Например, в качестве основных мотивов для получения второго высшего люди выделяют:
- нехватку конкретных знаний в текущей работе;
- несоответствие имеющегося образования и занимаемой должности (переквалификация);
- стремление к карьерному развитию, получению нового статуса;
- устаревание прежних знаний, стремление продолжить образование;
- отсутствие на рынке труда спроса на имеющееся образование, стремление получить новую специальность для последующего трудоустройства;
- ожидание роста доходов с получение дополнительного образования.
Все эти мотивы говорят также о том, что в большинстве своем люди, желающие получить второе высшее образование, при этом еще и активно работают, поэтому для них непраздным является следующий вопрос: как эффективно совместить работу и учебу, чтобы одно другому не мешало? Попробуем на него ответить.
Первое, на что следует обратить внимание в данной ситуации – это выбор формы обучения. Она может быть достаточно разнообразной: очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, дистанционная или e-learning. Выбор будет зависеть и от программ, которые есть в интересующих вас учебных заведениях, и от ваших возможностей и ресурсов. Поэтому с формой обучения лучше определиться заранее, оптимальный вариант поможет вам сэкономить массу сил и энергии в достижении поставленной цели.
После того, как вы выберите учебное заведение и подходящую форму обучения, наступит самая жаркая пора – непосредственное получение образования. Тут также необходимо будет определиться с приоритетами. Если второе высшее нужно вам ради «корочки», то для вас не так важно будет посещение всех учебных дисциплин, как формальное соблюдение всех имеющихся правил и распорядков – вовремя сдавать учебные работы, посещать те занятия, которые прямо влияют на получение оценок и «допуски» к следующим курсам. Если же для вас важнее неформальная составляющая образования и получение конкретных знаний (а именно за этим и идет большинство людей, получающих второе высшее), то без развития навыков так называемого «селф-менеджмента», или самоуправления, будет сложно обойтись.
«Селф-менеджмент» начинается с четкого осознания своих целей. Если вам действительно важно получить образование, и при этом продолжать эффективно функционировать на работе (еще и занимаясь личной жизнью), вы обязательно найдете свой способ организовать себя, совмещая все эти дела одновременно. Если же что-то из этой цепочки окажется не столь важно для вас, будет гораздо сложнее найти тот «лишний 25» час, и времени будет всегда на что-то не хватать. Как правило, не хватать его будет на то, что является не важным или неприоритетным для решения у вас сейчас. Поэтому необходимо заранее решить, что конкретно вам принесет получение дополнительного образования, что оправдает ту дополнительную нагрузку, которая обязательно возникнет в вашей жизни в связи с ним. Заранее стоит подготовиться и к частичному сокращению ряда удовольствий, которые до этого вы могли себе позволять: свободные выходные, встречи со знакомыми и т.п.
Принципы «селф-менеджмента» достаточно просты и общеизвестны, хотя для внедрения их в свою жизнь может потребоваться немало времени, упорства, желания и силы воли.Коснемся нескольких их них.
Работать не больше, а эффективнее. Как правило, эффективность работы напрямую связывается с количеством времени, проводимым на работе. «Он хороший работник, потому что он много работает». На самом деле, эффективность равна результату, деленному на время, затраченному на его выполнение. Поэтому важнее не много работать, а стараться за меньший срок сделать больше продуктивной работы. У каждого из нас в сутках 24 часа, но каждый использует их по-своему. Как организовать работу и учебу, чтобы использовать их оптимальным образом?
Делать реально важные дела. Известный принцип гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий уходят на 20% результата (или всякую мелочь). Каждый из нас имеет тенденцию расплываться «мыслию по древу», погружаться в рутину и текучку, терять драгоценное время. Поэтому стоит время от времени спрашивать себя: «а что мне принесет дело, которым я занимаюсь сейчас?». Если ответ на этот вопрос не сулит ничего хорошего, стоит бросить это дело и взяться за то, которое будет гораздо полезнее. Есть еще очень хороший способ контролировать себя.
Ставить четкие сроки рабочего дня. Основная причина того, что мы что-то не успеваем доделать, кроется в нашей надежде на то, что у нас всегда найдется время доделать это дело «попозже». Допустим, вы работаете до 18.00, но при желании можете задержаться на час или на два. И всегда подсознательно рассчитываете, что у вас есть в запасе несколько ненормированных часов на завершение текущих дел. Так редкие задержки на работе обретают систематический характер, и человеку перестает хватать время на какие-то другие аспекты жизни. К тому же, для многих такие «задержки» - некоторый способ оправдать себя «работой» для не решения других насущных вопросов. Единственный способ борьбы с данным синдромом – постановка четких рамок рабочего дня. Если человек точно будет знать, что уйти ему нужно в 17.00 и ни минутой позже, он постарается сделать все важное именно в этот срок, меньше будет концентрироваться на бесполезных задачах и уделять большее внимание реально приоритетным направлениям. То есть работать не больше, а эффективнее. К тому же, получение второго высшего как раз и направлено на то, чтобы стать более эффективным в своей работе. Поэтому оно является приоритетом, которому должно уделять нужное время, и его получение является поводом работать эффективнее.
Не делать то, что не нужно делать. Еще один важный принцип, который строится на следующем. Стоит не только понимать, что важно сделать сейчас, но и постоянно отслеживать вещи, которые «съедают» ваше время, и жестко их пресекать. Бесполезные разговоры, затянувшиеся совещания и переговоры, нескладывающиеся дела – все это только отнимает ваше время, которое вы можете с большей пользой потратить на что-то более существенное здесь и сейчас. Порой стоит отложить принятие решения или сделку, чем тратить часы на поиск решения, которое найти сейчас не представляется возможным.
Планирование времени: по срокам и по задачам. Без планирования времени сложно представить любой эффективный «селф-менеджмент». Но не менее важно подобрать свой, удобный лично вам формат планирования. Если вы человек организованный, любящий строить и соблюдать планы, вам подойдет планирование по срокам исполнения. Определитесь, какие дела и когда вы хотели бы сделать, и занесите их в свой ежедневник. При этом желательно планировать дела на неделю вперед, исходя из тех целей, которых вы стремитесь добиться. Если же соблюдение сроков никогда не было вашей сильной стороной, и вы являетесь человеком спонтанным, живущим по обстоятельствам, выбирайте планирование по задачам. Также на неделю вперед выпишите дела, которые вам предстоит сделать, а вот когда конкретно вы их будете выполнять, выбирайте также спонтанно в течение недели. Главное – выполняйте их и не откладываете «на потом».
И последнее: адекватный объем работы. Если все из вышеперечисленного вам не помогает, следует задуматься – может, вы работаете «за двоих» или даже «за троих»? Может, объем ваших задач просто не соответствует вашим ресурсам? Тогда следует задуматься о делегировании части задач другим людям, коллегам и подчиненным. Порой, и работой стоит делиться. Главное, помните, что при грамотной организации времени получение второго высшего станет вам не дополнительной обузой, а позволит работать более эффективно и получать дополнительную радость в жизни от саморазвития.
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».
Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?