Скажем сразу: для реализации описанного ниже плана требуется определенная решительность и готовность несколько изменить себя и свой привычный образ жизни. Впрочем, для человека, оставшегося без работы (или стоящего на краю этого) это обычно несложно.
Итак, приступим.
Вы – квалифицированный специалист, но в ваших услугах больше не нуждаются. Более того – в подобных услугах перестали нуждаться сразу многие, и вы стоите перед невеселой перспективой засесть дома на неопределенный срок, «пока не утрясется». При этом эксперты высказываются в том смысле, что утрясаться будет еще года два – многовато для того, чтобы все это время сидеть без работы!
Однако, что же делать? Ведь чем глубже кризис, тем меньше людей в штате. Но в этом и заключается ваша новая возможность. Если вы уверены в своих профессиональных качествах, вы можете стать Независимым Специалистом – консультантом, экспертом, подрядчиком и т.д. Вы можете делать то же самое, что и раньше, но для нескольких различных заказчиков сразу. И получат за это в итоге деньги даже бОльшие, чем прежде. Просто потому, что в кризис компании становятся очень чувствительны к расходам. Держать штатную единицу дорого, заказать услугу внешнему агентству – тоже дорого. А потребность есть – нужен и подбор, и делопроизводство, и обучение, худо-бедно, тоже по-прежнему нужно. В этой ситуации для компании логично обратиться к независимым специалистам – их гонорар будет меньше, чем гонорар агентства, но, в то же время, это разовые расходы, нет нужды оплачивать их постоянно.
Означает ли такой подход открытие своего бизнеса? И да, и нет.
Разберемся с этим подробнее.
Как правило, новые компании создаются людьми, хорошо разбирающимися в определенной предметной сфере. Так, кадровые агентства чаще всего создаются рекрутерами, уставшими работать «на дядю». Но хорошо уметь подбирать персонал вовсе не означает быть хорошим бизнесменом! И вот, вместо того, чтобы хорошо делать свое дело, наш рекрутер осваивает менеджмент, маркетинг и бухгалтерский учет. Причем, чаще всего – «без отрыва от производства» - т.е. продолжая пахать в своем агентстве в качестве рекрутера. Что имеем в итоге? Обычно - расшатанные нервы, завал сроков по всему, чему только можно (по проектам, по зарплате, по аренде, по налоговой отчетности...) и все более очевидную перспективу финансового краха.
А почему? А все потому, что в нашем обыденном понимании слово «бизнес» неразрывно связано со словом «фирма». То есть - офис, секретарь, толпа наемных работников и все такое. Но все это - издержки. Зарплата, аренда, имидж - все это требует денег здесь и сейчас, безотлагательно. И для того, чтобы эти издержки покрыть, вам придется сразу обладать двумя вещами - деньгами и талантом управленца-организатора. Кроме того, есть и третий фактор – на ваши услуги должен быть стабильный платежеспособный спрос, достаточный, чтобы прокормить всю вашу организацию. В условиях экономического кризиса с этим повсеместно напряженка – спрос сокращается, а конкуренция крепчает с каждым днем, ведь существующие игроки никуда не деваются.
Очевидно, что внезапно сокращенный специалист не обладает запасом в несколько десятков тысяч долларов, которые он может спокойно вложить в организацию своей компании. Так же очевидно, что далеко не все люди могут (и хотят!) «рулить» своей компанией, со всеми ее проблемами и сложностями.
Поэтому увольнение – явно не повод для того, чтобы начинать «большой бизнес», особенно в такое время.
А вот начало работы в качестве Независимого Специалиста, развитие своего персонального бренда может стать альтернативой «фирме», причем, альтернативой позитивной, дающие реальный выигрыш по сравнению с организацией «конторы».
Это направление очень хорошо развито на Западе. Там огромное множество "консультантов по..." То есть, такие специальные люди, действующие от собственного имени, к которым можно при необходимости обратиться. Фирм, больших и маленьких, там тоже хватает. Но часть клиентов пользуется услугами индивидуалов. По разным причинам.
