Масштаб задачи Президент Филиппин Глория Макапагал Арройо (Gloria Macapagal-Arroyo), отмечая 1 мая День труда, отправилась в городок Пасиг, расположенный недалеко от столицы страны - Манилы, чтобы встретиться с шестью из 3 тыс. сотрудников филиппинского call-центра компании ClientLogic. ClientLogic - одна из крупнейших в мире организаций, предоставляющих услуги аутсорсинга бизнес-процессов (business process outsourcing, BPO), которая имеет в общей сложности 49 филиалов в 14 странах.
Компания постоянно привлекает новых сотрудников, набирая от 15 до 25 тыс. человек ежегодно, сохраняя свой 22тысячный основной штат и обеспечивая кадрами новые филиалы быстрорастущей сети.
"Рекрутинг полностью находится в сфере нашей компетенции, так как основная характеристика качества нашего бизнеса - это квалификация сотрудников", - заявляет Дейл Савилл (Dale Saville), вице-президент по корпоративным услугам и директор по персоналу.
Вся работа по подбору кадров проводится внутри компании. Небольшая команда в штаб-квартире в Нашвилле (США, штат Теннесси) управляет процессом глобального рекрутинга и рекомендует наиболее эффективные методы местным группам, состоящим из 2-6 человек. Все отзывы о работе региональных подразделений также стекаются в Нашвилл, где на их основе проводится анализ рекрутинговой деятельности и вырабатываются рекомендации по оптимизации работы на местах. "Мы видим большое преимущество в наличии команды глобального рекрутинга, направляющей процесс подбора персонала и обеспечивающей взаимодействие всех подразделений", - объясняет Дейл Савилл. ClientLogic вышла на рынок Филиппин два года назад, ставя своей целью максимально полно раскрыть потенциал англоговорящих специалистов в этой стране. Каждый год 350 тыс. молодых филиппинцев получают дипломы о высшем образовании, и эта страна занимает сейчас лидирующие позиции на рынке аутсорсинга.
В данный момент ClientLogic активно изучает обстановку в небольших городах Филиппин. "Детальный анализ рынка труда, включающий исследования демографической ситуации, уровня безработицы и оплаты труда, а также информации о конкурентах, использующих те же самые трудовые ресурсы, является предпосылкой успешного рекрутинга, и это справедливо для всех наших филиалов во всех странах", - считает Дейл Савилл.
Основу успеха компании составляют отлаженная система подбора персонала, включающая девять шагов, и стремление не ограничиваться крупными городами при поиске потенциальных кандидатов.
9 шагов к успеху Центры по работе с клиентами ClientLogic во всех странах имеют одинаковую структуру и иерархию. Для привлечения кандидатов компания использует рекламу на радио и телевидении, организует ярмарки вакансий, а также приглашает студентов и выпускников учебных заведений. На сайте организации размещена анкета для кандидатов, однако от 80 до 90% из них заполняют онлайн-форму в местном отделении ClientLogic. Для первоначальной обработки и сортировки анкет специалисты компании во всех филиалах пользуются компьютерной программой Lawson HRIS.
Первый шаг при подборе сотрудников - это индивидуальный анализ требований, предъявляемых к кандидатам. Таким образом определяются методы, используемые специалистами ClientLogic для поиска будущих сотрудников. Затем заявления, поступившие через Интернет, обрабатываются и автоматически сортируются. После этого рекрутеры проводят телефонное собеседование с выбранными кандидатами, чтобы определить, насколько грамотно они говорят по-английски и могут ли общаться с клиентами. "Кандидаты, успешно прошедшие телефонное интервью, приглашаются в филиал компании для ознакомления с будущей работой. Эта часть включает демонстрацию видеороликов об организации, типичном рабочем дне сотрудников, а также имитацию звонков, демонстрирующих и хорошие, и неприятные стороны работы в call-центре", - рассказывает Дейл Савилл.
После этого с кандидатами беседуют уже работающие сотрудники ClientLogic, пришедшие в компанию в течение последнего года. Такие беседы, как правило, проходят в форме вопросов и ответов. "Мы считаем этап знакомства с работой в компании очень важной частью отбора кандидатов", - отмечает Дейл Савилл. Те, кто решают продолжать участие в конкурсе на вакансию, проходят ряд тестов, определяющих их профессиональные качества, характер поведения и психологические особенности. "Мы ищем тех, кто может, хочет и будет работать у нас", - замечает Дейл.
