Как ни странно, но наличие харизмы у соискателя действительно имеет большое значение для успешного трудоустройства на престижную должность. Ведь довольно сложно представить нехаризматичного успешного руководителя или лидера коллектива. Харизму не заменишь отличной характеристикой и блестящим резюме. Недавний пример из служебной практики: совет директоров крупного холдинга никак не мог прийти к единому мнению о том, кого назначить на должность генерального директора одного из дочерних предприятий. Рассматривали две кандидатуры, практически равнозначные, но вице-президент отстаивал одного специалиста, а начальник отдела персонала — другого. В конце концов перевесило мнение кадровика, который привел решающий аргумент: «Да, хороший кандидат, не спорю, но нет в нем чего-то важного для этой высокой позиции… Харизмы, что ли». И все тут же с этим доводом согласились. В результате проблема была решена.
Другой пример. В российское отделение компании с мировым именем приехал глава фирмы. Планировалось, что в ходе визита он выступит перед огромным коллективом. Встал вопрос о переводчике. Требовалась личность не менее харизматичная, чем сам президент. Из бюро переводов прислали прекрасного специалиста, но, вот беда, голосочек у него был тонкий, почти детский. Устроители усомнились, что озвученное им обращение аудитория сможет воспринимать серьезно. К счастью, буквально в последний момент удалось найти подходящего переводчика с телевидения. Его синхронный перевод отличался не только точностью, но и, что не менее важно, уверенностью и даже вдохновением. В результате речь представляла собой своеобразный двойной удар по эмоциям слушателей. Видя, какое действие оказывает на собравшихся в зале людей голос переводчика, президент попросил его поработать в течение всего времени своего пребывания в России.
Прежде чем говорить о харизматичности какой-либо личности, необходимо все же определить, что подразумевается под этим понятием. Сегодня существует множество определений харизмы. Одни специалисты считают, что это какое-то властное обаяние, магнетизм. По мнению других, это некая индивидуальная вера в собственное предназначение, умение лидировать и говорить то, что хотят услышать другие. Часто харизматичность приписывают известным политикам. Например, можно не быть приверженцем ЛДПР, но отказать в харизматичности ее лидеру нельзя.
Термин «харизма» ввел в социологию немецкий философ, социолог, культуролог Макс Вебер, выделив три типа политических лидеров: традиционный, бюрократический и харизматический. В его представлении харизма — это незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или по меньшей мере исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признается достойной быть вождем. Но сейчас это понятие используют более широко, не только в политике. Не зря оно уходит своими корнями в христианскую теологию, где харизма означает дар богов, данный человеку для выполнения его жизненного предназначения.
В наши дни, мне кажется, наиболее актуально следующее определение: «Харизма — это способность влиять на людей посредством позитивной социальной мотивации». Кстати, бывает и отрицательная социальная мотивация. Классический пример — Адольф Гитлер. В принципе, харизматичная личность может убедить кого угодно в чем угодно, увлечь своей идеей, в буквальном смысле повести за собой. Но для нас главным является вопрос, как использовать харизму для успешного соискания престижной вакантной должности. Предварительно необходимо обсудить еще один очень важный момент. Считается, что харизма — это феномен врожденный, а не приобретенный. На мой взгляд, такая точка зрения неверна. Тот же Адольф Гитлер, чтобы завораживать публику своими речами, не гнушался советами Хануссена, уникального гипнотизера того времени.
Вообще, если тщательно проанализировать качества харизматиков, то можно выделить несколько общих черт, которые отличают их от остальных людей. И это не только огромное обаяние, присущее незаурядным личностям, но и многое другое. Ведь обаяние и даже определенный шарм могут прекрасно существовать и в человеке, которого ни при каких обстоятельствах харизматичным не назовешь.
Зададимся вопросом: на что обращают внимание интервьюеры в первые секунды общения с вами? Правильно, на вашу внешность. Итак, первое отличие харизматичной личности — внешняя индивидуальность. Что имеется в виду? Отнюдь не разрез глаз, не форма носа и даже не высокий рост (в принципе, внешние данные особой роли и не играют — вспомните хотя бы Наполеона!). Речь идет о том, что вы к своему образу добавили или выделили сами. С кем из известных политиков у вас ассоциируется сигара и бабочка? С Уинстоном Черчиллем. А с кем из популярных эстрадных певиц — платья-балахоны и копна рыжих волос? Комментарии излишни. Людмила Гурченко, например, рассказала в своей автобиографической книге, что с детства обожала различные банты и бантики, и если они отсутствовали на ее одежде, то обязательно их добавляла. А чего стоит жемчужное ожерелье Маргарет Тэтчер или трубка Шерлока Холмса! Так и в нашем случае. Вас должны запомнить по определенной детали облика, имеющейся только у вас. Это может быть все что угодно — шарфик к деловому костюму или стильный оранжевый галстук, как в песне у Валерия Сюткина… Конечно, не стоит опускаться до эпатажа, но подчеркнуть личную индивидуальность не помешает для успешного трудоустройства. Особенно это важно для претендентов на позиции руководителей.
