Обычно
работодатель хочет видеть на этом месте человека с опытом работы, высшим образованием и знанием иностранного языка и персонального компьютера. Продавать можно все что угодно: алкоголь, Интернет-услуги, холодильники, химические продукты. Ты никогда не имела дела с полиуретанами, а с холодильником сталкивалась исключительно на кухне? Это не повод для отчаяния. Личные качества в этой профессии не менее важны. Главное из них - коммуникабельность.
Тебе предстоит искать потенциальных покупателей, убеждать, что без твоей продукции их ждет полный крах. Скучать не придется. Торговля - творческий процесс, который заставляет искать нестандартные ходы. Это ты поймешь с первых шагов. Конечно, если отнесешься к ней не формально и всерьез хочешь преуспеть.
Моя приятельница, менеджер по продажам с шестилетним стажем, говорит, что в начале наиболее сложным для нее был поиск клиентов по телефону. Ее отфутболивали секретарши, и до разговора с потенциальным клиентом дело не доходило. И вот какой трюк она придумала. Звонила в незнакомую фирму и под тем или иным предлогом выясняла имя-отчество интересующего ее лица. Перезванивала на следующий день и уже просила позвать к телефону конкретного человека. У секретаря создавалось впечатление, что шеф ждет этого звонка.
Главное - начать, и вскоре у тебя появятся свои хитрости. Пока опыта нет, обрати внимание на такие объявления: "Косметическая фирма приглашает на место менеджера по продажам женщин от 18 лет. Образование не имеет значения. Требуется умение общаться с людьми. Свободный график. Зарплата зависит от объема ваших продаж. Возможен профессиональный рост". Для начала убедись, что фирма заслуживает доверия: нет ничего хуже, чем взяться за продажу подозрительной продукции по заданию недобросовестных товарищей. Можно заработать кучу неприятностей, и разочарование неизбежно.
Марчендайзер - не Франкенштейн Скорее всего, ты начнешь с должности, которая называется марчендайзер. Он объезжает торговые точки, где представлен ваш товар, следит за оформлением рекламных стендов и витрин. Вспомни рекламные наклейки на дверях магазинов, фирменные холодильники с колой, столы-витрины косметических компаний с красиво разложенными пробниками - это и есть вверенное марчендайзерам хозяйство. Именно они следят за тем, чтобы колу подавали обязательно со льдом, а продавцы парфюмерии опрыскивали народ духами из исполинских бутылей. Работа несложная, но и зарплата не поражает воображение.
Полевые работники Так называют себя торговые представители, чей труд поистине нелегок. Это следующая за марчендайзером ступень в карьере менеджера по продажам. На плечах торговых представителей - переговоры с заказчиками и продавцами (например, о сокращении или увеличении заказов), заключение сделок на небольшие партии товара или мелкие заказы. Дело приходится иметь не только с материальным товаром. Продавать можно и услуги - от переработки мусорных отходов до телекоммуникационной связи. Кроме того предстоит общение с дистрибьюторами, которым нужно рассказать о товаре, а иногда и провести для них презентацию.
Все выше, выше и выше Следующая ступень - непосредственно
менеджер по продажам. Он руководит торговыми представителями, решает организационные вопросы и работает с крупными заказчиками. Объем работы чудовищный, и вознаграждение побольше, конкретная сумма зависит от размеров компании. Мобильный телефон и служебная машина, как правило прилагаются.
Далее следует региональный директор по продажам. Он уже относится к числу так называемых топ-менеджеров, в просторечии - начальников. Как видно из названия, региональный директор отвечает за распространение продукта на определенной территории. Он решает вопросы продажи и рекламы, просчитывает годовой бюджет, делает прогнозы рынка. Здесь уже не обойтись без экономического образования и знаний тенденций рыночного развития.
И, наконец, директор по продажам. Тут все ясно. Он самый главный и существует, как правило, в единственном числе. Уровень зарплаты назвать трудно. Перспективы - стать владельцем или совладельцем компании, потом можно и в олигархи податься, а уж у последних сама понимаешь какая зарплата.
Темпы роста зависят, главным образом, от твоего честолюбия. Чтобы пройти путь от марчендайзера до директора по продажам, понадобится как минимум десять лет. Это касается в основном крупных компаний, где присутствуют все упомянутые ступени
карьеры. В мелких фирмах некоторые должности могут быть совмещены "в одном флаконе". Оплата там соответственно не заоблачная. Зато в небольшой компании ты можешь быстро набраться опыта. Года через два можно перейти в более крупную фирму и начать свое продвижение уже, к примеру, с торгового представителя.
Большинство крупных компаний, работающих на украинском рынке, либо имеют иностранное происхождение, либо построены по западным образцам. Поэтому тебе рано или поздно придется изучить особенности иностранного ведения бизнеса. Ты наверняка столкнешься с аттестацией (evaluation). Периодически компании проводят анкетирование сотрудников. Ты должна будешь описать свое видение занимаемой тобой должности, сформулировать задачи, с которыми ты бы хотела справиться, и обозначить вершины, которых мечтаешь достичь. Твой план оценят старшие товарищи. Они решат, какой объем работ тебе можно доверить и в какой момент повысить зарплату. В некоторых случаях компании оплачивают обучение своих специалистов. Это хороший признак: если вкладывают деньги, значит, ценят.