UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Все про роботу
  4. На роботі
  5. Как заставить себя работать, если это необходимо?

Как заставить себя работать, если это необходимо?

22.03.2011 888
Как заставить себя работать, если это необходимо?

Ниже плинтуса

Традиционно пик открытия вакансий приходится на сентябрь-октябрь и январь-февраль: то есть сразу после завершения летних отпусков и после новогодних каникул. Дело не только в том, что после длительного отдыха тяжело сразу включаться в деловой ритм — настолько тяжело, что у некоторых это выливается в депрессию. Просто если человек в принципе подумывал о смене места работы, то в первые две-три недели после отпуска он чаще всего принимает окончательное решение.

Конечно, далеко не всем подходят столь радикальные меры. Пусть настрой совсем не деловой, и работоспособность упала ниже некуда, но у каждого найдется немало причин для поддержания статус кво: должность, зарплата, значимый проект, дружный коллектив, уютный офис… Значит, придется начать борьбу с негативными симптомами. Но нужно ли заставлять себя работать через силу?

Сотрудники-перфекционисты, которые буквально «горят» на работе, полагают, что способность работать как часы, не взирая на астропрогнозы, погоду и плохое настроение, является доказательством подлинного профессионализма. С одной стороны, подобное отношение к труду повышает ценность специалиста в глазах работодателя. А с другой — отказ от полноценного отдыха и постоянная гонка, по мнению психологов, становятся основными причинами «стрессовых» заболеваний: инфаркта, язвы желудка, остеохондроза и т. п. Не менее серьезный побочный эффект постоянного «преодоления» — профессиональное выгорание. Как и где найти ресурс, который позволит приняться за работу с прежним энтузиазмом?

Как примирить «хочу» и «надо»

Основное отличие отпускного времени от рабочего — замедление жизненного ритма. Независимо от того, отдыхаем ли мы на даче или катаемся на горных лыжах в Альпах, нам не приходится вскакивать в семь утра и мчаться в офис, едва успев проглотить чашку кофе. Даже если мы имеем возможность самостоятельно планировать свой рабочий день или жить по гибкому графику, все равно в той или иной степени возникает конфликт между «хочу» и «надо». Найти баланс между потребностями собственного «я» и требованиями социума — задача сложная, но решаемая.

Определитесь с целями. Разбавить ежедневную рутину и поменять отношение к работе поможет простой рецепт. Задавайте себе вопрос: для чего я здесь работаю, какова моя конечная цель? Ответы могут быть разными, но чем более конкретную цель вы видите перед собой, тем легче будет ее добиться. Например, «работаю, чтобы сделать карьеру» лучше переформулировать так: «Работаю, чтобы через два года занять пост директора филиала». Наметив «глобальную» цель, разбейте ее на более мелкие тактические задачи: «Чтобы стать директором филиала через два года, необходимо: 1) закончить учебу на МВА, 2) повысить эффективность моего отдела — приобрести новые программные продукты, обучить сотрудников работе с ними, 3) подготовить предложения по развитию торговой сети в регионах и т. д., и т. п.». Если вы видите «свет в конце тоннеля», это поможет вам справиться с изматывающим ощущением «монотонных будней».

Проверьте свою мотивацию. Воспользуйтесь проверенным способом «сравнительных преимуществ». На одной половине листа напишите все плюсы, а на другой — минусы вашей работы. Учитывайте все: возможности профессионального роста очень важны, но и наличие корпоративной столовой имеет значение. Если вы в целом довольны своей работой, то плюсы значительно перетянут минусы; оптимистичная картина не только придаст вам сил, но и поможет увидеть новые возможности. Но может случиться и так, что вы придете к выводу о том, что исчерпали себя в данной деятельности. Кстати, осознание и принятие необходимости перемен — само по себе мощнейший антидепрессант.

