Как пережить первый рабочий день
12.11.2007 203 Как встречают нового сотрудника? Практика, принятая в отечественных компаниях и организациях, основана на том, что новичка вводят в курс производственных дел ближайшие начальники, а сотрудники чаще всего соблюдают мирный нейтралитет. В случае занятости руководства новые сослуживцы нередко оказываются предоставленными самим себе, при этом многие предпочитают уйти в тень, стараются вести себя незаметно. Поставив себе цель – выглядеть достойно во всех отношениях и при любых обстоятельствах - постараемся обозначить какие-то заделы на будущее. Рассмотрим, как лучше представиться самому и познакомиться с коллегами. Для этого предстоит преодолеть несколько этапов. Назовем их так: подготовительный, рабочий и завершающий.
Подготовительный этап
Решая, что надеть, постараемся учесть общепринятые рекомендации. Вспомним основные правила ношения деловой одежды:
нельзя сочетать более трех цветов и двух типов рисунка в деловом ансамбле;
обязательно нужно подбирать сочетаемые по тональности вещи;
следует учитывать степень консерватизма и строгость соблюдения корпоративных норм.
Рабочий этап
Не ждите, когда на вас обратят внимание. Появившись в офисе, произнесите: «Добрый день! Я – ваш новый сотрудник...» В идеале вас должен представить коллективу непосредственный начальник, но если этого не произошло, возьмите инициативу в свои руки: назовитесь, спросите, где есть свободное место.
Старайтесь первое время всю информацию записывать. Имена и отчества непосредственных руководителей, имена коллег. При наличии времени набросайте схему расположения офиса и обозначьте сидящих там сотрудников - так легче будет всех запомнить.
Попытайтесь составить представление о структуре предприятия, узнайте и запишите телефоны организаций, с которыми придется сотрудничать.
Выясните задание на сегодняшний день. Но не появляйтесь на пороге кабинета начальника с беспомощным выражением лица и таким же вопросом: «А что мне делать?»
Задайте вопрос корректно: «Я бы хотел ознакомиться со своими обязанностями. С чего начать?»
В случае неясностей обратитесь к руководителю, но не пытайтесь завалить его вопросами, не демонстрируйте явную компетентность или полное непонимание. Спрашивайте только то, без чего нельзя продвинуться вперед при выполнении задания. У вас еще будет время для освоения всех производственных секретов и демонстрации своих лучших сторон.
Во время обеденного перерыва выясните у рядом сидящих сотрудников, где расположены столовая, бытовые помещения. Если принята практика совместного чаепития, примите в нем участие.
Поддерживайте разговор с коллегами, но старайтесь вести его нейтрально, больше слушайте, впитывайте информацию. Задавайте вопросы, касающиеся работы, но делайте это по мере необходимости.
Обязательно наведайтесь в отдел кадров и выясните, что необходимо для вашего оформления.
У непосредственного руководителя спросите об условиях испытательного срока, не забудьте задать главный вопрос: «Что является критерием успешного прохождения этого периода?»
Завершающий этап
Допустим, в компании не принято уходить строго по окончании регламентированного рабочего дня. Сотрудники еще заняты работой, а вы уже закончили все свои дела. Что делать?
Не сидите с мучительным видом. Уместно поинтересоваться у руководителя: «Я закончил свою работу. Будут ли задания еще?»
Собираясь уходить, проверьте чистоту стола, уберите все бумаги, выключите компьютер. Попрощайтесь с коллегами, поставьте начальника в известность о вашем уходе.
И самое главное в первый день и на испытательном сроке – не бойтесь ошибок! В самом деле, не следует в течение испытательного срока ожидать от себя идеальных результатов при выполнении своих должностных обязанностей – это невозможно. Ошибок не избежать, во-первых, потому что вы ещё не полностью разбираетесь во всех нюансах выполняемой работы, а во-вторых, просто потому, что человеку свойственно ошибаться: Nobody is perfect – никто не совершенен, и вы, к сожалению, тоже. Если вы всё же допустили какой-нибудь просчет, не следует оправдываться.
Покажите, напротив, своё стремление и желание в дальнейшем подобных ошибок не допускать, причем ваша реакция на замечания должна быть спокойной – тем самым вы подчеркнете, что умеете правильно реагировать на справедливую критику. В конце концов, каждая ошибка – это ступень к успеху, ведь на ошибках учатся. Если же, наоборот, вас несправедливо критикуют или даже прямо обвиняют в том, чего вы не делали, - смело защищайтесь. Дайте понять, что вы не смиритесь с тем, что кто-то будет мешать вашему профессиональному становлению. Тем самым вы четко установите определенные рамки для своих оппонентов и сразу завоюете уважение в своем окружении.
Издание "Работа+Карьера"