При всём этом, то, что стоит за этими двумя словами, их анатомия и идея, является высшим уровнем планирования деятельности. Люди это приняли с помощью книжек, согласились, но, к сожалению, в подавляющем большинстве случаев, на этом процесс и встал.
Я не говорю, что ни у кого нет «миссии» и «видения». Есть. Но, во-первых, у единиц. А во-вторых, у половины из них они сформулированы для галочки, и не выполняют своего предназначения. Не несут свою «миссию».
Так что не думайте, что все вокруг д'Артаньяны, только у вас неправильно. Вы не одиноки. И причины для этого крайне веские.
Настоящее понимание своего действительного предназначения — это вам не просто PR. (Некоторые циничные консультанты утверждают, что «миссия» и «видение» — просто формулировки, используемые исключительно в целях PR для того, чтобы завлечь публику. Типа такое манипулирование: мы вам скажем пару волшебных слов, от которых у вас потекут слюни, и вы как зомби пойдёте с нами. К счастью, это так не работает).
Непонимание данной темы выражено и в словарях, так что можете не рыться в поисковике — я уже порылся. Определения точны процентов на двадцать каждое, привожу в качестве примера, а не в качестве правильного ответа.
Современный экономический словарь: миссия организации (лат. missio — посылка, поручение) — экономическое предназначение, призвание, цель существования организации.
Словарь по экономике и финансам: миссия организации - философия и предназначение организации, смысл ее существования на рынке, отличие организации от остальных организаций. Философия организации определяет ее культуру и социальные ценности. Предназначение организации характеризуется целями и задачами, для реализации которых организация осуществляет свою деятельность. Обычно в миссии провозглашаются: - социальные обязательства и гражданская ответственность перед обществом;
- принципы отношения к различным группам общественности, к окружающей среде и т.д.
Наиболее близка к правде Википедия, там правильное определение (ну наконец-то), но неправильное объяснение (технически неточное, делающее реализацию определения возможной только тому, кто понимает, как это делать на практике. Человек, который впервые старается разобраться в вопросе, попытавшись побуквенно использовать данное определение, испытает непреодолимые трудности — значить оно неточно).
Википедия:
М́иссия — одно из основополагающих понятий стратегического управления. Разные ученые давали различные формулировки миссии, но в целом можно выделить два подхода к понимаю миссии.
1. В широком смысле миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации.
Философия организации определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, каких целей она намерена добиваться. Философия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется, тогда как предназначение может меняться в процессе изменений как внутренней, так и внешней среды организации.
2. В узком понимании миссия — это определение того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия должна раскрывать смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.
Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брэндовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй - расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:
1. цель функционирования организации,
2. область деятельности организации,
3. философия организации,
4. методы достижения поставленных целей,
5. методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).
Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.
Конец цитаты.
Что тут неправильного — так это чрезмерное усложнения понятия. Само определение на удивление точное. Но если вы попытаетесь разобраться по словарям, что значит философия организации, но точного понятия не найдёте и запутаетесь. А методы могут быть настолько обширными, что включат в себя все регламенты и кодексы, что явно выйдет за рамки миссии, и затронет следующий, отдельный (и очень обширный) уровень планирования — оргполитику.
В общем, определение, данное в Википедии рабочее, только нужно выкинуть из него философию и любое упоминание о ней, и методы. Если вы не пойдёте дальше того, как в определении Википедии сформулировано предназначение, то вы сформулируете то, что действительно можно назвать миссией.
Видите, сколько путаницы? А «миссия» ещё простое слово. С «видением» проблем больше. И вот почему.
«Видение» - неправильный перевод слова vision. Перевод этого слова — не «видение», а «мечта». Так наиболее часто употребляется оно в английском языке. Это синоним слова dream.
Так вот «видение» - это просто цель организации в том виде, о котором мечтает её основатель (постановщик целей).
В «миссии» цель, в «видении» цель — как разобраться? Эти цели отличаются глобальностью.
Лично мне с этим вопросом помогли разобраться тексты Л. Рона Хаббарда, написанные на тему целей примерно за тридцать — сорок лет до того, как тема «миссии и видения» вообще стала модной в менеджменте. Хаббард не использует слова «миссия» и «видение», он использует термины «goal» и «purpose», которые в русских переводах его работ обозначены как «цель» и «замысел». Так как это инструменты, использующиеся на одном и том же уровне планирования, да и определения весьма схожи, то, скорее всего, речь идет об одном и том же явлении.