Правильно организуйте свой день. Очень важно найти баланс между трудом и отдыхом. Эксперты утверждают, что 60% рабочего времени тратится на выполнение непосредственных обязанностей, 30% — на обновление и поиск информации и 10% — на отдых.

В действительности не существует ни «патологических лентяев», ни «киборгов», которым по плечу работать целые сутки. Работоспособность напрямую зависит от возраста, темперамента, общего состояния организма и типа нервной системы. Не факт, что сверхактивный человек будет способен постоянно работать с одинаковой эффективностью — как правило, его характер работы цикличный: в ситуации аврала, он легко может работать по 12–14 часов, не испытывая сильного утомления, но затем ему нужно обязательно сбавить обороты. И наоборот, человек медлительный, обстоятельный, не показывающий хороших результатов, когда нужно что-то сделать быстро, оказывается хорошим «бегуном на длинную дистанцию».

Биоритмы не обманешь

В СССР проводили многочисленные исследования, направленные на выяснение суточных ритмов человека, проще говоря — кто и сколько часов в день может продуктивно работать. Сейчас подобные исследования тоже ведутся — например, в Центре хронобиологии Института психотерапии РАМН.

Оказывается, в течение суток человек переживает несколько подъемов физиологической активности. В частности с 10 до 12 и с 16 до 18 часов организм максимально устойчив к стрессам и кислородному голоданию. Поэтому они считаются наиболее благоприятными для выполнения физической работы, принятия решений, новых начинаний.

«Чаще всего синдром хронической усталости и негативное отношение к выполняемой работе возникают у тех, кто живет без учета своих биологических ритмов, — говорит психолог Руслана Амелина. — Общеизвестно, что «жаворонки» наиболее активны и деятельны с раннего утра и приблизительно до шести-семи вечера, пока не село солнце, а пик активности «сов» приходится на вечернее время. Но в наш век больших скоростей и электрического освещения большинство людей становятся аритмиками — т. е. иногда ведут жизнь «совы», а иногда жизнь «жаворонка», в зависимости от производственной необходимости. И не стараются понять, что же для них лучше». Но знать свои фазы активности необходимо, особенно если вы работаете в офисе с жестким режимом прихода-ухода. «Имеет смысл ранжировать все дела по степени важности, и самые ответственные располагать в расписании так, чтобы они приходились на время, когда вы чувствуете себя лучше всего», — советует г-жа Амелина.

Согласно исследованиям известного немецкого хронобиолога Фридриха Хальберга, существует также недельная периодичность интеллектуальных, эмоциональных и физических проявлений. То есть на протяжении недели работоспособность человека неравномерна. В первые дни она возрастает; достигая наивысшего уровня на третий день, а затем постепенно уменьшается, заметно падая в последний день. Именно поэтому считается, что установление рабочего периода продолжительностью более 5-ти дней нецелесообразно.

Выгорание или усталость?

Иногда человек принимает синдром хронической усталости за профессиональное выгорание, и наоборот. По симптомам эти состояния действительно похожи, но их надо отделять одно от другого, чтобы не сделать ошибки. И в самом деле, к чему писать заявление об уходе, если на самом деле вам необходим просто полноценный отдых?

Никто не спорит, что работать все-таки надо, и желательно — пять дней в неделю. Но не менее важны реальные результаты. Ведь современных руководителей не устраивает «высиживание» положенной нормы, без всякой отдачи. Поэтому будьте внимательны к себе. Заправский трудоголик живет по принципу «работаю, пока не упаду». Но есть другая формула, гораздо более эффективная: работаю, сколько надо для дела.

Если все возможные меры по спасению рабочей активности приняты, но не дали результата, — настало время менять жизнь.


Читайте також

  • Безперебійна робота під час блекаутів: як адаптуватися компаніям та працівникам28 листопад, 2024

    Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.

  • Осінній сезон без стресу: поради для гармонії та спокою21 листопад, 2024

    Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».

  • Вчитися у всіх, не наслідувати нікого12 листопад, 2024

    Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.


↑ Вгору