Работать хирургом – не каждому по силам. Студенты начинают это понимать, побывав на нескольких операциях. Не даром, многие из тех, кто на первом курсе мечтал стать хирургом, к четвертому кардинально меняют свое мнение и выбирают более спокойные медицинские специальности. Из курса численностью около 35 человек лишь один-два студента поступают в ординатуру по хирургии.
В то же время хирурги нужны всегда – без них невозможно представить больницу или поликлинику. Они вправляют вывихи, «чинят» переломы, удаляют опухоли, вырезают аппендициты и проводят множество других операций, в зависимости от своей специализации. Результат их труда реально ощутим и всем понятен.
Правда, зарплаты хирургов, как правило, невелики: большинство специалистов работают в государственных больницах на бюджетных ставках.
В коммерческих медицинских центрах предлагают высокие гонорары, но здесь в основном востребованы мастера пластической хирургии.
Семь-восемь лет в вузе
Специальность «Лечебное дело» в медицинских вузах традиционно славится своей «неприступностью»: конкурс четыре-пять человек на место. Нередки случаи, когда студентами-медиками становятся со второй, третьей попытки. Поступить с первого раза – большая удача.
Специальности «Хирург» в вузах не существует, зато есть «Лечебное дело». С первого по третий курс студентам преподают общие медицинские дисциплины (и хирургию в том числе), с четвертого курса начинаются специальные предметы.
При каждом медицинском вузе существует несколько кружков «по интересам»: если студент решил посвятить себя хирургии, он с третьего курса ходит в научный хирургический кружок. Именно там будущие специалисты приобретают драгоценный опыт – дежурят в больницах, присутствуют на операциях, а иногда (если руководитель доверит) оперируют сами. В кружках обсуждают насущные проблемы хирургии, изучают новые медицинские методы и технологии.
Но окончание вуза – не финальный этап. Если выпускник по-прежнему уверен в том, что хирургия – его судьба, он должен получить постдипломное образование.
К шести годам обучения в вузе добавится еще два года учебы в ординатуре (или один в интернатуре). В ординатуру поступают выпускники с красным дипломом или отличники, интернатура – для менее успешных в учебе студентов. Правда, в ординатуру сегодня может поступить и троечник – но только на платной основе, вопрос в том, кому потом будет нужен такой специалист и легко ли он найдет работу.
Любая операция – дело целой команды: хирурга, двух его помощников, операционной сестры, анестезиолога. Иногда она длится несколько часов. На следующий день хирург обязан приехать к больному – осмотреть, перевязать, согласовать с дежурным врачом дальнейшее лечение пациента. Поэтому если официально у хирурга пятидневная рабочая неделя (не считая дежурств), то на самом деле нередки внеплановые выходы на работу и в субботу, и в воскресенье.
Учиться на специальности «Лечебное дело» сложно: преподаватели спрашивают строго, поблажек не делают – от ваших знаний и умений напрямую зависят человеческие жизни. И предметы придется изучать не самые простые. Три кита специальности «Лечебное дело» – терапия, хирургия, акушерство и гинекология. На эти дисциплины отводится больше всего академических часов. Штудирование других, не менее значимых дисциплин: анатомии, физиологии, патологии, фармакологии и т. п. – также займет приличную долю вашего учебного времени.
Объем информации колоссальный и студенту-медику нужно четко распределять свое время, чтобы вовремя все выучить. Бывает, что и неплохие студенты загоняют себя в безвыходное положение. Стоит один раз не подготовиться – получишь неуд. Чтобы его исправить нужно время, а долги имеют особенность нарастать, как снежный ком...
Кроме вузовских аудиторий, учебников и тетрадок студентов ждет работа в больничных палатах, придется научиться пользоваться шприцами и другими медицинскими инструментами. Какой же вы врач, если знаете об операциях только понаслышке? Тут нужно не только смотреть, но и участвовать.
За время учебы студенты-медики проходят несколько практик:
• санитарская – второкурсники работают санитарами в больницах и поликлиниках
• сестринская – на третьем курсе студенты ухаживают за больными, оказывают первую медицинскую помощь, присутствуют на операциях
• врачебная – после четвертого курса учащиеся практикуются в выбранной ими медицинской области: пишут историю болезни, ставят диагнозы и т.д.
Говорят, что человек, падающий в обморок при виде крови, не сможет работать хирургом. На самом деле хладнокровие – дело привычки. Любому, даже самому опытному врачу, в студенческие годы становилось нехорошо на первых операциях.
Практику студенты проходят, как правило, в городских больницах, с которыми у вуза подписан договор, или просто в отделениях клиник, где есть соответствующие медицинские кафедры. В любой клинике найдется работа для практикантов – младшего медицинского персонала всегда не хватает.
Первая операция начинающего хирурга проходит под руководством опытных врачей. У кого-то – уже на третьем курсе, у кого-то – во время обучения в ординатуре. Все зависит от хирурга, под началом которого вы будете работать, от того, как скоро он доверит вам самому взять скальпель в руки.
Смерть на операционном столе – самое тяжелое испытание для хирурга. Но это – часть работы. Профессионал обязан перешагнуть и через эту трагедию. Ведь следующему пациенту нужен сильный, уверенный в себе врач.
Можно пойти работать хирургом в обычную поликлинику, но здесь только осматривают больного, а в случае серьезных проблем – направляют в стационар (больницу).
В стационаре работают те, кто действительно стремится стать оперирующим хирургом. Оперировать здесь придется часто и можно быстро приобрести необходимый опыт. Соответственно будет расти и квалификация: хирург общего профиля, хирург-специалист второй, первой и, наконец, высшей категории. Параллельно можно строить административную карьеру (хирург-ординатор, старший ординатор, зав. хирургическим отделением) и заниматься наукой (ассистент, доцент, профессор).
Специализаций в хирургии много:
• общая хирургия (операции на органах брюшной полости);
• сердечно-сосудистая (операции на сердце и сосудах);
• торакальная хирургия (операции органов грудной клетки);
• нейрохирургия (операции на головном мозге, позвоночнике);
• онкохирургия (удаление злокачественных опухолей);
• абдоминальная хирургия (операции органов живота).
Хирурги определяются со специализацией, уже учась в ординатуре. Невозможно стать специалистом в какой-то узкой области хирургии, не имея диплома о полном высшем медицинском образовании.
Так склалося, що в процесі найму більше прийнято звертати увагу на вміння і сильні сторони кандидата. Професійні досягнення і досвід — це чудово, але рекрутер не може знати апріорі, якою людиною є кандидат перед ним. Нижче спробуємо з’ясувати, які риси кандидата мають насторожити рекрутера.
Токсичні люди становлять більшу проблему, ніж здається на перший погляд. Вони можуть перетворити улюблену роботу на справжнісіньке пекло. Звичайно, якщо працюють поруч з нами. В цій статті пропонуємо поміркувати над життєвими уроками, які можна отримати від спілкування з токсичними колегами.
Окрім того, як і що ми говоримо, важливу роль у спілкуванні відіграють міміка, рухи руками, постановка тіла. Але, на жаль, ми часто забуваємо про це, та й особливого значення не надаємо. А даремно. Від того, як ми поводимося на співбесіді, переговорах, ділових зустрічах, може залежати наша кар'єра.
Від попередніх поколінь зумери відрізняються передусім посиленим прагненням до життєвого балансу, гнучкості й свободи у виборі роботи. Та чи варто сприймати на ринку праці їхню амбітність як недолік? Давайте поміркуємо над цим питанням, а ще спробуємо розвінчати міфи про їхній підхід до роботи і життя.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.