позицию - типа: «вы всегда…» или «вы никогда…». Лучше взять на
себя роль благожелательного советчика и начинать фразы от первого лица: «Я
замечаю, что… а вы что думаете по этому поводу?».
Читайте также
«
Хотите, чтобы сотрудники не таили
от вас свое мнение?»
«
Управление коллективом через
общение с ним»
«
Правила кризисных коммуникаций
на примере «АэроСвит»»
«
Командная работа способствует
профессиональному развитию»
«
Причины конфликтов на работе»
«
Наука критиковать»
«
Как распознать настоящего
лидера?»
«
Женщины-начальники бывают
разные...»
«
Советы фрилансеру. Как
улучшить производительность?»