UARU
Ваш акаунт не активовано. Перевірте пошту. 
  1. Робота в Україні
  2. Публікації про роботу
  3. Роботодавцю
  4. Методи управління персоналом
  5. Неформальное обучение сотрудников

Неформальное обучение сотрудников

25.02.2013 37724
Все мы учимся. Учимся дома, учимся на работе, учимся везде. Кто-то больше, а кто-то меньше. Ведь тот, кто не учится, тот стоит на месте и покрывается вековой пылью. Поэтому все мы, так или иначе, учимся.

Если задуматься, то вся жизнь – это один сплошной цикл неформального обучения. Или формального!? Тут уж  вопрос отношения к жизни.

На работе мы учимся как формально, согласно существующей в компании стратегии развития профессиональных качеств сотрудников; так и неформально, взаимодействуя, интересуясь, да и просто существуя. Соответственно, не удивительно, что многие организации хотят использовать весь потенциал неформального обучения.

Можно выделить несколько направлений, согласно которым компания может строить работу в рамках идеи неформального обучения. Но перед тем как приступить к их перечислению, хотелось бы заметить, что есть несколько критичных факторов, без которых идея неформального обучения, очень рискует так и остаться просто идеей. Во-первых, оно должно быть интересным, чтобы был энтузиазм, вовлеченность, азарт и возможность получить удовольствие. Во-вторых, не смотря на то, что обучение неформальное, оно должно быть управляемым. HR, директор, или менеджер по обучению, кто бы не реализовывал этот проект должен отлично представлять себе каких целей он хочет добиться и как для этого организовать процесс.

1. Литературное направление

Включает в себя различные формы работы с текстами. Такие как читательские конференции. Когда сотрудники собираются вместе и обсуждают прочитанные ими книги. Существуют различные форматы подобного мероприятия. Оно может быть посвящено обсуждению одной книги, с выступлением спикера, ее презентацией и последующей дискуссией. Возможен и формат когда разные люди представят прочитанные ими книги и свое к ним отношение. А затем групповым обсуждением будет, к примеру, сформирован рейтинг этих книг. Больше того, этот рейтинг может быть соответствующим образом оформлен и опубликован в различных источниках как: «топ 10 книг для менеджера, по мнению компании АБВ». Подобная практика помимо определенного пиара, имеет и еще один очень важный смысл. Факт создания общего продукта по результатам совместной деятельности, читательской конференции в нашем случае, является великолепным стимулирующим фактором. Это будет актуально и для всех остальных направлений неформального обучения.

Но помимо обсуждения текстов написанных кем-то, ваши сотрудники ведь могут писать и сами. Больше того, почти наверняка кто-то из них уже пишет. Человек существо социальное и он активно нуждается в самовыражении. Благо современное развитие социальных сетей и блогов дает для этого все инструменты. Возможно, они пишут на профессиональные темы, возможно отзывы на прочитанные книги, может быть, анализируют свой рынок. Вариантов много, но главное это можно и нужно использовать. Можно устраивать конкурсы на лучшую статью по заданной тематике, публиковать их на корпоративном портале, в корпоративной газете. И если таковых не существует, то их как раз можно завести, и наполнить контентом созданным собственными же работниками. Главное всячески стимулировать эту деятельность, и вы удивитесь, как много талантов вы не замечали раньше.

2. Игровое направление

Обучение через игры – это уже классика. Собственно говоря, методология современных тренингов во многом и так базируется на игровой концепции. Но здесь хотелось бы посмотреть на игры немного под другим углом. Дело в том, что в неформальном обучении критически важна инициатива самих обучающихся. А значит и игры должны быть такими, в которые люди играют и так, потому что им это нравится, а не, потому что это в рамках какой-нибудь программы развития персонала.

К примеру, кто-то из нас любит карточные игры покер, преферанс или бридж. Кроме того, что они являются развлечением, они также тренируют такие навыки как умение анализировать, умение блефовать, умение просчитывать на несколько ходов. Кто-то любит играть в компании в «крокодила». Весело, азартно, но ведь, сколько всего полезного происходит параллельно, учишься задавать вопросы, выступать перед аудиторией, мыслить нестандартно. Или настольные игры, от классической монополии, до различных вариаций с захватом планет и борьбой за мировые ресурсы. Удовольствия уйма, а еще учишься искать союзников, предвидеть проблемы, рассчитывать свои силы. А с каких неожиданных сторон в процессе игры может раскрыться, казалось бы, знакомый человек.

Ведь нет ничего проще, чем организовать клуб любителей той или иной игры, а можно и разных, чередуя их. Затраты минимальны, помещение да чай, но если грамотно организовать этот процесс, поставить себе задачу отслеживать и управлять им, то очень много полезного можно получить на выходе.

