Как правильно вести диалог
15.11.2007 262 Новому сотруднику приходится нелегко: предстоит выстроить контакты в сложившемся обществе, вписаться в устоявшуюся систему отношений. От того, насколько удачно он сделает первые шаги, зависит не только его психологический комфорт, но и профессиональные успехи.
Любой производственный коллектив складывается случайно. Поэтому на каждой работе можно встретить людей самых разных убеждений и интересов. Сегодня во всем мире принята практика отношений, базирующаяся на толерантности. Каждый член общества ощущает себя личностью, имеет свою точку зрения и убеждения, но уважительно и терпимо относится ко взглядам других людей, не совпадающим с собственными. Основа будущих отношений в коллективе будет заложена удачно, если удастся учесть индивидуальность коллег и выработать свою линию поведения.
Специалисты утверждают, что в начальные секунды общения у человека уже формируется о собеседнике несколько суждений. Поэтому первое, на что следует обратить внимание, – это оформление своих мыслей в четкую, стилистически грамотную речь. Ведение удачного диалога невозможно без умения слушать. К сожалению, это качество встречается не так часто, хотя начинающему сотруднику такой способностью стоит овладеть обязательно. Проявляя терпение и выслушивая собеседника до конца, человек демонстрирует уважение ко мнению другого, настраивает его доброжелательно. Кроме того, получает информацию о работе или о самом собеседнике. Следовательно, основное правило коллегиальных отношений – это умение говорить и слушать. Достаточно образно об этом сказал известный физик, академик Ландау. Начиная работать с аспирантом, у которого не было своих тем для работы, Ландау говорил: «Я – золотая яблоня, но меня надо потрясти, чтобы упало золотое яблочко». Это значило, что нужно было уметь с ним разговаривать, правильно строить беседу.
Как вписаться в коллектив, с чего начать? Например, вы приходите на работу - все места заняты, а вам обещали работу за компьютером. Для того чтобы выяснить все подробности, следует обратиться к любому из сотрудников с вежливой просьбой, звучащей приблизительно так: «Я ваш новый сотрудник. Не могли бы вы показать, где сидит руководитель?» И уже с начальником подразделения выяснять расположение своего рабочего места, наличие на нем компьютера. Неправильным будет узнавать эти подробности у первого встреченного коллеги, скорее всего, такой разговор будет неконструктивным и бесполезным.
В любом коллективе новичку предстоит «играть на чужом поле», поэтому придется принимать правила, установившиеся до него. Свои нововведения лучше оставить на потом - слишком активное позиционирование может вызвать протест и трудности во взаимоотношениях с сотрудниками. Идти за помощью к руководителю стоит только в самом крайнем случае, причем не для жалоб на коллектив, а для того, чтобы попросить совета в коррекции собственного поведения.
С первого дня стоит помнить, что новички по незнанию часто бывают втянуты в различные внутренние интриги, поэтому с самого начала старайтесь вести себя со всеми нейтрально - не участвуйте в поддержании разговоров, осуждающих кого-либо, и не проявляйте к таким темам интерес. Если рядом сидящие люди обращаются с вопросом о каких-либо сведениях, касающихся личной жизни, лучше не рассказывать подробности и тем более проблемы. На первый случай достаточно самых общих фраз. При налаживании контактов ориентируйтесь на то, что искусство ведения беседы состоит в разговоре на тему, интересную для вашего собеседника. Поскольку перед вами незнакомые люди и вас с ними будет связывать общее дело, задавайте вопросы о самой работе.
