Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Личные качества на работе

Как справиться с офисным нарциссом

16 сентября 2010 520
Вам можно посочувствовать, ведь это типичный офисный нарцисс. Работать с таким коллегой, и тем более начальником, чрезвычайно непросто. Но все же существуют способы более или менее безбедного сосуществования с подобным офисным персонажем.

Нарциссизм — психологический термин, который Фрейд позаимствовал из греческого мифа о Нарциссе, юноше, который влюбился в свое отражение в зеркале воды и, в конце концов, умер от тоски, которую его отражение никогда не могло бы удовлетворить. Нарциссическими типами психоаналитики называют людей, личность которых организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны. «Всем из нас свойственна некоторая уязвимость в отношении того, кем мы являемся и насколько ценными себя чувствуем, — пишет Нэнси Мак-Вильямс в книге «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе». — И пытаемся строить нашу жизнь таким образом, чтобы чувствовать удовлетворение от собственной личности. Наша гордость возрастает при одобрении и увядает при неодобрении со стороны значимых других. Для некоторых из нас озабоченность «нарциссическим запасом» или поддержанием самоуважения затмевает другие задачи настолько, что в этом случае нас можно считать поглощенными исключительно собой. Термины «нарциссическая личность» и «патологический нарциссизм» применяются именно к такой диспропорциональной степени озабоченности собой, а не к обычной чувствительности к одобрению или критике».

Периодически обращаясь к теме нарциссизма, Фрейд не так уж много написал о терапии тех, для кого нарциссическая озабоченность является центральной проблемой. В 1970-х годах среди психоаналитиков бытовало мнение, что нарциссы невосприимчивы к лечению. И даже сегодня этот тип больных остается для терапевтов наиболее сложным. Такие люди свято верят, что их главная проблема состоит в том, что другие просто не понимают, какие они особенные.

Нарциссизм и профессия

Корпоративный мир не то чтобы притягивает тех, кто склонен к нарциссизму, но во всяком случае, немало способствует появлению офисных нарциссов. Ведь граница между умением представить себя в выгодном свете, обратить внимание на свои достижения и самовосхвалением очень тонка. Соискатели вынуждены нахваливать себя, чтобы получить работу. Офисные работники вынуждены выпячивать свои профессиональные достоинства, чтобы получить повышение. Мы так убедительно рассказываем, какие мы замечательные и безупречные, что некоторые из нас действительно начинают в это верить.

В руководстве Американской ассоциации психиатров нарциссизм описывается как ощущение грандиозности, которое выражается в фантазиях и поведении, потребность в восхищении, ощущение собственной значимости и неспособность к эмпатии. Конечно, в большинстве офисов работают вполне нормальные эмпатичные люди. Но, по мнению специалистов, у стоматологов или учителей начальных классов предпосылок для того, чтобы впасть в нарциссическое состояние, гораздо меньше, чем у высокорезультативных корпоративных лидеров.

Нейтрализация офисного нарцисса

Нарцисс будет врать, красть, манипулировать, чтобы только получить желаемое. Но все же укротить это чудовище или хотя бы минимизировать ущерб от его деятельности возможно. Конни Дикен, автор книги «Talk Less, Say More», предлагает воспользоваться пятью советами.

   1. Учитывайте неспособность к эмпатии. Офисные нарциссы — эгоманьяки, они неспособны посмотреть на ситуацию глазами другого человека. При этом они отличные манипуляторы. Будьте осторожны, говоря о своих чувствах, ведь все, что вы скажете, будет использовано против вас.
      
   2. Дайте нарциссу почувствовать себя героем. Он озабочен сохранением власти и искренне верит в свою исключительность, он живет ради внимания и восхищения. Хотите, чтобы он что-то сделал? Скажите, что ему в этом нет равных, и наблюдайте за тем, как он ринется в бой. Еще лучше — скажите ему об этом в присутствии благодарных зрителей.
      
   3. Позвольте нарциссу думать, что он является автором идеи. Офисные нарциссы часто крадут идеи и присваивают чужие заслуги. Почему они так поступают? Потому что искренне верят, что это их идеи и их заслуги. Не пытайтесь доказать им обратное, вы попусту потратите время и силы. Окружающие со временем все равно поймут, что к чему, а работа не будет останавливаться из-за ненужных разборок.
      
   4. Предоставьте офисному нарциссу выбор. Люди подобного склада жаждут контроля и желают, чтобы последнее слово оставалось за ними. Если вы представите им единственное подготовленное решение проблемы, они его тут же раскритикуют. А если у них будет несколько решений на выбор, они убедятся в том, что их уважают, и что они держат все под контролем.
      
   5. Фокусируйтесь на решениях, а не проблемах. Когда вы докладываете офисному нарциссу о проблемах или трудностях, направляйте его внимание на решение. Не позволяйте ему снова и снова обсасывать проблему. Нарциссы обожают драму и искусственно раздутые кризисы. Направив их внимание на решение проблемы, вы спасете себя и окружающих от временных и моральных затрат на поиск виновных и их линчевание.

Офисные нарциссы, несомненно, ужасны. Но вот, пожалуй, главное, что вам стоит знать. Все их высокомерие, самоуверенность и самодовольство лишь маскирует глубокую неуверенность и внутреннюю опустошенность. Они несчастные люди, будьте снисходительны.


Читайте также
  • Сделай себе приятно: еще раз о той самой "работе мечты"21 Февраль, 2017

    Все мы рождены исключительными личностями и, не стоит позволять проблемам этого мира делать из себя унылую посредственность!

  • Что может заменить высшее образование в резюме?20 Февраль, 2017

    Работодатели и соискатели понимают, что наличие корочки о законченном высшем образовании не подтверждает наличие знаний этого уровня обучения. Тем не менее, работодатели продолжают подбирать рабочий персонал, требуя от специалистов наличие высшего образования и хотят увидеть ее в резюме.

  • "Я себе крою..." или кое-что о востребованных профессиях в Украине.20 Февраль, 2017

    В век сумасшедшей гонки за деньгами, успехом и признанием, мы часто не замечаем возможностей, которые лежат, прямо у нас под ногами.

  • Как подбирать вопросы для собеседования?15 Февраль, 2017

    Беседа – основная форма ведения собеседования работодателя с соискателем. Очень сложно представить беседу без вопросов и обоюдного поддержания и развития беседы. Чтобы ход собеседования был последовательным и логичным, работодатель должен уметь вести его и заранее подготовить ряд вопросов. Составлением вопросов занимается, как правило, работодатель или HR-менеджер.

  • Вакансия SMM-менеджер для королевы Великобритании!14 Февраль, 2017

    Букингемский дворец ищет опытного SMM-менеджера

↑ Наверх