Что дает вам такой подход? Вы избавляетесь от арендных издержек – работа ведется из дома и «на выезде». Вы не тратите денег на содержание штата сотрудников: единственный и самый главный работник – вы сами. И вы не тратите силы на вдохновление сотрудников, и у вас не болит голова о том, работают ли они, или чатятся в рабочее время. В общем, вы сосредотачиваетесь на том, что лучше всего умеете. На подборе. Или на управленческом консалтинге. Или на делопроизводстве. Кстати, в нашей стране наиболее преуспели в деле создания личных брендов бизнес-тренеры. Очень часто клиенты выбирают обучение не по компании-организатору, а по имени привлеченного ею тренера.
Так вот. Работая от своего имени, вы избавляетесь и от множества промежуточных звеньев, вносящих помехи в работу с клиентом. Соответственно, вы полностью контролируете процесс, и результат зависит только от вас.
Есть и еще одна сторона. Для «нормальной» компании, презентующей себя как «фирма», традиционной организационно-правовой формой является ООО - Общество с Ограниченной Ответственностью. А это - обязательный бухучет (хотя бы в минимальном объеме на упрощенной системе налогообложения). А это - обязательный бухгалтер или собственные усилия по разбирательству в предмете. Что тоже требует времени. При работе же от собственного имени вам будет достаточно оформить свидетельство частного предпринимателя, отчетность которого готовится проще. Этим вполне можно заниматься самостоятельно и не терять на это много времени и сил.
То есть, с какой стороны не посмотри – кругом выходит экономия и красота. Более того, если организация своей «большой» фирмы подразумевает однозначное «отречение от старого мира» наемной работы, то Независимый Специалист гораздо мобильнее – он может свободно менять статусы, не будучи связанным никакими внешними ограничителями. Сегодня идет работа по договору об оказании услуг, завтра – принят в штат и услуг более не оказывает. А может и оказывает, в свободное от основной работы время.
Таким образом, вариант работы в качестве Независимого Специалиста может оказаться очень интересным вариантом для инициативных, но оказавшихся без работы людей.
Более того, этот вариант подойдет и тем, кто мечтает о большой фирме, но не имеет стартового капитала. Работая в одиночку можно изучить тонкости рынка и наработать определенную клиентскую базу, что позволит в дальнейшем стартовать не с пустого места.
И еще один плюс - Независимый Специалист может нормально существовать даже в небольших городах, где поднять традиционный бизнес сложно в силу высокой конкуренции и объективно малого количества заказов. И, кстати, уровень дохода «индивидуала», в любом случае, выше, чем уровень дохода директора начинающей компании.
Что же, подведем итог.
Путь Независимого Специалиста - для тех людей, которые хотели бы быть свободными от прихотей начальства, но не хотели бы взваливать на себя ярмо собственной фирмы.
A также для тех, кто не хотел бы терять квалификацию в кризисные времена только из-за того, что его работодатель сокращает штаты.
И для тех, кто подумывает о своем бизнесе: задумайтесь, что вам приятнее: быть известным и высокооплачиваемым независимым специалистом, или одним из многочисленных погонщиков упрямых и ленивых наемников, никак не желающих вести вашу контору к процветанию?
А еще это - путь для тех, у кого уже есть свой маленький бизнес, над которым нависла угроза закрытия. Прикиньте - стоит ли продолжать это дело в таком виде дальше? Может, одиноким волком вы были бы успешнее?
В любом случае не столь важно, решитесь ли вы начать с понедельника новую жизнь в качестве Независимого Специалиста, или предпочтете пока ничего не менять. Главное, что в списке ваших возможностей появится еще одна – и, кто знает, может быть в какой-то момент именно она станет для вас отличным решением!
Автор: Максим Федоров
Короткий світловий день, холод і осіння мряка впливають на настрій, а втома, апатія і навіть легка депресія — компаньйони гнітючих осінніх днів. Втім, скористайтеся нашими порадами, щоб мінімізувати стрес від перебування в такій непривітній «компанії».
Новачок на роботі. До нього завжди придивляються. Від того наскільки новий співробітник уважний, тактовний та обачний залежить, як його прийме колектив, як складатимуться взаємини з керівництвом. Треба докласти чимало зусиль, щоб перше враження було гідним, адже другого шансу може й не бути.
В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.
Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.
Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».