Что можно спросить в первую очередь, если вы чувствуете, что не отвлекаете людей и они расположены отвечать? Можно узнать о распорядке рабочего дня, времени перерыва, о том, где принято обедать. Вопросы, касающиеся самой сути работы, каждый специалист определяет самостоятельно, но вы должны их задавать корректно, начиная со слов: «Вы, должно быть, знаете, как найти нужный файл…» или «Не могли бы вы подсказать телефон смежной организации» (сразу записывайте, чтобы не обращаться еще раз). Если вы будете придерживаться уважительного тона, скорее всего, вам будут помогать. Но если в ответ на просьбу услышите, что у сотрудника нет времени отвечать на вопросы, не обижайтесь, а повторите попытку, обратившись к другому человеку. Если не получается установить контакт и на этот раз, переключите свое внимание на другую часть работы или сходите в отдел кадров, узнайте подробности оформления.
Приведу варианты неудачного и удачного контакта.
Неудачный контакт
В первый рабочий день оказалось, что пропуск вам не заказан. Охранник долго не может связаться с отделом кадров, вы покорно ждете. На работу попадаете на 10 минут позже начала рабочего дня.
Поздоровавшись, вы говорите сотруднику, оказавшемуся рядом:
- У вас очень строгий охранник на проходной, я не мог долго получить разрешение пройти. А начальник почему-то не заказал пропуск. Где его можно найти?
Коллега:
– Начальник ушел на утреннее совещание.
Вы:
– Если бы я знал, пришел бы пораньше. Что же теперь делать?
В этой ситуации новичок допустил несколько ошибок. Начал критиковать, оценивать существующие порядки. Выбрал несколько неправильный, напористый тон. Последним вопросом продемонстрировал беспомощность.
Удачный контакт
Вам необходимо выяснить расположение отделов, с которыми придется сотрудничать. Обращаетесь к молодому сотруднику, который вам кажется наиболее контактным, с вопросом:
- У меня возникли небольшие затруднения, не могли бы вы помочь. Как мне узнать, где находятся отделы…
Сотрудник:
– Я сейчас сделаю несколько звонков, а потом покажу вам, что и где расположено. Согласны подождать?
Вы:
– Да, конечно. Я как раз закончу оформление документов.
Ситуацию, когда после двух-трех реплик стороны приходят к соглашению можно назвать удачным контактом.
Важно уметь правильно общаться и на уровне взглядов, жестов, мимики, т. е. невербально. Специалисты не советуют долго и пристально смотреть в глаза собеседнику или отводить взгляд в сторону. Зрительный контакт – такая же важная часть общения, и она должна быть дозированной и умеренной. Считается, что упорный взгляд может означать напряжение, а отведение глаз в сторону говорит о нежелании общаться или крайней стеснительности. Лучше смотреть в глаза собеседнику, когда хочешь продемонстрировать согласие с ним.
О внутреннем состоянии человека может сигнализировать и темп речи. Слишком быстрая тирада выдаст волнение. Кроме прочего, имеет значение и тембр голоса. Считается, что мы говорим более низким голосом в моменты излишней уверенности в себе, а высокий тон означает доброжелательность и готовность со всем согласиться. Имеют значение и жесты. Если мы постоянно прижимаем к себе папки, вещи, то сигнализируем собеседнику о своей закрытости. Не лучшее впечатление может возникнуть от скрещенных на груди рук, а поза сжавшегося в кресле человека говорит сама за себя – мы боимся и хотим поскорее уйти. Чересчур активная жестикуляция говорит о волнении и неуравновешенности человека. На эти тонкости поведения стоит обратить самое серьезное внимание, поскольку мы проявляемся в жестах, взглядах, речи весьма красноречиво и часто даже не замечаем этого.
И в заключение - о том, как принято общаться на работе в других странах. Последние исследования западных специалистов показали, что доброжелательные отношения в коллективе значат ничуть не меньше, чем зарплата и возможность сделать карьеру. Интересно, что в Израиле и Японии психологи советуют проявлять на работе максимальную открытость, считается, что производственный коллектив должен быть похожим на семью. В США и Европе это не принято. В странах СНГ сегодня практикуются самые разные модели отношений в коллективах, но, в общем, психологи рекомендуют устанавливать дистанцию, не проявлять открытость, хотя и быть приветливыми и дружелюбными.
Издание "Работа+Карьера"