Следующий шаг - это интервью с менеджером по персоналу. На этой стадии проводится проверка прошлого кандидатов, а также различные тесты, проводимые по требованию некоторых клиентов компании, например проверка кредитной истории или тест на наркотическую зависимость. Седьмой шаг - предложение занять должность в компании. "Мы считаем, что процесс принятия на работу - это прекрасная возможность тепло встретить новых сотрудников и еще раз показать, что мы действительно хотим, чтобы они работали с нами", - продолжает Дейл Савилл.
Следующий этап - это адаптация сотрудника, что в ClientLogic считается неотъемлемой частью рекрутинга. "Вовлечение специалистов по кадрам в процесс адаптации персонала помогает им более успешно работать с кандидатами", - отмечает он.
Адаптационный курс включает в себя 11 учебных модулей, направленных на развитие способности "думать как клиент" ("Think Like a Customer", TLC), и две недели технической подготовки.
Последняя стадия заключается в организации встреч новых сотрудников с командой рекрутеров на 45 и 90-й день работы в компании. На таких собраниях менеджеры по персоналу собирают отзывы о процессе набора и адаптации сотрудников. Кроме того, на этих встречах рекрутеры получают дополнительную возможность найти новых кандидатов.
Дейл Савилл делится опытом: "Около 20% новичков приходят по рекомендации уже работающих здесь друзей и знакомых. К тому же эти люди намного надежнее, чем те, кого нанимают обычным способом".
Политика компании исключает зачисление сотрудника в течение одного дня. "Мы считаем, что предоставление кандидату работы в день обращения не способствует привлечению серьезных людей и поддержанию стабильности в компании", - подытоживает Дейл.
Преимущество небольших городов Рекрутеры ClientLogic, объем рынка которой составляет $26 млрд, как и кадровые службы других компаний, работающих в сфере аутсорсинга, в настоящий момент переключают свое внимание на небольшие и отдаленные города, так как в крупных городах растут оклады и увеличивается текучесть кадров. Открыв в январе 2005 года call-центр в городе Багио, который расположен в 200 километрах к северу от Манилы, ClientLogic стала одной из первых компаний на Филиппинах, начавшей искать новых сотрудников вдали от столицы.
В Багио проживают около 100 тыс. студентов, и средняя зарплата здесь на треть ниже, чем в Маниле. Три другие организации после этого открыли в Багио свои call-центры, изучив успешный опыт ClientLogic.
Компания ощущает нехватку рабочей силы в крупных городах, например Бангалоре (штат Карнатака, Индия), где на нее работают 2,5 тыс. человек. Аналитики McKinsey предупреждают, что через 5 лет кадровый потенциал Филиппин и Индии может быть исчерпан, однако Дейл Савилл уверен, что эти доводы справедливы лишь для крупных городов. Кадровые службы публикуют сотни объявлений о приеме на работу в Индии и Филиппинах, включая срочные вакансии таких транснациональных корпораций, как американская Citigroup. В Бангалоре базовая ставка сотрудника callцентра составляет $1,95 в час, в Маниле - $1,88. Компании получают возможность существенно сократить расходы по сравнению с оплатой труда сотрудников, например, в Сиэтле - $12,64 в час или в Лос-Анджелесе - $12,72 в час (по данным анализа компании Boyd Co.).
Расходы на подбор персонала за пределами США также значительно ниже. Согласно опросу, проведенному компанией Contact Center World среди сотрудников 385 call-центров, среднее количество кандидатов, с которыми нужно работать, чтобы нанять одного оператора, в Северной Америке составляет 29 человек, в АзиатскоТихоокеанском регионе - 20, в Европе - 18, а в Южной Америке - 7 человек.
"В Бангалоре и Маниле компании сталкиваются с высокой текучестью кадров, однако это прекратится только тогда, когда работодатели перестанут поднимать оклады и перейдут к поиску сотрудников в маленьких городах и сельской местности, таких как Багио, где средний заработок ниже и привлечь кандидатов намного легче", - отмечают аналитики ClientLogic.
