Как бороться с нарушениями деловой этики
26.10.2006 213 Вот несколько историй из моего опыта, связанных с коррупцией и нарушением деловой этики.
Семейственность
После окончания университета я получила работу в отделе телемаркетинга рекрутиноговой компании. Вскоре я обнаружила, что четырех человек, формирующих ядро компании, связывали родственные узы. Правда, они изменили фамилии, чтобы это не было столь очевидно.
Остальным сотрудникам, не входившим в семейный клан, было очень неприятно узнать об этом, так как мы поняли, что нам не видать повышений, которые предназначались исключительно для членов семьи.
Через три месяца руководитель компании уволил всех сотрудников, не имевших отношения к семье, кроме меня. И хотя он дал мне более широкие полномочия, я чувствовала себя неуютно, ибо он уволил тех людей без всякой на то причины. Изначальная нечистоплотность членов этой семьи не давала мне покоя. Я знала, что я ничего не смогу поделать, и потому нашла работу в другой компании.
Коррупция и воровство сотрудников
Моей следующей работой стала продажа брошюровочных машин и печатных услуг на улицах Манхэттена. В то время мне было 22 года, а в компании работало порядка 30 сотрудников-мужчин в возрасте от 30 до 50 лет, у каждого из которых были долги по кредитам и прочие обязательства. Мне дали наихудший район города, который не приносил прибыли в течение последних 20 лет. Я смогла сделать эту территорию прибыльной и полюбила свою работу.
К сожалению, несколько сотрудников пытались решить свои долговые проблемы с помощью краж, воруя печатные машины и перепродавая их клиентам компании. Нечестные сотрудники заказывали брошюровочную машину, а курьер доставлял ее в какой-нибудь магазин, где ее перепродавали как новую. Руководству компании сообщали, что машина украдена. Все, кто участвовал в этой схеме, получали откат.
Я начала понимать, что происходит, после того как я проговорилась одному из нечестных сотрудников, что в ближайшее время у меня ожидается крупный заказ. Он втайне от меня тут же связался с моим заказчиком, продал ему украденную машину, а деньги оставил себе. И я бы ничего и не узнала об этом, если бы он потом не подтрунивал надо мной из-за того, что я потеряла тот заказ.
В то время эти мошенники пытались убедить нашего нового механика починить сломанные машины, чтобы затем перепродать их как новые. Механика вскоре уволили, поскольку он отказался. Прежде чем уйти из компании, он рассказал мне, что происходит.
Кампания запугивания
В этой типичной для Нью-Йорка ситуации выяснилось, что механик имел серьезные связи в итальянской мафии, и его друзья возмутились, узнав, что его уволили без всяких на то оснований. Мне смешно, когда говорят о мафии в Москве. Я уже видела все это в Нью-Йорке, и могу утверждать, что такое происходит везде.
После того как моего приятеля уволили, его криминальные друзья начали кампанию запугивания против тех, кто оставил его без работы. Они подстерегали менеджеров, когда те возвращались домой, и подвергали их унижениям, запугивали, угрожали. Мои коллеги никогда об этом прямо мне не говорили, но я слышала об этом от других людей. Это продолжалось около полугода и было очень неприятно.
Начальник, обкрадывающий компанию
Коррупция, воровство и запугивание – все это убивало желание работать. Впервые я столкнулась с мошенничеством внутри компании на таком высоком уровне. Я поехала во Флориду навестить родителей и рассказала все своему отцу. Он поведал мне историю о мошенничестве из своего опыта, что помогло мне собраться с мужеством и разрешить эту ситуацию.
Однажды, когда мой отец только начал работать на одной из крупных аудиторских фирм, он понял, что директор этого офиса обкрадывает компанию. Мой отец без колебаний доложил об этом в штаб-квартиру фирмы. К счастью для него, там к его сообщению отнеслись серьезно: несколько сотрудников головного офиса вылетели на место и провели тщательное расследование. Директор был уволен в тот же день, а отца сделали партнером. Все разрешилось благополучно.
«Ты должна сообщить об этом своему начальству», – сказал он мне. «Но будь осторожна, потому что ты не знаешь, как высоко наверх проникла коррупция».
Кампания клеветы
Итак, я вернулась в Нью-Йорк и рассказала директору филиала компании о воровстве, но он лишь рассмеялся мне в лицо и ничего не предпринял. После этого я записалась на прием к региональному вице-президенту. Прежде чем я смогла встретиться с ним, по офису обо мне поползли нехорошие слухи.
Я поняла, что это начало клеветнической кампании и что откаты выплачивались гораздо выше уровня нью-йоркского офиса. Я решила уйти из компании, несмотря на то что моя работа мне очень нравилась, и я была лучшим торговым представителем компании в мире. Теперь из-за коррупции компания теряла не только машины и заказчиков, но и прибыль от моих продаж, которая была немалой.
Конец мошенникам
Примерно через две недели я решила рассказать президенту компании о воровстве среди сотрудников. Я позвонила ему, он взял мне билет на самолет, я вылетела в Чикаго, где и рассказала ему все. Он очень внимательно меня выслушал. В течение последующих шести месяцев все сотрудники нью-йоркского офиса были либо переведены в другие места, либо уволены. В офисе ввели строгую систему контроля, с замками на дверях и складах.
От коррупции не выигрывает никто
Мое выступление против коррупции помогло компании и успокоило мою совесть, но оно не смогло вернуть мне любимую работу и залечить душевные раны. Такова цена борьбы с коррупцией: в итоге всем приходится несладко. Чем дольше существует коррупция в компании, тем больше вреда она наносит и тем труднее избавиться от нее.
Неудивительно, что после всего, что я пережила, я очень серьезно отношусь к нарушениям деловой этики. Мы все страдаем, когда происходят такие вещи, как семейственность, кумовство, нечестность, запугивание, воровство и коррупция. Именно мы можем сделать этот мир комфортным для жизни и работы, если каждый на своем месте будет делать все, чтобы избежать подобных явлений, а не наблюдать со стороны.
Нужно оценивать каждую конкретную ситуацию, руководствуясь чувством справедливости. Компания может расти и развиваться только в том случае, если она работает честно, а сотрудники прилагают все усилия для ее процветания. Как быть, пусть вам подскажет ваша совесть.
(c) The Well