НОВЫЙ СОТРУДНИК
Для начала давайте рассмотрим ситуацию – «Первые дни на новой работе». Ведь от того, как вы «вольетесь» в коллектив, во многом зависит то, как сложится ваша карьера. Выход на новую работу – это всегда стресс: человек напряжен, он никого не знает, чувствует себя неуютно. И одна из самых распространенных ошибок – новый сотрудник начинает себя презентовать, пытатаясь произвести впечатление: его очень много, он очень громкий, он хочет внимания. Вторая ошибка – попытка с ходу критиковать существующие в компании правила. Лучше – больше слушать, больше смотреть, задавать вопросы на нейтральные темы. Не спешите устанавливать близкие контакты, не противопоставляйте себя коллективу, аккуратно относитесь к пространству, в котором живут окружающие.
Постарайтесь прочувствовать их интересы, их взаимодействия. Оглядитесь, какая обстановка царит в офисе. Кто неформальный лидер? Кто с кем дружит? Какие существуют группировки? Старайтесь хорошо работать, но не спешите сразу проявлять инициативу, вносить новые предложения.
Нужно найти меру активности и занятости, меру серьезности и эмоциональности, чтобы не раздражать окружающих.
Не держитесь холодно, но и не ходите «душа нараспашку».
«ВЕШАЮТ ВСЕХ СОБАК»
Одна из неприятных ситуаций, в которую может попасть новый сотрудник: на него начинают «вешать всех собак», просят делать работу, от которой все отказываются: например, съездить в командировку, доработать за кого-то документацию, взяться за проект с «туманными перспективами».
Здесь очень трудно качать права – ведь вы новичок. Поэтому надо «договариваться на берегу» о том, что входит в круг ваших обязанностей. Если вас просят выполнить работу за другого человека, не стесняйтесь задать конкретный вопрос: «А почему я должен это сделать?» Если вы уже не новичок, а просто «мягкий» и безотказный человек, помните, что всегда полезно четко знать свои должностные обязанности. И можно не отказывать коллеге резко, а сказать: «Мне надо написать отчет, сделать звонки, и я планирую на это потратить два часа. Если я сделаю это за полтора часа, то полчаса своего времени я смогу потратить на то, о чем ты меня просишь».
Нужно владеть техникой «элегантного отказа», смысл которого – я готов тебе помочь, но у меня есть дела. Важно понимать, что если вы будете безотказным, ваша помощь в итоге будет восприниматься как норма.
«СВОИ» НА РАБОТЕ
Очень многие устраивают к себе на работу друзей и родственников. Есть фирмы, где семейственность просто процветает. Как это сказывается на атмосфере в коллективе? Иногда семейственность идет на пользу. Но это, скорее, исключение из правила, это значит – люди умеют четко разделять, где работа, а где дом, где деловые отношения, а где родственные.
Но по статистике, друзья и родственники на работе очень часто становятся источником проблем и конфликтов. Из-за чего это происходит? Друг или родственник, привыкший к близким отношениям, не всегда готов к тому, что ему придется играть роль подчиненного, выполнять строгие требования, сталкиваться с критикой за плохо сделанную работу. Другим сотрудникам кажется, что родственнику создаются более комфортные условия работы. Родственник – ближе, он более обласкан, к нему меньше требований… Вот вам и завязка конфликта. И коллектив начинает просто «колбасить»! Работающим вместе родственникам надо учитывать подобные нюансы и соблюдать служебную субординацию.
Если вы привели на работу друга – будьте готовы к тому, что будете с ним конкурировать и он может быть успешнее вас, быстрее сделает карьеру и займет руководящий пост, и уже вы будете от него зависеть.
Или ваш друг, напротив, окажется плохим сотрудником, тогда вам придется за него краснеть, испытывать чувство вины за то, что дали ему рекомендации. Все это чревато испорченными человеческими отношениями.
ЯЗЫКИ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА
Иногда наше существование в коллективе отравляют сплетни, которые мы слышим о себе или о ком-то. Как к этому относиться? Тут надо понимать, что коллеги всегда делятся информацией об окружающих друг с другом. Сплетни имеют место во всех коллективах. Начав выяснять отношения и разбираться, кто про кого что сказал, вы покажете, что у вас есть на это время и силы. Самая мудрая позиция – «пусть говорят». При том, что сами будете стараться этого не делать – не слушать, не распространять. Если кто-то из «доброжелателей» передал вам какую-то сплетню про вас, можно сказать: «Мне совершенно не интересно, что этот человек говорил тебе про меня». И тем самым оградить себя от потока негативной информации и переживаний. Важно знать, что есть люди, которым доставляет удовольствие передавать окружающим неприятные отзывы. Они что-то скажут и наблюдают за вашей реакцией, их забавляет, что вы сердитесь, выглядите нелицеприятно. Умейте пресекать такие манипуляции.
НЕ ТОЛЬКО РАБОТА
Какого стиля общения лучше придерживаться на работе? В идеале: «Ничего личного, только дело». Но очень многие люди сегодня практически «живут на работе», и это вносит в общение с коллегами личные ноты. Выбирайте, с кем дружить, а с кем держать дистанцию.
В коллективе нужно и уметь играть в команде, и конкурировать, но не забывать, что главное для вас – это максимальная самореализация в профессии, которая невозможна без хороших отношений с окружающими. Всегда относитесь к людям с уважением. Если ваш коллега допустил ошибку, дайте ему понять, что вы критикуете не его личность, а отдельный просчет. Говорите так: «Ты хороший специалист, мы тебе доверяем, а вот здесь нужно сделать так и так, постарайся это исправить».
Старайтесь быть открытым, отзывчивым, демократичным человеком, проявляйте к людям искренний интерес и участие. Не упускайте возможности помочь. Кто-то ищет врача для больного родственника, и вы можете порекомендовать хорошего специалиста. Кто-то хочет записать ребенка в танцевальный кружок, и вы знаете, где такой кружок работает.
Угостите коллегу шоколадкой, дайте почитать хорошую книгу. Мы можем облагодетельствовать словом, информацией, знакомством, дельным советом. Из всего этого и складываются хорошие отношения в коллективе.
Часті блекаути й аварійні відключення електроенергії висувають нові стандарти до енергонезалежності. Причому як власного житла, так і бізнесу. Дізнайтеся, як компаніям і співробітникам потурбуватися про безперебійну роботу під час блекаутів.
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.