Сейчас ClientLogic работает в Калькутте (Индия) и собирается открывать новые центры в небольших городах Азии, Карибского бассейна, Южной Америки и Южной Африки. Компания имеет прочные позиции в Марокко, но готова рассматривать и страны, расположенные южнее Сахары. Аналитическая компания Datamonitor предполагает, что к 2010 году число сотрудников call-центров в Северной Африке может увеличиться втрое и достичь 23 тыс. человек. В Южной Африке количество операторов к 2010 году может увеличиться до 7400 человек, что больше чем в три раза превысит сегодняшний уровень. Ботсвана также рассматривается как возможный поставщик кадров для международных call-центров.
В 2005 году ClientLogic открыла новые центры в Панаме и Мексике. Datamonitor заявляет, что американские компании будут продолжать размещать информационные центры в Мексике из-за увеличения испанского населения США и роста доходов испаноязычных семей.
Все больше и больше call-центров выводится с рынков Северной Америки в Аргентину, Чили и небольшие страны, такие как Коста-Рика, Доминиканская республика или Панама. В последних исследованиях компании Datamonitor говорится, что число сотрудников call-центров, работающих в Бразилии и обслуживающих иностранных клиентов, вырастет к 2010 году с 3900 до 11500 человек.
Количество операторов call-центров, расположенных в Центральной и Восточной Европе, увеличится более чем в три раза - с 1900 человек в 2004 году до 6400 человек в 2008-м. По данным международного рекрутингового агентства BeesWax Europe, сотрудники телефонных центров в Венгрии получают в среднем $12192 в год, в то время как оклад операторов в Англии составляет $34920.
Однако несмотря на глобальные тенденции в области организации call-центров, многие американские компании продолжают расширять свои филиалы на территории США, чтобы обслуживать клиентов, предпочитающих работать с американскими операторами. В прошлом году ClientLogic также открыла несколько новых центров в небольших городках США. В своих североамериканских центрах компания берет на работу пожилых сотрудников и старается сделать это своим преимуществом.
"Сотрудники компаний в США и Канаде становятся все старше, люди, принадлежащие к поколению бэби-бумеров, выходя на пенсию, ищут новую работу или источник дополнительного заработка", - утверждает Дейл Савилл.
Для трудоемких сфер деятельности, таких как сервисные центры, оптимизация расходов на персонал заключается в освоении рынков других стран, где зарплаты сотрудников не столь высокие, и, кроме того, в поиске таких городов внутри страны. Для успешной работы и рекрутинга на конкурентных и быстрорастущих зарубежных рынках необходим подход, сочетающий одновременно гибкость и стабильность, а также эффективный контроль над расходами в материнской компании.
Ох уже ця англійська! Куди не глянь, в сучасному світі без неї не обійтися. І поки друзі та колеги вільно — чи майже вільно — знають цю прекрасну мову, ви ніяк не зберетеся її вивчити. Знайомо? Якщо так, Jobs.ua пропонує розглянути найпоширеніші проблеми, чому ми кидаємо вчити англійську на пів дорозі.
Світовий ринок праці намагається встигати за новітніми трендами, хоча в наш час все змінюється з блискавичною швидкістю. Та все ж спробуємо окреслити ключові тренди 2025-го року, які впливатимуть на робочі місця в усіх куточках світу.
Працюєте на творчій ниві і переживаєте за те, як ШІ змінить «баланс сил» у вашій професії? Продаєте товари чи послуги і хочете оптимізувати бізнес процеси з використанням штучного інтелекту? З’ясуємо, як «подружитися» з АІ, щоб не відстати в майбутньому від своїх конкурентів.
Нещодавно ми писали, як обрати навчання в магістратурі за кордоном. Сьогодні пропонуємо вашій увазі топову підбірку нагадувань, що взяти з собою, якщо плануєте навчатися в іншій країні.
Перед українцями, які планують навчатися в магістратурі за кордоном, постають цілком закономірні питання: в якій країні навчатися, який ВНЗ обрати? Університетів сотні, обрати доведеться один. В цій статті ми розкажемо, на які речі треба передусім звернути увагу українцям, які хочуть навчатися в магістратурі за кордоном.