3. Драматическое направление

В этот модуль входят различные формы публичных выступлений. И это не обязательно драмкружок. Хотя драмкружок это тоже отличный инструмент. Только подумайте как часто нам, непосредственно в нашей профессиональной деятельности, нужны артистические навыки. Презентация, способность убеждать, способность подстраиваться и еще десятки наиважнейших навыков – это же не что иное, как умение талантливо сыграть свою роль. Вот и отлично! В рамках подобной мастерской талантов, можно репетировать, и хоть и поверхностно, но использовать различные методики развития, применяемые в театральных ВУЗах. Заманчиво же звучит, если вас позовут не на очередной тренинг, а на мастер-класс по системе Станиславского.

А за тем, как награда за долгие репетиции и труд, премьера. Тут вам и снятие барьеров перед публичным выступлением, и положительные эмоции от обратной связи, и все тот же продукт, созданный совместными усилиями, о котором мы уже упоминали.

И театральная форма тут не единственный вариант. Можно делать короткометражные фильмы. Как вам идея конкурса на лучший рекламный ролик компании, или лучшее поздравление с праздником!? Еще можно выбрать такой формат, при котором участие в подобных мероприятиях смогут принимать не только непосредственные сотрудники, но и их дети к примеру. Это и с социальной точки зрения красиво, да и удельную долю позитива в компании наверняка увеличит.

4. Спортивное направление

Наверное, самый очевидный модуль. Совместные занятия спортом дают сразу несколько возможностей, это и возможность снятия накопившегося напряжения и возможность переключится с рабочих вопросов. Да и улучшение здоровья сотрудников, это тоже очень важно для компании. Но что с обучением!? Тут тоже все на поверхности. Командные виды спорта – это отличный тренинг командообразования, и не что так хорошо не развивает целеустремленность и способность преодолевать трудности, как систематические занятия спортом. При этом затраты минимальны: площадка, мяч, ракетки или шайба. Добавляем соревновательный момент (состязание между отделами, подразделениями, филиалами), какой-нибудь кубок и возможность общественного признания победителей, и все заработает.

5. Наставничество

Речь здесь идет не о наставничестве, как форме адаптации новых сотрудников в организации, а о наставничестве, как о жизненном примере. То есть в организации должны быть такие люди, которые бы являлись моральными авторитетами, и подавали необходимый личный пример сотрудникам, взаимодействующим с ним. Люди склонны перенимать модели поведения. И если в рамках компании правильно позиционировать и преподносить положительные модели поведения, остальные люди будут стремиться их перенять. Однако при этом существует несколько подводных камней. Во-первых, в компании может и не найтись такого человека, которого можно было бы поставить в пример. А во-вторых, как определить «правильную» модель поведения, кто будет в состоянии оценить все возможные последствия при наследовании сотрудниками каждой конкретной модели поведения?

Читайте также:
«Как правильно учиться»
«Какой бывает работа в команде»
«Корпоративные вечеринки как средство контроля коллектива»
«Кто должен помочь новому сотруднику в адаптации»


Читайте також

  • Як все пам’ятати, а не забувати?22 жовтень, 2024

    В сучасному ритмі життя, коли треба скрізь встигнути і багато чого зробити, наша пам'ять час від часу дає збій. Не завжди пам'ятаємо, де лежать документи, забуваємо про заплановану зустріч, вийшовши з дому, важко згадуємо, чи вимкнули з розетки праску тощо. А причина такого збою – перевтома, часті хвилювання, і, як не дивно, одноманітність.

  • Читання в юному віці – кар'єра у майбутньому 28 вересень, 2024

    Підвищення по службі чи в іншій діяльності, досягнення популярності, слави тощо – це все кар'єра. А з чого починається це сходження і коли? На це запитання дає відповідь соціолог із Оксфорда Марк Тейлор.

  • Як полегшити вихід на роботу після відпустки? 8 вересень, 2024

    Декілька порад від наших експертів про те, як, повернувшись до роботи, правильно застосувати «відновлений багаж сил».

  • Піднімайся і йди30 серпень, 2024

    Впавши, піднімаємося, обтрушуємо одяг, хочемо зробити крок, але біль у забитих колінах не дає ступити. Адже йти треба, хоча б до медпункту. Одні встають і, перемагаючи біль, йдуть далі, а в інших сил вистачає лише до кабінету лікаря або самому перев'язати собі рани, а деякі не можуть навіть піднятися від сильних забитих місць, розчарування та зневіри. Що робити і як допомогти собі?

  • Розміщення вакансій на сайті Jobs.ua19 серпень, 2024

    Jobs.ua хоче підтримати Кращих Роботодавців і розширити можливості Шукачам роботи у важку хвилину, тому продовжує працювати в галузі працевлаштування та зберігає знижки і можливість безкоштовного розміщення вакансій для роботодавців.

↑ Вгору