Адаптация работника это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу.
Приспособление индивидуума и коллектива к изменяющимся условиям среды или к своим внутренним изменениям приводит к повышению эффективности их функционирования. Социальнопсихологическая адаптация взаимодействие личности и социальной среды приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Адаптация предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения как формы реализации индивидуальных возможностей личности в процессе решения общегрупповых задач. Адаптация молодых работников представляет собой социальнопсихологический процесс включения молодого специалиста или рабочего в трудовой коллектив. Основными моментами предприятия являются приобретение и закрепление интереса к работе, накопление трудового опыта, налаживание деловых и личных контактов с коллективом, включение в общественную деятельность, повышение заинтересованности не только в личных достижениях, но и в достижениях коллектива. Сокращению процесса адаптации способствует прикрепление наставника или руководителя испытательного срока. Различают следующие этапы и формы адаптации персонала:
o испытательный срок продолжительного от 3х до 6и месяцев, в течение которого осуществляется овладение необходимыми навыками и умениями и \"доводка\" работника до необходимых требований модели рабочего места;
o адаптация молодых специалистов на должностях мастеров и специалистов продолжительностью до трех лет, в течение которых он набирает необходимый производственный опыт и \"включается\" полноправным членом коллектива предприятия или организации;
o программа введения в должность руководящего работника продолжительностью до одного года, в течение которого он изучает внутренние нормативные документы подчиненных сотрудников и стратегию развития предприятия до получения необходимого мастерства управления;
o наставничество и консультирование как форма руководства процессом адаптации молодых рабочих и специалистов со стороны опытных руководителей с ярко выраженными педагогическими навыками;
o развитие человеческих ресурсов (человеческого капитала) как формы всестороннего развития личности сотрудника организации на протяжении всего периода работы до ухода на пенсию.
Показателем успешно проведенного процесса адаптации персонала, отбора кандидатов и введения их в должность является успешное выполнение работы. Вы можете выявить слабые места Вашей системы найма путем анализа того, насколько эффективным оказался отбор кандидатов согласно ряду простых критериев. Проводя периодически подобный анализ и обеспечивая обратную связь с вашими сотрудниками, Вы получите ясное представление об их возможностях, сильных и слабых сторонах. Критериями адаптации для управленческого персонала могут быть:
o выполнение должностной инструкции;
o качество выполненной работы;
o количество выполненной работы;
o соблюдение стандартов времени (норм времени и обслуживания);
o производимое на людей впечатление;
o способность влиться в коллектив;
o заинтересованность в работе;
o интерес к повышению квалификации и служебному росту;
o соблюдение философии организации;
o удовлетворительная оценка качества трудовой жизни. Критерии адаптации для рабочих:
o выполнение норм выработки;
o выполнение сменносуточных заданий;
o овладение рабочим местом (станком, оборудованием, операциями) в соответствии с техническими условиями;
o качество работы процент бракованной продукции в пределах допустимых норм предприятия;
o соблюдение трудовой дисциплины;
o способность влиться в коллектив бригады (наоборот, \"отторжение" бригадой);
o соблюдение деловой философии предприятия.
Испытательный срок
Испытательный срок это основной период адаптации нового сотрудника организации. Пункт об испытательном сроке включается в контракт при следующих условиях:
o этот период необходим в связи со специфическими особенностями работы;
o необходимость \"приглядеться" к новому сотруднику и скрываемым качествам;
o принятый сотрудник не полностью отвечает требованиям, предъявляемым к \"идеальному" работнику;
o это соответствует действующему законодательству о труде;
o установленный срок достаточен для овладения рабочими навыками;
o организован систематический контроль за выполнением работы и регулярная помощь (обратная связь с работником);
o в конце этого периода работник будет извещен о его соответствии или несоответствии занимаемому рабочему месту.
Если в организации установили подходящий испытательный срок (обычно 3 месяца), то по истечении его Вы узнаете, достаточно ли хорошо новый сотрудник выполняет работу. Однако Ваша оценка должна быть максимально объективной и основываться на наблюдениях и анализе в течение испытательного срока, а также на соответствующих критериях оценки. Результаты зависят и от деятельности работодателя. Задайте себе следующие вопросы, если Вы находите, что Ваш сотрудник в чем то не отвечает требованиям к работе:
o Достаточно ли хорошо Вы объяснили сотруднику его рабочие обязанности? :
o Хорошо ли организована сама работа? Достаточно ли четко определены задачи?
o Были ли обеспечены соответствующая подготовка работника и его вхождение в должность?
o Была ли с Вашей стороны обеспечена деловая и моральная поддержка работника?
o Обсуждали ли Вы с работником его слабые стороны с целью их устранения?
Если Вы считаете свои действия правильными и можете доказать свое непредвзятое отношение к работнику, тогда можно предупредить его об увольнении по окончании испытательного срока. Если же Вам не ясна Ваша роль, можно принять решение о продлении испытательного срока и попытаться что-нибудь улучшить в организации испытания или в чем то совершенствовать работу сотрудника. Вы должны иметь в виду, что расходы на наем другого работника могут значительно превзойти расходы на обучение уже принятого сотрудника.
Первые три-шесть месяцев на новой работе самые трудные, и большое число новичков покидает новую работу именно в этот период. Это происходит по ряду причин, из которых наиболее распространенными являются:
o несовместимость с остальными сотрудниками;
o недовольство стилем руководства;
o не оправдавшиеся представления о работе организации;
o утрата \"иллюзий" относительно организации;
o непонимание работником предъявляемых к нему требований;
o высокая интенсивность и сложные условия труда на новом месте;
o несовпадение ожидаемой и фактической оплаты труда.