По Хаббарду «цель» - это широкомасштабный предмет стремления, то, что требуется достичь в стратегическом смысле слова. Например «покорить Эверест». Это понятие, скорее всего, эквивалентно слову «видение». У цели есть конкретный момент её реализации и такой критерий, как выполнимость. По сути, это глобальная задача, которая может быть достигнута, после чего нужно будет ставить новую глобальную задачу.
«Замысел» - это «меньшая цель, конкретизирующая действия», а также «намерение» и «предназначение». Очень похоже на «миссию», как это сформулировано в Википедии.
PR может использовать и то и другое. Но подобные ценности не формулируются для целей PR — это был бы циничный обман, попытка манипуляции, которые из-за своей лживости всё равно не приведут ни к чему хорошему. «Наша цель — коммунизм!» было написано на крыше дома моих родителей в Самаре огромными светящимися буквами. Сегодня большинству доподлинно известны истинные цели правителей тех лет.
Коммунисты использовали «миссию» и «видение» в целях PR, и только. К сожалению, их общество вымерло. Та же участь постигнет любую организацию, которая врёт своим сотрудникам и публике. Чем меньше размер организации, тем быстрее наступит вымирание.
Плевать на приемлемость, на формулировки, принятые в обществе. Чего вы хотите на самом деле? Если вы будете откровенны, полностью честны с самим собой и с людьми, вы получите три эффекта. Первый: вам не придётся менять «миссию» и «видение», если не изменится ваше мировоззрение (остальные факторы не будут играть роли). Второй: вы с удивлением обнаружите, что к вам присоединяются настоящие единомышленники, а не «пассажиры». И третье: настоящая цель будет реализована. Это волшебство.
Во всём этом таится такой серьёзный подвох, что многие будут шокированы, не успев начать. Выясняются два момента. Во-первых, люди действительно не знают собственных целей и не могут их сформулировать. И это не игрушки, а весьма мучительное состояние, от которого сильный человек стремиться избавиться, и не может. Во-вторых, истинные цели, которые движут человеком, часто зарыты под грудой хлама, типа «купить новый джип», так что без посторонней помощи не разберёшься. Ну и всегда остаются те 2,5% людей, настоящие цели которых разрушительны. Но таких людей меньшинство, и мир движется вперёд не благодаря им, а вопреки.
Сложный предмет, не так ли? Однако нет. Это только видимость. И те, кто разобрался в нём, испытывают такое громадное облегчение, что их бизнес зачастую автоматически увеличивается в разы. Сначала порядок в голове, потом в делах — и пошло, поехало.
Кто-то разберётся сам. Снимаю перед ним шляпу. Кому-то нужна помощь.
Добро пожаловать.
Вадим Мальчиков,
учредитель Центральной тренинговой компании, www.consulter.org
Нещодавно ми писали, як обрати навчання в магістратурі за кордоном. Сьогодні пропонуємо вашій увазі топову підбірку нагадувань, що взяти з собою, якщо плануєте навчатися в іншій країні.
Перед українцями, які планують навчатися в магістратурі за кордоном, постають цілком закономірні питання: в якій країні навчатися, який ВНЗ обрати? Університетів сотні, обрати доведеться один. В цій статті ми розкажемо, на які речі треба передусім звернути увагу українцям, які хочуть навчатися в магістратурі за кордоном.
А ви знали, що адаптацію персоналу поділяють на первинну і вторинну? Якщо ні, в цій статті з’ясовуємо відмінності між ними. А також розказуємо найдієвіші поради, як швидко адаптуватися на новій роботі.
YouTube пропонує безліч можливостей для зростання і заробітку. Але тільки якщо знати, що робити. Нещодавно ми писали, як зацікавити дитину фрилансом, а сьогодні повідаємо корисні поради, як успішно запустити власний YouTube-канал в 2025 році.
Прояви дискримінації на співбесідах зазвичай не вибиваються зі стандартного кола питань. Хоча іноді HR-спеціалісти можуть і здивувати. Сьогодні з’ясовуємо, як відповідати кандидату в подібних ситуаціях.