UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Все про підбір персоналу
  5. Кадровик или HR-менеджер?

Кадровик или HR-менеджер?

13.09.2007 8985

Название «кадровик» пришло еще из советских времен. Тогда функции этих специалистов сводились к заполнению трудовых книжек и отправке людей на отдых согласно КЗОТу. Кроме этого, они вели личные дела, писали должностные инструкции, выдавали пропуска и т. п. В настоящее время употребляется и еще одно название этой профессии, пришедшее к нам с Запада — HR-менеджер (HR — расшифровывается как human resourses, то есть «человеческие ресурсы»).

Такая путаница в терминологии существует по нескольким причинам. Во-первых, стандарты работы этих специалистов пока не сформированы. На каждом предприятии они могут пониматься по-разному. Во-вторых, в России не существует традиций кадрового менеджмента в современном их понимании. В-третьих, такая отрасль образования, как обучение специалистов по персоналу, тоже только начинает формироваться. Поэтому в названии данной профессии мы будем употреблять терминологию образовательных стандартов, о которых речь пойдет далее — специалист по управлению персоналом.

Итак, главная сложность состоит в том, что единого представления о должностных обязанностях данного сотрудника пока еще нет. Зачастую за словами «специалист по управлению персоналом» скрываются совершенно разные профессии, требующие различного образования и опыта. Тем не менее, можно дать описание стандартных функциональных задач, стоящих перед данными сотрудниками.

Это:

  • Кадровое делопроизводство;
  • Подбор персонала;
  • Организация обучения и переподготовки сотрудников компании;
  • Начисление заработных плат и разработка компенсационных схем;
  • Оптимизация организационной структуры компании;
  • Формирование кадровой политики компании.

Вообще, функции специалиста по персоналу обычно варьируются в зависимости от нескольких факторов: размеров компании, политики руководства в отношении персонала, корпоративной культуры компании и размеров самого отдела по работе с персоналом.

В небольшой компании это обычно один специалист широкого профиля, выполняющий все вышеперечисленные функции. Конечно, одному специалисту работать достаточно трудно. Ведь он должен знать основы педагогики, социологии и психологии, научной организации труда, производства и управления, владеть современными методами оценки персонала и регламентации его функций, иметь ясное представление о перспективах развития предприятия. Кроме того, этот специалист по персоналу должен хорошо разбираться в юриспруденции, по крайней мере, в той ее части, что касается трудового, гражданского и административного права.

В самых крупных компаниях в отделе персонала может работать до 10 – 15 человек, каждый из которых специализируется на решении каких-то конкретных задач (юридических, подбора сотрудников, обучении персонала и т. д.).

Личные качества

Какими же личными качествами должен обладать хороший специалист по управлению персоналом?

В первую очередь он должен быть хорошим психологом. Умение общаться понимать людей и общаться с ними для него важнее всех остальных навыков. Он также должен иметь очень высокую коммуникабельность, то есть способность найти общий язык практически с любым человеком. Ему должно быть легко и интересно с разными людьми, а им, в свою очередь, должно быть легко с ним. Желательно иметь также хорошую проницательность и развитую интуицию, которые помогут найти правильный вариант поведения в сложной ситуации.

Специалисту по персоналу необходимо также умение логически мыслить и анализировать. Никак не обойтись и без организаторского таланта, умения наладить четкую работу внутри коллектива, распределять обязанности и осуществлять контроль. То есть эти специалисты должны быть еще и хорошими управленцами.

Очень важны также следующие качества: высокая работоспособность, уверенность в себе, умение работать в команде и брать ответственность на себя, быстрая обучаемость, стрессоустойчивость и, конечно же, позитивное отношение к людям

Образование

Где же готовят специалистов в области кадрового менеджмента? В принципе, существуют два варианта обучения.

Первый вариант — это так называемое базовое общее высшее образование плюс специальные курсы. В качестве базового в основном выступает высшее педагогическое, психологическое, юридическое или экономическое образование. Вообще, выбор человека с определенным образованием зависит от того, какие задачи с его помощью компания хочет решить. В принципе, базовое высшее образование нынешних сотрудников отдела персонала может быть самым различным — как гуманитарным, так и техническим или экономическим. Это первый, и пока наиболее распространенный, способ решения вопроса подготовки данных специалистов.

Второй вариант обучения — окончить вуз по специальности «Управление персоналом». Но Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Управление персоналом» (квалификация — менеджер) был введен только в 2000 году. Согласно ему, основными видами деятельности выпускников в службе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая. Этот вариант приобретает все большую популярность, однако первые выпускники только-только появляются, ведь срок обучения — 5 лет. И пока в отделах персонала их меньшинство. Остальные повышают квалификацию на кратковременных курсах, тренингах и семинарах.

Ведь для успешной работы хороший специалист сегодня должен знать:

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом;
  • законодательство о труде;
  • основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
  • конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
  • порядок ценообразования и налогообложения;
  • основы маркетинга;
  • современные концепции управления персоналом;
  • основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
  • формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
  • порядок разработки трудовых договоров (контрактов);
  • методы и организацию менеджмента;
  • основы технологии производства;
  • структуру управления;
  • основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;
  • этику делового общения;
  • основы организации делопроизводства;
  • методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи;
  • правила и нормы охраны труда.

Что касается рынка труда, то все эксперты сходятся во мнении, что спрос на данных специалистов растет с каждым годом. Ведь все больше компаний обращает внимание на проблему эффективности отбора работников и управления ими, так как именно человеческий фактор играет сегодня решающую роль в деятельности любой организации. По данным кадровых агентств, возраст сотрудников отдела персонала на предприятиях сегодня колеблется в пределах 25 – 30 лет, а возраст руководителей этих служб — от 30 до 35 лет. Заработная плата рядового специалиста отдела составляет от 600 до 1000 долларов США, а начальника отдела — около 1500 долларов США.

В заключение необходимо сказать, что в настоящее время специалист по управлению персоналом — одна из самых творческих профессий. Ведь своих традиций кадрового менеджмента у нас пока маловато, а западные методики частенько оказываются абсолютно непригодными в российских условиях. Поэтому современные специалисты в области кадрового менеджмента создают и внедряют собственные процедуры управления персоналом. То есть, являются первопроходцами!

Читайте також

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».

  • Піднімайся і йди30 серпень, 2024

    Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?

  • Розміщення вакансій на сайті Jobs.ua19 серпень, 2024

    Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.

↑ Вгору