Второй обязательный момент — выразительность вашей речи. Четкая дикция, приятный тембр, доброжелательная интонация, ясность и образность мысли. Не можете и не любите выступать? А как же вы в таком случае собираетесь управлять людьми и вести их за собой? При начальственной должности без умения красиво и убедительно говорить никак не обойтись! Не огорчайтесь, если выразительность речи не ваша сильная сторона, попробуйте использовать различные методики. Самая простая — подражание человеку, речь которого вам нравится. Также полезно первое время, а лучше постоянно, заранее писать текст выступления и разучивать его перед зеркалом. Второй вариант интересен еще и тем, что можно следить за выражением лица при произнесении тех или иных фраз. Важно ощущать каждое свое слово. Если говорите «солнце», то у вас должны так загореться глаза, чтобы всем окружающим стало тепло. Если же с выражением мыслей совсем беда, не пожалейте денег на преподавателя по сценической речи, запишитесь на курсы актерского мастерства. Никогда не помешает.
Для пущей убедительности дополните свои слова жестами и мимикой. Но следите за тем, чтобы, как говорят актеры, не переигрывать и таким образом не выставить себя на посмешище. Движения должны органично вписываться в контекст речи. В вопросе выразительности большую роль играет и ваш настрой. Запомните: при встрече с другими людьми вы будете убедительны, только если сами уверены в том, что говорите. Слушатели всегда чувствуют, когда человек пытается сказать не то, что думает на самом деле, или не тверд в своем мнении. Поэтому важна искренность вашей позиции. Только она даст вам ту силу, которая необходима харизматичной личности для воздействия на аудиторию.
Приведу пример. Один мой знакомый хочет построить успешную карьеру, при этом стесняется и даже порой осуждает своих родителей, которые сделали и продолжают делать все возможное для его образования и хорошего трудоустройства. То есть молодой человек попирает основной человеческий принцип — уважение к отцу и матери. Более того, на почве быстрого карьерного роста в его речи стали проскакивать нотки самолюбования, и порой, заговариваясь, он выдает себя не за того, кем является. Хлестаков из «Ревизора», да и только! И поэтому слова его звучат, мягко говоря, не совсем убедительно. Понятно, что каждый из нас в душе считает себя хорошим человеком, но все-таки необходимо следить за собственными мыслями и чувствами.
Как же определить свое подлинное отношение к событию и перестроиться в нужное русло? Допустим, вы хотите больше зарабатывать и подыскиваете новую должность, но сомневаетесь, потянете ли. Что вы себе в этот момент говорите? «Да вряд ли у меня получится. Иностранного языка я не знаю, слушать меня никто не станет…» Стоп! Подобные мысли неконструктивны. Харизматичная личность рассуждает иначе. Скажите себе ту же самую правду, но по-другому: «У меня получится, нужно только вспомнить иностранный язык и почитать статьи по управлению коллективом». Так называемые харизматики обязательно излучают энергию, оптимизм и энтузиазм. А для этого совсем необязательно родиться лучезарным, достаточно соблюдать банальные и хорошо знакомые правила.
1. Иметь положительное мировоззрение (не злиться на людей; видеть плюсы даже в минусах и т. д.).
2. Верить в свою путеводную звезду и предназначение. Получать удовольствие от результатов собственого труда. Радоваться даже небольшим успехам и мысленно хвалить себя.
3. Соблюдать режим труда и отдыха! Правильно питаться, бороться с вредными привычками и не забывать о здоровом сне.
4. Не путать личную жизнь с работой и работу с личной жизнью.
Огромное влияние на других людей может оказать и такое качество, как умение слушать и слышать, способность чувствовать настроение собеседника или целой аудитории. Вы замечали, как внимательно слушают и аккуратно направляют выступающих опытные телеведущие Владимир Познер, Владимир Соловьев? Это ведь тоже особый дар. Как часто тот, к кому мы обращаемся, просто не слышит нас. Согласно кивает, но думает о чем-то своем, например о том, как эффектно он сейчас выступит. Понимание собеседника — очень важная отличительная черта харизматичной личности. Только осознав, чем человек дышит, что его волнует и радует, можно им управлять и эмоционально на него воздействовать. А политики часто задействуют такое качество, как сопереживание (например, при стихийных бедствиях). Один наш известный политтехнолог говорил, что если времени мало, то надо сразу «ассимилироваться».
И в заключение самое главное. Если вы считаете, что не харизматичны от рождения, то ничто не мешает вам поработать над собой. Культивируйте в себе не только положительные качества, такие как решительность, самоуверенность, честность, увлеченность делом, но и то индивидуальное, что у вас есть от природы. Уверена, что «дар божий» заложен в каждом человеке, ваша задача найти его в себе и развить. Пусть это будет, допустим, даже такая ерунда, как умение к месту рассказать смешной анекдот. И это необходимо для достижения успеха. Как-то генеральный директор одной компании собирался на неформальную встречу. И кого бы, вы думали, он с собой взял? Не своих умных и серьезных помощников, а самого большого весельчака в фирме и очень симпатичную сотрудницу, которая неплохо пела. Так что не стоит давить в себе скрытые таланты или незначительные на первый взгляд качества, надо их совершенствовать. Ведь харизматичность пригодится вам не только при трудоустройстве, но и в дальнейшем успешном шествии по карьерной лестнице.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».