Для многих из нас быть в центре внимания – непростая задача, а зачастую неприятная необходимость. Быть за трибуной, «во главе стола», «у доски» – словом, перед аудиторией – большой труд, любое публичное выступление связано со всяческими треволнениями. Вот как с ними справляться, и попробуем выяснить.
«Я все забуду»
Это самое распространенное опасение. И победить его можно только одним несложным способом: репетировать, репетировать и еще раз репетировать! Если это доклад – прочтите его вслух несколько раз, попытайтесь хорошо запомнить текст, осмыслить его.
Если это развлекательный номер, то нужно выучить слова, мелодию, запомнить последовательность его выполнения. Ведь представление о том, что и как будет происходить на выступлении, позволит не тратить время и силы в ответственный момент на раздумывания: «Так что там дальше?» – а сконцентрироваться на выступлении и выложиться по максимуму.
«Мое выступление будет скучным»
Чтобы не дать зрителям заскучать, нельзя скучать самому. Можно потренироваться дома – попробовать представить, будто номер или доклад – это увлекательная история, у которой есть зачин, развитие, кульминация и развязка. И не важно, что тема его «Межрегиональные связи холдинговых компаний» или это песня о чем-то вроде «Ремамбахарамамбуру». Все можно преобразить вдохновением и фантазией.
Если добавить в свое выступление эмоций, наполнить его красками интонаций, выстроить акценты – то доклад или номер обязательно получится динамичным и интересным.
«Я так волнуюсь, что упаду в обморок»
К сожалению, с мандражом ничего сделать нельзя. Это нормальное состояние перед выступлением. Единственное, что остается, это спокойно (насколько возможно) подумать, что подготовлены вы хорошо (репетировали же!), все помните (хоть и кажется, что позабыли напрочь), готовы покорить зал (пусть даже вы еле держитесь на ногах), и вообще – лучше вас докладчика/певца/актера не найти на всей Земле (не важно, что это дебют)! Короче, больше бодрости и оптимизма.
Выйдя на сцену, если у вас есть такая возможность, честно признайтесь публике, что волнуетесь. Так вы выразите свои эмоции, и вам не придется корчить из себя «бравого солдата Швейка». А аудитория обязательно оценит вашу искренность и станет немного снисходительнее и добрее. По свидетельству практикующих – это действенный метод.
И еще прикиньте трезво, без тремора: что произойдет, если вы провалите выступление? Наверняка мир не рухнет, скорее всего, не пострадает ни одного человека, а главное – вы будете живы и здоровы. Так что волнуйтесь на здоровье – для бодрости, а ужасаться предстоящему выступлению все же не стоит.
«Я не понравлюсь зрителям»
Зрители – самые главные люди на выступлении. От их реакции зависит ваш успех. Поэтому попробуйте с ними подружиться. Появляясь перед зрителями, обязательно поздоровайтесь с ними. Если же вас объявили – выйдите к публике с улыбкой. И вообще – улыбайтесь во время выступления. Так ненавязчиво и симпатично: у буки немного шансов понравиться.
Пытайтесь контактировать с публикой постоянно, хотя бы зрительно: говорите так, будто объясняете ваш доклад каждому сидящему в зале. Пойте, шутите, играйте – не для себя, любуясь собственной прекрасной персоной, а для зрителей, только для них.
«Зрители меня не оценят»
Согласитесь, можно пробубнить интереснейший доклад так, что ни один человек почему-то не оценит его прекрасного содержания. Можно спеть песню вполне нормально: попасть во все ноты и даже не уронить микрофон, но почему-то заслужить лишь жидкие и совершенно невыразительные аплодисменты. Или рассказать веселую историю в компании, но почему-то после ее умопомрачительно смешного финала узреть лишь недоуменные, натянуто улыбающиеся лица товарищей. В чем же загвоздка?
Все дело в том, что для успешного выступления на сцене человеку нужно уметь отдавать публике энергию, делиться с ней чем-то позитивным. Сцена не терпит закрытости и скупости на эмоции. Здесь также не место негативу в любом виде: унынию, враждебности и беспокойству. Поэтому подумайте, чем хорошим вы можете поделиться с аудиторией.
Если это научный доклад, например, то – радостью своего открытия, если рассказ о вашем проекте – идеями, которые, воплотившись, сделают жизнь лучше. Если это песня – чувствами, которые вызывает в вас мелодия, внутренним ощущением красоты музыки, а если смешная история – своим искренним весельем и заразительным смехом.
Вот увидите, зрители отреагируют на ваш посыл. И, кстати, отплатят тем же: сколько вы подарите им, столько вам и вернется – в виде аплодисментов и комплиментов.
«Я просто не смогу»
Помните, как в «Убить Билла» учитель говорил героине Умы Турман, когда она пыталась пробить кулаком деревянную доску: «Не ты должна бояться дерева, а дерево должно бояться тебя». Это правило действует и в случае публичного выступления: не ты должен бояться сцены, а сцена – тебя. На публике лучше быть дерзким, чем вялым, лучше громким, чем тихим, лучше ярким, чем блеклым. Так что нечего стесняться. Настройте себя на боевой лад и непременно на победу: у вас все получится!
Почувствуйте, как это приятно – выложиться перед зрителями, увлечь их, выдержать с достоинством время выступления и в ответ получить заслуженные долгие продолжительные аплодисменты! Сначала почувствуйте это, вообразив, а затем воплотите в жизнь – на сцене. Удачи!
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.