Аккаунт не активирован. Проверьте почту . 
  1. Работа в Украине
  2. Публикации о работе
  3. Все о работе
  4. Карьера

«Критический» фактор карьеры

15 мая 2009 425

Природа критики

Критика в чейто адрес — всегда агрессия, завуалированная под дружеский совет или, наоборот, прямолинейная, но она почти наверняка затрагивает самоуважение человека и вызывает его защитную реакцию. Но именно этот психологический кнут чаще всего задействуют в управленческой практике, нередко в сочетании с пряником в виде какоголибо поощрения. Вспомните, когда вас за чтото хвалили в последний раз, но в финале разбавили бочку меда ложкой дегтя в виде нескольких нелестных замечаний, какую именно часть начальственной речи вы потом дольше всего анализировали? Как правило, именно критика, а не чьето восхищение нашими достоинствами заставляет нас собраться для решения ответственной задачи. Например, один известный советский чемпион по стендовой стрельбе был способен на победный результат только в том случае, если за несколько минут до выхода на позицию к нему подходил его тренер и начинал ругать почем зря. После этого злой и пристыженный спортсмен брал в руки оружие и палил по мишеням так метко, словно отстреливал злейших врагов. Таким образом, вы наверняка согласитесь, что бывают ситуации, когда хорошо аргументированная критика — неизбежное зло, без которого не обойтись. Кстати, нелишне знать, что люди разных психологических типов неодинаково реагируют на претензии в свой адрес. Например, неуравновешенные от природы холерики могут запросто вспылить на ваши слова и ответить тройным залпом собственных претензий. А душевно сбалансированные флегматики скорее вообще никак не отреагируют на ваш праведный гнев и с невозмутимым видом продолжат идти своим точно заданным жизненным курсом. Больше всех указание на недостатки ранит меланхоликов с их тонкой душевной организацией, так что помните об этом и дозируйте собственную вербальную агрессию.

Прежде чем критиковать

Психологи рекомендуют предварять неодобрительное замечание объективной похвалой. Предположим, до конца рабочего дня осталось несколько часов, а коллега до сих пор не успел составить информационную справку, на основе которой вы должны уже к завтрашнему утру подготовить для руководителя департамента важный аналитический отчет. Что делать? От души «разбомбить» сослуживца или дипломатично поставить ему на вид? Второй вариант выглядит более разумным, особенно, если ваш товарищ не успевает сделать работу по объективным причинам. В таком случае начните свой монолог с обращения к лучшим качествам коллеги. Напомните ему о том, как вам уже не раз удавалось в связке выполнять ответственные поручения. Например: «В прошлый раз босс оценил наш отчет по высшему баллу, и я был уверен, что и сейчас мы сработаем не хуже. Объясните, почему вышла заминка с подготовкой документа?» При этом тон должен быть корректным, а голос спокойным. Тогда коллега вряд ли почувствует себя задетым вашими словами, ведь в своей критике вы исходите от его большого потенциала, а не намекаете на проблемы с проф-пригодностью.

Золотые правила корректной критики

Кстати, многие психологи уверены в положительном влиянии конструктивной критики в первую очередь на человека, ее высказывающего. Дело в том, что невыраженное в словах недовольство, как и любая иная подавленная сильная эмоция, действует разрушающе на душу и тело своего автора. Поэтому выражайте негатив на здоровье, но делайте это мудро, то есть в первую очередь тактично по отношению к критикуемому. Не загоняйте человека в угол, оставляйте ему шанс «сохранить лицо». Ни в коем случае не обличайте коллегу при свидетелях. Публичная экзекуция чрезвычайно оскорбительна, и ее нельзя оправдать никакими доводами справедливости.

Многие мудрые люди, прежде чем предъявлять претензии к человеку, признаются в том, что когдато сами прошли через подобные ошибки. Таким образом они сразу переводят разговор из ситуации конфликта в плоскость дружеского выяснения причин возникшей проблемы. Надо стараться совместно решать задачу, а не зацикливаться на личности коллеги. Некоторые люди обожают при любой возможности винить в собственных просчетах других. Авторов подобной критики иначе как критинами и называтьто не хочется. Окружающие быстро начинают понимать, с кем имеют дело, и даже в случае справедливости претензий сослуживца по привычке отмахиваются от его доводов.

Кроме приведенных выше рецептов «здоровой» критики можно посоветовать следующее.

  • Высказывая претензии, не ставьте на человеке крест; всячески подчеркивайте, что продолжаете верить в него и рассматриваете недоразумения как обычные издержки, неизбежно возникающие при решении сложной задачи.
  • Указывая на чьито просчеты, в какойто момент переведите разговор в деловое русло и предоставьте оппоненту возможность отвечать на вопросы. Такой режим диалога как нельзя лучше способствует преодолению кризиса.
  • Никогда не обобщайте и не ставьте оскорбительных диагнозов типа: «Видимо, вы просто не компетентны в своем деле, если не способны решить такую простую задачу».
  • И помните, что при всей своей эффективности частая критика запросто может создать вам репутацию ужасного зануды, и в итоге вокруг вас образуется вакуум всеобщего отчуждения.

Андрей ВЕТРОВ
www.zarplata.ru

Читайте также
  • Украинский рынок труда: весна меняет не только погоду27 Апрель, 2017

    Весна пришла: сезонные оживления на рынке труда

  • Продуктивный отдых на обеденном перерыве26 Апрель, 2017

    Обеденный перерыв – законное время работника. Он разделяет трудовой день на две равные части и дает возможность отдохнуть и восстановить свои силы. Обычно сотрудники не умеют продуктивно использовать это время и растрачивают его попусту. В итоге не получают ни удовольствия, ни ожидаемого отдыха.

  • Международный день секретаря: праздник людей, на которых держится работа компаний 26 Апрель, 2017

    Этот праздник, в 1952 году, начали отмечать в Соединенных Штатах и, сегодня, он существует в рамках, уже традиционной недели профессиональных административных работников

  • Вице-премьер Розенко заверяет: повышения пенсионного возраста не будет25 Апрель, 2017

    Впервые за 15 лет истории сотрудничества Украины и МВФ, Меморандум о сотрудничестве полностью опубликован на сайте отечественного Министерства финансов.

  • Замечания работодателей к резюме соискателей24 Апрель, 2017

    Резюме является визитной карточкой любого соискателя. С изучения резюме начинается знакомство работодателя с соискателем. Чтобы это первое впечатление было положительным, очень важно приложить максимум усилий, чтобы грамотно и правильно оформить резюме. Так как работодателям, менеджерам по персоналу и HR-менеджерам часто приходится изучать резюме соискателей, именно они могут дать компетентный взгляд на ошибки, которые допускают в резюме соискатели.

↑ Наверх