UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. Особисті якості на роботі
  5. Как выжить в корпоративном обществе

Как выжить в корпоративном обществе

30.07.2009 466

Консультанты по кадровой политике и HR-эксперты используют для обозначения подобных явлений политкорректные эвфемизмы, например «гипертрофированная корпоративная культура» или «авторитарный стиль управления персоналом». Зато сами работники, которым довелось на собственной шкуре прочувствовать все прелести подобной «культуры», не стесняются использовать более жесткие выражения: «корпоративный фашизм», «тоталитаризм». Политические аллюзии отнюдь не случайны: режим в отдельных офисных «концлагерях» порой напоминает СССР 1937 года, Италию времен Бенито Муссолини или нынешнюю Северную Корею. Аналогия становится полной, если учесть, что покинуть эти империи в миниатюре по-хорошему не всегда получается: начальство обрушивает на «предателя» всю мощь своей карательной машины — от невыдачи трудовой книжки до угроз со стороны службы безопасности.

Антиутопия в офисных стенах

Несколько утрируя, можно обозначить три основные причины установления подобного режима в той или иной организации. Первый, наиболее мягкий и щадящий, вариант встречается, как правило, в крупных корпорациях и объясняется просчетами и неудачными решениями в кадровой политике. Например, холдинг заказывает сторонним консультантам и тренерам внедрение корпоративной культуры и программу повышения лояльности персонала, и нанятые варяги, отрабатывая свой гонорар, заставляют служащих маршировать строем и зубрить наспех состряпанную «библию корпоративных ценностей».

Вторая, наиболее распространенная причина превращения фирмы в оплот деспотизма — защита дальних и ближних рубежей и предотвращение утечки информации. Чаще всего у руководства таких компаний рыльце в пушку: оно активно использует серые схемы оптимизации налогообложения, а порой не гнушается и серьезными экономическими преступлениями. Вследствие этого любой соискатель воспринимается как засланный казачок, а штатный сотрудник — как потенциальный шпион, перекупленный конкурентами или правоохранительными органами. Именно в таких ситуациях корпоративный тоталитаризм принимает самые жесткие и даже экстремальные формы, причем масштабы тирании ограничиваются только фантазией и возможностями работодателя.

Наконец, в небольших фирмах подобный режим нередко является следствием авторитарных замашек харизматического лидера — основателя компании и ее бессменного директора. Формы и масштабы диктатуры бывают самыми разными — от курьезных и анекдотических до почти религиозного культа личности шефа и жесточайших разновидностей так называемого боссинга (на профессиональном жаргоне HR-специалистов этот термин означает унижения и травлю руководством линейного персонала).

Что делать?

Написать заявление об увольнении и тем самым проголосовать против диктатуры, безусловно, наиболее простой и действенный способ разом решить все проблемы. Но, увы, он уместен далеко не всегда. Например, в небольших провинциальных городах ассортимент доступных вакансий в разы скуднее, чем в мегаполисах, и мало-мальски приемлемые условия работы предлагают только крупные градообразующие предприятия. Кроме того, бывают такие ситуации, когда постоянный источник дохода позарез необходим уже сегодня, а сил и времени на очередной раунд рассылки резюме и посещения собеседований просто не осталось. Так или иначе, если немедленный побег на волю невозможен, гораздо важнее научиться выживать в горниле корпоративного тоталитаризма.

Главное при этом — правильный психологический настрой. Не воспринимайте те месяцы, которые вам придется проработать, как личную трагедию или кару небесную. Наоборот, отнеситесь к этому как к суровому, даже болезненному, но важному и полезному уроку, преподнесенному вам жизнью. Именно под началом деспота и тирана легко удастся развить такие ценные качества, как умение пропускать мимо ушей необоснованную критику, не поддаваться внешнему давлению и манипулятивным трюкам руководства, — одним словом, можно стать толстокожим и заменить нервы стальными тросами. Как писал Фридрих Ницше, «то, что не убивает меня, делает меня сильнее».

Не стоит также забывать, что даже в стенах авторитарной организации вполне реально сделать карьеру, порой более успешную и стремительную, нежели в обычных компаниях. Причем решающим фактором вашего продвижения по служебной лестнице могут быть не только профессионализм и качественно выполненная работа, но и личные таланты в сфере подковерной дипломатии, закулисных интриг, а также умение мастерски подобрать ключик к сердцу шефа.

Наконец, не спешите делать скоропалительных выводов о тоталитарной сущности предприятия, куда вы только что устроились. Довольно часто бывает, что сотрудник, привыкший к расслабленной, фривольной и панибратской атмосфере на прежнем месте работы, встречает в штыки даже базовые проявления корпоративной политики в сфере идеологии, лояльности персонала и безопасности, спеша заклеймить фирму как империю зла безо всяких на то оснований.

Читайте також

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».

  • Піднімайся і йди30 серпень, 2024

    Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?

  • Розміщення вакансій на сайті Jobs.ua19 серпень, 2024

    Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.

  • Як стати дата-аналітиком і чим він займається22 грудень, 2023

    Пропонуємо вам познайомитися з перспективною сучасною професією, яка допомагає компаніям приймати рішення на основі даних, а не інтуїтивно.

  • Новорічні знижки на сайт Jobs.ua22 грудень, 2023

    Jobs.ua хоче привітати вас з наступаючим Новим 2024 роком і порадувати новорічними святковими знижками!

↑ Вгору