Для нейтрализации этих факторов Вы должны сделать все возможное, чтобы работники осваивались на новом месте как можно быстрее. Они должны четко знать, что от них ожидают и что они всегда получат совет и поддержку, а также возможности для обучения. Контролируйте их работу регулярно, чтобы они чувствовали себя нужными, и постарайтесь найти сотрудника, способного выполнить роль наставника. Если Вы потеряете Вашего нового работника на этом этапе, то зря пропадут время и деньги, затраченные на проведение найма и отбора.
За период испытательного срока руководитель подразделения обязан удостовериться о соответствии принятого сотрудника требованиям разработанной модели рабочего места:
o соответствие его квалификации документу об образовании (диплому, аттестату, свидетельству);
o реальное наличие профессиональных знаний и умений в данной работе (должности);
o проявление личностных и деловых качеств в стандартных и конфликтных ситуациях;
o наличие вредных привычек и негативных качеств, не совместимых с требованиями организации;
o удовлетворенность работника оплатой труда в соответствии с достигнутой договоренностью;
o культура поведения и культура производства (чистота на рабочем месте, соблюдение правил общего поведения).
Руководитель также обязан выявить и зафиксировать все случаи нарушения трудовой дисциплины, включая внутрисменные простои и потери рабочего времени; социально-психологический климат в коллективе в связи с появлением \"новичка\".
В целях успешного прохождения испытательного срока руководитель должен:
o назначить наставника (консультанта), ответственного за \"новичка\", или взять эту работу на себя;
o подробно ознакомить нового работника с внутренними нормативными документами (положениями, инструкциями, правилами и др.);
o предоставить отдельное рабочее место, показать правила работы на нем, провести инструктаж на рабочем месте; давать четкие задания и поручения, желательно, в письменной форме и вести систематический контроль исполнения;
o ознакомить лично всех членов трудового коллектива (отдел, службу, бригаду) с \"новичком";
o вмешиваться лично во все нестандартные или конфликтные ситуации с \"новичком", ни в коем случае не давать его на \"съедение" неформальному лидеру;
o не применять строгих мер административного, экономического, социологического и психологического воздействия на \"новичка\" в период испытательного срока (кроме случаев грубых нарушений, аварий, травматизма).
Программа введения в должность. Если Ваша организация уже столь велика, чтобы полагаться только на личные контакты, один из способов обеспечить наилучший старт новому члену коллектива состоит в разработке и реализации программы введения в должность. В идеале программа должна контролироваться сотрудником, который непосредственно подчиняется работодателю, хотя в зависимости от размеров Вашей организации эти функции могут выполняться сотрудниками различного ранга. Главная цель состоит в ознакомлении новых сотрудников ; общими правилами работы в Вашей организации, правилами техники безопасности и охраны здоровья, а также с новыми рабочими условиями. Как минимум, новичок должен быть ознакомлен с общей деятельностью организации; коллективом, особенно с теми, кто будет работать с ним непосредственно; характером самой работы; рабочими условиями, например, с правилами техники безопасности и охраны здоровья; оборудованием и общим планом здания; общими сведениями об организации.
Очевидно, что для получения этой информации потребуется срок более одного 2ня. Вам самим понадобится затратить определенное время на отбор и подготовку формации, предоставляемой новичку. Стоит учесть, что первые впечатления самые сильные и могут длительное время влиять на мотивацию к работе и отношение к организации. Что более важно, плохое начало может отдалить то время, когда сонник начнет вносить полноценный вклад в труд коллектива организации. Для управления процессом введения в должность целесообразно указать даты свершения каждого пункта программы и регулярно проверять выполнение мероприятий. Это даст Вам представление о том, какая информация уже усвоена новым сотрудником, а какая нет. Оценка программы введения в должность и испытательного срока может быть сделана с помощью теста.
Проверьте, используете ли Вы следующие средства и мероприятия в период испытательного срока и введения кандидатов в должность.
Вопросы |
Да |
Нет |
Сообщена ли дата начала работы, время явки на прием к указанному лицу? |
||
Проверка оформления личного дела сотрудника |
||
Разъяснение должностной инструкции |
||
Проведено ли представление коллегам (рабочим бригады)? |
||
Проведено ли представление руководству среднего звена? |
||
Проведено ли ознакомление со зданием: входы и выходы, туалеты, доски объявлений, столовые и буфеты, пункт первой помощи? |
||
Проведен ли инструктаж по технике безопасности? |
||
Рассказана ли история, продукция и имидж организации? |
||
Разъяснение общих требований к работе сотрудника |
||
Опанування технік саморегуляції, пошук власних ресурсів для відновлення енергії стають справжнім викликом сьогодення. Розвиток таких навичок є критично важливим скілом для підтримки ментального здоров’я. Ми підібрали для вас дієві поради, як підтримати працівників під час кризи.
Робота HR-спеціаліста містить чимало викликів. Трапляється так, що кандидат технічно підкований на всі сто, але із soft skills спостерігаються проблеми. Що треба знати досвідченому HR-фахівцю, щоб коректно відмовити кандидату?
Кандидати не люблять виконувати тестові завдання, факт. Цьому є цілком логічне пояснення: банально витрачений час. Якщо не візьмуть на роботу, цей час буде змарновано. Тож давайте розберемося, тестові завдання це все-таки перевірка здібностей чи безкоштовна праця на недобросовісного роботодавця?
Дорогі партнери, колеги, друзі!
Щиро вітаємо вас із Різдвом Христовим та Новим роком!
Шановні клієнти!
Напередодні нового року пропонуємо знижки на період з 23 грудня по 31 січня.