Александр Острогорский
Старший аналитик компании Mmd Cor-porate & Public Affairs Алексей Черный одновременно задействован в пяти проектах и в двух из них ему приходится иметь дело с коллегами, которые редко появляются в офисе. «В одном проекте таких участников трое, в частности и руководитель проекта, а в мои задачи входит подготовка аналитики, отчетов, разработка деталей предложений клиенту. В другом проекте удаленно работает только один из двух моих коллег, а я занимаюсь координацией и общаюсь с клиентом», — рассказывает Черный. Ни в том, ни в другом случае отсутствие коллег в офисе не становится проблемой, утверждает он: для планирования проектов его участники все равно собираются в офисе, а оперативные вопросы можно решать по телефону, электронной почте или интернет-пейджеру.
Удаляться не хотят
Западные компании все чаще предоставляют сотрудникам возможность часть работы выполнять не в офисе, а дома: еще четыре года назад в США их количество перевалило за 20 млн, сообщало тогда Bureau of Transportation Statistics. Самих удаленных сотрудников это радует, но их коллегам, от которых работа требует оставаться в офисе, такая ситуация может нравиться значительно меньше, утверждает Тимоти Голден, профессор Lally School of Management.
К такому выводу он пришел в исследовании Co-workers who telework and the impact on those in the office, обнародованном в начале января. Профессор изучил работу высокотехнологичной компании, в которой эта практика широко распространена, опросив 240 ее сотрудников. В компании почти каждый сотрудник может часть рабочей недели трудиться на дому: таким образом, считает руководство, сотрудники могут повысить качество жизни, больше внимания уделять семьям и личному росту.
Однако 42% сотрудников компании этой возможностью никогда не пользуются. Им-то и было уделено особое внимание в ходе исследования. Вопросы касались удовлетворенности респондентов сотрудничеством с отсутствующими в офисе коллегами, а также их лояльности компании.
Оставшиеся недовольны
Обработав результаты опросных листов, исследователь обнаружил: чем больше коллег респондента работают вне офиса и чем более плотным должно быть их сотрудничество в решении рабочих задач, тем меньше их удовлетворенность как коллегами, так и работой в компании в целом.
Общее пространство офиса позволяет сотрудникам взаимодействовать в неформальной обстановке и они больше доверяют друг другу. Если же удаленных сотрудников становится много, такое общение заменяется более формальным, у тех, кто остается в офисе, оказывается больше работы, и работать становится не слишком приятно, предупреждает профессор Голден.
Возможность для части сотрудников работать дома неизбежно порождает сложности, соглашается с американским исследователем директор по персоналу компании Oracle СНГ Ольга Кныш. «Работа на дому хорошо подходит для интровертов, которые комфортно себя чувствуют в ситуации ограниченного общения. Но экстраверты, которые скорее предпочтут оставаться в офисе, могут столкнуться с нехваткой общения и это может повлиять на их мотивацию», — говорит она. На плечи тех, кто остается в офисе, ляжет и необходимость планировать и координировать совместную с удаленными сотрудниками работу — а экстравертам задачи по планированию нравятся меньше, считает Кныш. «Если этот фактор не учесть, например не предусмотрев регулярные встречи коллег, текучесть в компании может быть очень высокой», — комментирует она.
В российском отделении компании Oracle удаленную работу практикуют редко. «Инфраструктура частной жизни в нашей стране не очень приспособлена к выполнению рабочих задач дома. А вот в зарубежных отделениях эта практика зафиксирована и сейчас разрабатывается общеевропейская политика — в ней будет описано, каким категориям сотрудников и какую часть рабочей недели можно будет работать дома, какие затраты — например на телефон и интернет — будут компенсироваться», — рассказывает Кныш. В России политика будет внедрена, если об этом попросят руководители подразделений.
Не продвинуться
Чтобы избежать этой проблемы в российских компаниях, возможность работать вне офиса существует только для экстренных случаев. «В нашей компании есть технические возможности, ими можно пользоваться, если сотрудник заболел, находится в командировке или у клиента», — говорит замгендиректора по управлению персоналом компании «Крок» Марина Козырицкая. Во всех прочих случаях присутствие сотрудника в офисе считается необходимым. «У нас командная работа, и люди должны хорошо друг друга знать, чтобы их сотрудничество было эффективным. При удаленной работе будет возникать психологическая разобщенность, — говорит она. — К тому же компании сложно оценить потенциал удаленного сотрудника». Именно поэтому им труднее добиться продвижения.
Ко всему готовы
В Mmd Corporate & Public Affairs разобщенности не боятся, подчеркивает директор практики корпоративных и финансовых коммуникаций Евгения Скобелева, в подчинении которой находится Черный и его коллеги по проектам. «Специфика нашей деятельности требует взаимозаменяемости сотрудников — они должны быть всегда готовы проконсультировать клиента, даже если коллега, с которым он работает, не находится в этот момент в офисе», — говорит она. Для этого все подчиненные Скобелевой раз в месяц собираются и обсуждают текущие проекты — а значит, в случае чего пообщаться с клиентом или проконтролировать выполнение какой-то срочной задачи сможет коллега. «Это, конечно, означает, что в определенный момент работы становится больше, но к этому все готовы», — улыбается Скобелева.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?
Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.